Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №14/2008

ШКОЛА ПРИРОДЫ

Продолжение. Начало в № 11, 12, 13/2008

Определитель камней для начинающих коллекционеров

Осадочные породы

Кроме мела, рисуем углем

Кроме пород, созданных из окаменевших останков животных, существуют породы, образованные из окаменевших растений.

В художественных салонах можно приобрести коробочку древесного угля.

Птичка. Рисунок углем.

Птичка. Рисунок углем.

Это не обычный уголь, не тот, что получается после того, как прогорит костер. Древесный уголь — это остатки окаменевшего дерева. Тоненькие кусочки — остатки небольших веточек. Древесным углем можно рисовать черно-белые картинки. Например, на тему жизни первобытных людей.

Залежи древесного угля

Залежи древесного угля

Единственный недостаток этого материала — он пачкает пальцы. Поэтому, экспериментируя, нужно иметь наготове тряпочку, чтобы угольные следы после рисования не появились по всей комнате.

Кремень, как и известняки, относится к осадочным породам. Очень часто слои его залежей обнаруживаются внутри известняков: например, среди белого мела ученые натыкаются на черную полоску кремня. Кремень обычно черного или серого цвета. Он не образует кристаллов и имеет гладкую блестящую поверхность.

Наконечники копий из кремня

Наконечники копий из кремня

Этот камень играл огромную роль в жизни первобытных людей. Во-первых, с его помощью добывали огонь. Если ударить куском кремня по куску другого кремня, вылетит искра. Управляться с этими первобытными спичками было не очень просто, не с каждого удара высекается искра. А ведь она еще должна попасть на легковоспламеняющийся материал в костре, чтобы возник огонь! Иными словами, чтобы добыть огонь с помощью кремня, нужно иметь особую сноровку. Искру легче заметить в темноте, поэтому упражняться лучше в сумерках. Но можно и просто поверить на слово педагогу.

Еще первобытные люди делали из кремня наконечники копий и стрел. Кремень был достаточно мягок, чтобы поддаваться обработке: древний охотник бил по одному камню другим, откалывая маленькие кусочки и придавая будущему оружию нужную форму. С другой стороны, кремень на сломе очень острый. И если им сильно ударить противника, камень нанесет жертве серьезную рану. Кремневые орудия ученые-археологи до сих пор обнаруживают в местах древних стоянок.

Но и сегодня кремень используется в производстве разных деталей.

Классифицируем камни

Когда коллекция ребенка пополнится достаточным количеством экземпляров, нужно предложить ему «навести в ней порядок» — разложить камни по какому-нибудь принципу. Сначала ребенок сам должен предложить какое-то решение.

Скорее всего он будет раскладывать камни по размеру, по цвету или по принципу «красивый — некрасивый». А может быть — «блестящий — неблестящий». При всей видимой простоте, цвет и блеск впоследствии могут оказаться важными особенностями определения породы.

Поддерживая ребенка в его начинаниях, через некоторое время можно предложить ему разложить камни в соответствии с их происхождением.

Тогда граниты окажутся в одной коробочке, известняки — в другой. Может быть, в компании с кремнем как с осадочной породой.

А может быть, ребенок решит выделить особое место для «редких» и особенно значимых для него экспонатов. Тогда один-единственный экспонат кремня и один ракушечник могут попасть в одну компанию.

Вообще допустим любой принцип классификации. Но нужно, чтобы ребенок этот принцип сформулировал. Можно также предлагать ему время от времени «раскладывать камни по-новому» — в соответствии с новым принципом.

Марина АЛЕКСАНДРОВСКАЯ

Рейтинг@Mail.ru