Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №14/2008

РАБОЧИЙ СТОЛ

Галина УРАДОВСКИХ

Продолжение. Начало в № 4, 6, 8, 10, 12/2008

Руки учат говорить

Развитие речи детей через конструктивную и изобразительную деятельность

Галина Урадовских, автор «универсального лоскутного конструктора», представляет новую систему речевого развития детей.
Речь развивается в союзе с продуктивной творческой деятельностью – вот основной тезис программы.
Изначально программа адресована детям младшего дошкольного возраста с ОНР, но может быть использована и в системе предшкольной подготовки для детей, имеющих проблемы речевого развития.

ДЕКАБРЬ. ПЕРВАЯ НЕДЕЛЯ

Тема: «ЗИМА»

Конструирование из строительного материала

Занятие № 9. «Сделаем санки к зиме»

Программное содержание

1. Расширять представления детей об окружающей действительности; о зимних изменениях в живой и неживой природе; о зимних развлечениях.

2. Учить строить санки по образцу. Развивать воображение, осваивать действия «опредмечивания» — учить видеть санки в деталях строительного материала, объединенных определенным образом; передавать характерные признаки задуманного объекта.

3. Учить строить санки из маленьких брусков (3) и кирпичика; соединять детали по горизонтали и вертикали в вертикальных конструкциях; правильно располагать полозья санок в пространстве постройки (ставить один брусок точно против другого); зрительно контролировать правильность выполнения образца; аккуратно разбирать конструкцию, убирать строительный материал в коробки.

4. Учить детей работать самостоятельно в едином темпе со сверстниками.

Задачи речевого развития

1. Ввести в активный словарь детей существительные (кирпичик, брусок, санки, полозья, спинка, сиденье); прилагательные (красный, желтый, зеленый, синий, большой, маленький, длинный, короткий, разноцветный); глаголы (делать, класть, строить, кататься, играть).

2. Учить понимать вопросы косвенных падежей (дательный падеж); отвечать на вопросы (Что это? Что делаешь? Что сделал? Что сделала? Что делал?); согласовывать существительные единственного числа именительного падежа с глаголами прошедшего времени (Юра соединил); строить предложения из двух слов.

Речевой материал

М.Лапыгин

САНКИ

У маленькой Оксанки
Новенькие санки.
— Кто ей санки подарил?
— Это брат ей смастерил.

Л.Смирнова

 

А мы саночки возьмем,
Мы на улицу пойдем,
Сядем в саночки-самокаточки.
Да с горы-то — ух!..
В снег пушистый — бух!

Демонстрационный и раздаточный материал: картинки с изображением зимних забав детей; маленькие бруски (3 шт.) и короткий кирпичик (1 шт.) для каждого ребенка.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Воспитатель показывает детям иллюстрации с изображением зимних развлечений: дети катаются на санках, лыжах, играют в снежки, лепят снежных баб. Воспитатель предлагает сделать санки для кукол, чтобы они могли кататься с горки.

Вопросы к детям при рассматривании картинок:

— Какое время года изображено на картинке?
— Где играют дети?
— Во что они играют?
— На чем дети катаются?
— Опишите санки. Что у них есть? (Сиденье, спинка, веревочка.)
— Зачем санкам нужна веревочка?
— Покажите, где полозья?
— Оля, скажи, это что? (Это полозья.)

2. Воспитатель читает стихотворение М.Лапыгина, показывает детям образец конструкции санок, сделанный из трех маленьких брусков и одного кирпичика, и предлагает его рассмотреть: выделить основные части санок (полозья, сиденье, спинка), определить необходимые детали строительного материала для конструирования каждой из них (полозья делаются из маленьких брусков, сиденье — из кирпичика, спинка санок — из маленького бруска).

Вопросы к детям при рассматривании образца:

— Посмотрите, какие санки вы сейчас будете строить.
— Из каких деталей они сделаны? (Из кирпичика и брусочков.)
— Что снизу? (Брусочки.)
— Что на брусочках? (Кирпичик.)
— Из чего сделана спинка санок? (Из палочки, из брусочка.)

3. Самостоятельная работа детей. Воспитатель наводящими вопросами и дополнительным объяснением помогает детям конструировать санки.

Вопросы к детям в ходе работы:

— Ваня, с чего ты начнешь строить санки?
— Оля, какие детали ты возьмешь?
— Что ты сделаешь сначала?
— Как ты положишь брусочки — плотно друг к другу?
— Положи их напротив друг друга. Вот так.
— Настя, покажи ребятам, где у твоего кирпичика длинная узкая сторона.
— На какую сторону — узкую или широкую — ты поставишь кирпичик?
— Юра, где у кирпичика короткая узкая сторона?
— Где длинная широкая сторона?
— Кирпичик какого цвета ты взял? Кирпичик какой?
— А еще кирпичик какой?
— Что у тебя получилось? Что это?
— Оля, как ты поставила кирпичик? (Ровно, хорошо.)
— На что ты поставила кирпичик? (На брусочки.)
— Брусочки внизу или наверху?
— Юра, покажи, где брусочки. Они внизу? Скажи, где они.
— А кирпичик где? (Наверху.)
— Что это у саночек? (Это сиденье.)
— А это что? (Это спинка.)
— Где полозья? Покажи.

4. В конце занятия воспитатель хвалит всех детей, раздает маленьких кукол, предлагает посадить их на санки, проверить, удобно ли куклам будет кататься, читает стихотворение Л.Смирновой.

Конструирование из деталей универсального лоскутного конструктора

Занятие № 12. «Первый снег. В лесу появились снеговики»

Программное содержание

1. Расширять представления детей о зимних изменениях живой и неживой природы; о конструктивных свойствах деталей конструктора.

2. Учить конструированию снеговиков из кругов разной величины, учить украшать снеговиков с помощью деталей — шарфиков, бантиков, пуговиц, поясов — для создания выразительного образа и передачи отношения к изображаемому объекту.

3. Учить достраивать и преобразовывать пейзажную композицию; дополнять композицию изображениями новых объектов, органично включая их в пейзаж.

4. Отрабатывать навыки аккуратного и точного соединения деталей между собой при построении изображения.

5. Развивать начальные формы сотрудничества детей друг с другом (совместные действия по правилу). Учить детей согласовывать свои действия с действиями воспитателя и сверстников группы при выполнении общей композиции.

Задачи речевого развития

1. Ввести в активный словарь: существительные (облако, дождь, снежинка, снег, зима, земля, снеговик, голова, глаза, нос, рот, руки, дерево, елка, кружочек, картина); прилагательные (серые, белые, пушистые, заснеженный, смешной, нарядный, толстый, веселый, грустный, неуклюжий, высокие, низкие, большой, маленький, круглый); глаголы (прислушаться, слушать, слышать, идти, лепят, выпало, слепить, перестал, одела, положить, снять, сделать); наречия (меньше, больше).

2. Учить понимать вопросы косвенных падежей (родительный падеж с наречиями, обозначающими сравнение); отвечать на вопросы (Кто это? Что это? Что сделал? Какой? Какая? Какие?); употреблять наречия, обозначающие сравнение; согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, именительном падеже (снежинка белая, пушистая, маленькая, круглая; снежинки белые, пушистые, маленькие, круглые; снеговик смешной, толстый, большой, веселый; снеговики смешные, толстые, большие, веселые).

Речевой материал

И.Суриков

ЗИМА
(Отрывок)

Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.

ЗАГАДКА
(Из русского фольклора)

Скатерть бела
Всю землю одела.

Отгадка: снег.

ЗАГАДКА

Меня не растили,
Из снега слепили,
Вместо носа ловко
Вставили морковку.
Глаза угольки, губы сучки.
Холодный, большой.
Кто я такой?

Отгадка: снеговик.

Демонстрационный и раздаточный материал: пейзажная композиция «Лес», включающая: изображение лиственных и хвойных деревьев; трех снеговиков (разные варианты изображения); неба, покрытого серыми облаками.

Раздаточный материал для каждого ребенка: белые круги пяти величин для конструирования изображения снеговиков; маленькие беленькие кружочки для изображения снежинок (по 10–20 шт.); красные маленькие треугольники для носа, галстука-бабочки, черные кружки для глаз, пуговиц, трапеции для головных уборов.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Воспитатель загадывает загадку про снег. Затем он предлагает детям рассмотреть лесной пейзаж, обращает их внимание на серые облака, предлагает отгадать: дождь или снег может пойти зимой из этих серых, тяжелых облаков.

2. Воспитатель предлагает детям прислушаться. Говорит, что слышит, как из серых облаков летят на землю белые снежинки, просит подумать, как можно сделать так, чтобы на картине, которую рассматривали дети, из облаков пошел снег.

3. Дети высказывают свои предположения. Воспитатель активизирует детскую речь с помощью наводящих вопросов и подводит их к практическим действиям, учит ритмично распределять снежинки-кружочки по всей фоновой поверхности, в том числе — на деревьях и на «земле».

Вопросы к детям:

— Что это? Кто это? (Снег, снежинка, снеговик.)
— Где лежит снег? (Снег лежит на земле, на деревьях, на ветках.)
— Снежинка какая? (Белая, холодная, красивая снежинка.)
— Снеговик какой? (Смешной, нарядный, белый снеговик.)
— Снежинки какие?
— Снеговики какие?
— Где лежит снега больше всего? (Больше всего снега лежит на земле.)
— Где лежит меньше всего снега? (Меньше снега лежит на ветках.)

Воспитатель читает строчки стихотворения: «Белый снег пушистый в воздухе кружится…», сообщает детям, что эти строки написал поэт Иван Суриков.

4. Воспитатель обращает внимание детей, что снег перестал идти. Спрашивает, как сделать так, чтобы это было всем видно. Дети высказывают предположения, затем «собирают» снежинки-кружочки и «выкладывают» их на «землю».

5. Воспитатель любуется заснеженным лесом и говорит: «Скатерть бела всю землю одела. Так много снега выпало! Предлагаю вам слепить снеговиков». Воспитатель спрашивает детей о том, какие бывают снеговики, как можно их слепить, что для этого необходимо сделать. Затем конструирует снеговика из кружков, комментируя свои действия, проговаривая этапы работы. Затем предлагает детям приступить к изготовлению больших и маленьких снеговиков.

6. Дети работают самостоятельно, воспитатель оказывает им словесную и практическую помощь. Когда снеговики готовы, воспитатель предлагает детям украсить их по своему желанию, дает несколько вариантов детализации образа.

7. В конце занятия дети любуются проделанной работой, снежным зимним пейзажем, подбирают определения к снеговикам (смешной, нарядный, толстый, неуклюжий и др.), выбирают самого симпатичного и от его имени читают загадку (см. речевой материал).

Лепка

Занятие № 7. «Снежки»

Программное содержание

1. Расширять представления детей об окружающей действительности; о зимних изменениях в живой и неживой природе.

2. Развивать воображение, способность видеть снежинки в комках пластического материала округлой формы; передавать характерные признаки задуманного объекта, используя выразительные средства пластического материала.

3. Учить детей ритмично раскатывать между ладонями круговыми движениями комок пластического материала; согласованно работать обеими руками; соизмерять нажим ладоней на ком пластического материала; зрительно контролировать правильность (округлость) формы снежка.

4. Учить детей работать совместно со сверстниками, развивать самостоятельность при выполнении задания.

Задачи речевого развития

1. Ввести в активную речь детей существительные (пластилин, шар, снежок, снежки, дощечка, салфетка, рука, пальцы); прилагательные, обозначающие форму, цвет, величину; глаголы (лепим, слепили, раскатывали, отщипывали, мну, скатали).

2. Учить понимать вопросы косвенных падежей (родительный падеж единственного числа); отвечать на вопросы с опорой на предмет и действие (Кто это? Что делает? Что сделали? Какой? Какая?); согласовывать прилагательные с существительными в мужском и женском роде единственного числа в именительном падеже (белый снежок, круглый снежок, маленький снежок); строить предложения из двух слов (Вот снежок).

Речевой материал

Н.Нищева

Раз, два, три, четыре,
Мы с тобой снежок слепили.
Круглый, крепкий, очень гладкий
И совсем-совсем не сладкий.

Демонстрационный и раздаточный материал: иллюстрации, изображающие игру детей в снежки; пластический материал, доски или клеенки, салфетки для каждого ребенка.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Воспитатель предлагает детям вспомнить, что и как они лепили из снега; рассказать о том, какие бывают снежки.

Вопросы к детям:

— Дети, зимой бывает много снега. Чего много зимой? (Много снега.)
— Что можно лепить из снега? (Снежки.)
— Снежки какие? (Белые, холодные, круглые.)
— Как получаются снежки? (Мы их лепим из снега.)
— Значит, какие снежки? (Снежные, холодные.)

Воспитатель предлагает детям слепить много снежков из пластилина; объясняет и показывает, как лучше это сделать. Особое внимание обращает на то, что лепить снежки следует одновременно двумя руками, раскатывая пластилин между ладонями круговыми движениями и проверяя, получился ли шарик.

2. Самостоятельная деятельность детей. В процессе работы воспитатель спрашивает, кто что лепит. Если потребуется, оказывает индивидуальную помощь. Поощряет самостоятельность, инициативные высказывания детей.

Вопросы к детям в ходе работы:

— Что лепишь, Маша? (Я леплю снежок.)
— Снежок какого цвета ты лепишь? (Белый снежок.)
— Какой снежок по форме? (Снежок круглый.)
— Что делает Таня? (Таня раскатывает.)
— Что раскатывает Таня? (Раскатывает шарик.)
— Какой шарик у Тани — большой или маленький? (Маленький.)

3. Воспитатель руководит анализом детских работ; хвалит детей за старание.

Затем предлагает рассмотреть картинки, где изображены дети, играющие в снежки.

Вопросы к детям при рассматривании картины:

— Что делают дети? (Дети играют.)
— Во что дети играют? (В снежки.)
— У детей много или мало снежков? (Много снежков.)

Рисование

Занятие № 13. «Зимний лес»

Программное содержание

1. Расширять детские представления о зимних изменениях в живой и неживой природе; дать представления о зимнем лесе.

2. Развивать у детей способность к замещению реальных деревьев разными по длине и ширине линиями, к графическому изображению деревьев.

3. Познакомить детей с такими изобразительными средствами, как уголь и белила и их выразительными возможностями; учить детей рисовать деревья и кусты углем (ствол, ветви); а мазками белил — падающий снег; располагать композицию по всему листу.

4. Воспитывать умение работать со сверстниками в коллективе.

Задачи речевого развития

1. Ввести в активный словарь существительные (снег, снежинка, дерево, куст, ствол, ветка, мороз, зима, уголь, лес); прилагательные (черный, белый, холодный, красивый, тонкий, толстый, высокий, низкий); глаголы (падать, кружиться, рисовать, смотреть, провести, смыть, полоскать, промокнуть, вижу); наречия (мало, много).

2. Учить понимать вопросы косвенных падежей (Что вижу? — винительный падеж); отвечать на вопросы (Что это? Какой? Какая? Какие? Сколько?); строить предложения из двух слов; согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе и именительном падеже (снег белый, холодный, красивый; снежинка белая, холодная, красивая; снежинки белые, холодные, красивые; ветка тонкая; ствол коричневый, толстый, тонкий).

Речевой материал

И.Суриков

ЗИМА
(Отрывок)

Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.

ЗАГАДКА
(Из русского фольклора)

Зимой — лежит,
Весной — в речку побежит.

Отгадка: снег.

Демонстрационный и раздаточный материал: белила, уголь, кисти, баночки с водой, салфетки, листы бумаги голубого цвета для каждого ребенка; рулонный лист бумаги голубого цвета.

Предварительная работа: наблюдение за красотой зимних деревьев, загадывание загадок о зиме, рассматривание иллюстраций, индивидуальные беседы о зимних изменениях в природе.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Воспитатель читает стихотворения о зиме, показывает детям пейзажи с изображением снегопада; проводит краткую беседу с детьми о снегопаде.

Вопросы к детям:

— Что падает на землю? (Снег, снежинки.)
— Когда снег падает на землю, это снегопад.
— Снежинки какие? (Белые, красивые, холодные.)
— Куда они ложатся? (На землю, на деревья.)
— Как ласково можно их назвать? (Снежиночка, снежиночки.)

Воспитатель отмечает, что снег кружится в воздухе, лежит на деревьях, на земле. Предлагает детям нарисовать красивый зимний пейзаж. Воспитатель говорит, что зимний пейзаж можно рисовать углем. Углем рисуют точно так же, как карандашом. Воспитатель показывает, как можно углем нарисовать дерево.

2. Дети самостоятельно рисуют деревья, воспитатель оказывает практическую помощь, задает вопросы по ходу работы.

Вопросы к детям:

— Маша, что ты делаешь? (Я рисую дерево. Я рисую ствол, ветку, куст, лес.)
— Чем ты рисуешь дерево? (Углем.)

3. По завершении данного этапа работы воспитатель предлагает изобразить на картине снегопад. Показывает на своем листе бумаги приемы рисования снежинок белилами (ритмичные мазки в воздухе, на земле, деревьях).

Воспитатель загадывает детям загадку. Обращает внимание на то, что снег рисуется почти сухой кистью, на кисть набирается небольшое количество белил.

4. Дети работают самостоятельно. Воспитатель с помощью наводящих вопросов уточняет приемы рисования снежинок и сугробов.

5. Воспитатель объединяет детские работы в единую композицию «Зимний пейзаж» на рулонном листе бумаги. Дети любуются работами, отмечают особенности рисунков, выполненных углем, и удачное композиционное решение на тех или иных рисунках.

Вопросы к детям при рассматривании работ:

— Дети, посмотрите, какой красивый зимний лес у нас получился!
— Что вы видите на картине? (Мы видим зимний лес.)
— Аня, что ты видишь? (Я вижу зимний лес.)
— Чем мы рисовали деревья? (Углем.)
— Деревья какие? (Тонкие, черные, высокие.)
— Сколько деревьев на картине? (Много деревьев.)

ДЕКАБРЬ. ВТОРАЯ НЕДЕЛЯ

Тема: «ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ»

Конструирование из деталей строительного материала

Занятие № 10. «Горка»

Программное содержание

1. Расширять представления детей о зимних забавах — катании на санках с горки; о строении горки (части горки: лестница, площадка, пологий спуск), о постепенно нарастающей (или убывающей) высоте ступенек.

2. Учить детей анализировать образец постройки, выделять в нем основные части горки и детали строительного материала. Развивать воображение, учить видеть горку в соединенных определенным образом деталях строительного материала.

3. Учить строить горку из трех видов строительного материала (кирпичик, полукуб, треугольная призма); соединять детали по горизонтали и вертикали в вертикальных конструкциях; точно соединять разные части конструкции в целую постройку; зрительно контролировать правильность выполнения образца; аккуратно разбирать конструкцию, убирать строительный материал в коробки.

4. Учить детей работать самостоятельно в едином темпе со сверстниками.

Задачи речевого развития

1. Ввести в активный словарь детей существительные (горка, лестница, ступенька, площадка, спуск, кирпичик); прилагательные (большой, маленький, высокий, низкий, широкий, узкий); глаголы (ставить, класть, строить, собирать, ехать, идти, кататься); наречия (больше, меньше, выше, ниже).

2. Учить понимать вопросы косвенных падежей (родительный падеж со сравнительными наречиями); отвечать на вопросы (Кто это? Что делает? Какой? Какая? У кого?); согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе в именительном падеже (широкая ступенька, широкие ступеньки, высокая горка, низкие горки); строить предложения из двух-трех слов (Вот горка. Тут ступеньки. Эта горка низкая. Эти ступеньки широкие).

Речевой материал

Н.Нищева

СЧИТАЛКА

Раз, два, три, четыре, пять,
Мы во двор пришли гулять.
Бабу снежную лепили,
Птичек крошками кормили,
С горки мы потом катались,
А еще в снегу валялись.

Е.Пожиленко

Мы на саночки садимся
И под горку быстро мчимся.
Снег, снег, белый снег.
Мчимся мы быстрее всех!

Демонстрационный и раздаточный материал: иллюстрации, изображающие зимние развлечения, катание детей с горки; кирпичики одного цвета (10 шт.), полукуб (2 шт.), большие треугольные призмы (2 шт.), маленькая кукла, спичечная коробка (санки) — для каждого ребенка.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Воспитатель читает стихотворение Е.Пожиленко, предлагает детям рассмотреть иллюстрации.

Вопросы к детям:

— Какое время года на картинке?
— Где лежит снег? (Снег на земле, на крышах.)
— Где играют дети?
— Во что они играют?
— На чем дети катаются?
— Зачем нужна горка?
— Кто из вас катался с горки?

2. Воспитатель показывает детям образец конструкции горки, каждая часть которой построена из деталей определенного цвета. Это помогает детям выделить в целой конструкции горки ее отдельные функциональные части (лестница, площадка, спуск). Воспитатель просит догадаться, для чего нужна каждая часть конструкции, демонстрирует функции частей горки с помощью куклы с санками.

Вопросы к детям при рассматривании образца:

— Какая деталь основная? (Высокий кирпичик.)
— К какой части пристраиваются другие?
— Что я взяла? Что это? (Это высокий кирпичик.)
— Что я сделала?
— Что сейчас я сделала?
— Что получилось? (Лесенка, ступеньки.)
— Что длиннее?
— Что короче?
— Спуск и ступеньки находятся с одной стороны горки?
— Для чего нужна лестница?
— Зачем нужен спуск?
— Какого цвета спуск? Спуск какой? (Спуск синий.)
— Лесенка какого цвета, какая? (Лесенка желтая.)
— А еще она какая?

Воспитатель переключает внимание детей на конструирование горки; показывает, как строить каждую часть горки (из каких деталей строительного материала, как расположить детали в конструкции и как соединить друг с другом). Предлагает детям сначала построить площадку, затем пристроить к ней с одной стороны спуск, с другой — лестницу.

Вопросы к детям при анализе этапов строительства:

— Сколько высоких кирпичиков я взяла?
— Что я сделала?
— Что сейчас я сделала?
— Что получилось? (Лесенка, ступеньки.)
— Что длиннее?
— Что короче?
— Спуск и ступеньки с одной стороны горки?
— Для чего нужна лестница?
— Зачем нужен спуск?
— Вот какая горка получилась! Горка высокая, большая.
— Вот какой длинный спуск у горки. Какие ровные ступеньки.
— Дети, кто догадается и покажет, где у горки опора?
— Где спуск, по которому поедут санки? Где лестница?
— Теперь вы сами постарайтесь построить горку для кукол.
— С чего нужно начать строить горку?
— Какие детали брать?
— Как их устанавливать?

3. Самостоятельная деятельность детей.

Вопросы к детям в ходе работы:

— Как называется эта деталь?
— Настя, из чего ты будешь строить лесенку?
— Какого цвета будут ступеньки?
— А Ваня из чего будет строить лесенку?
— Ваня, какие ступеньки сделаешь?
— Ребята, подскажите Ване, как сделать ступеньки.
— Какие ступеньки, широкие или узкие?
— Ступенька какая?
— Что теперь остается сделать? (Спуск.)
— Правильно, спуск.
— Ваня, из чего ты будешь делать спуск? Покажи.
— Ваня сделает спуск из призмы.
— Настя, какая у тебя получилась горка? Какая она по высоте?

4. Воспитатель читает считалку Н.Нищевой и проводит анализ детских работ, вовлекая в обсуждение детей. Хвалит всех и предлагает покатать куклу на санках с горки.

Вопросы к детям:

— Кукла Наташа, тебе нравится Юрина горка?
— Какого она цвета?
— И мне нравится эта горка: кубики стоят ровно, горка прочная. Хочешь подняться на нее по лесенке?
— У кого горка выше?
— У кого горка ниже?
— У кого ступенек больше?
— У кого ступенек меньше?

Конструирование из деталей универсального лоскутного конструктора

Занятие № 13. «На лесную поляну пришли медведи»

Программное содержание

1. Расширять представления детей о животных наших лесов (месте обитания, внешнем виде); о конструктивных свойствах деталей конструктора.

2. Учить с помощью деталей конструктора изображать больших и маленьких медведей (из кругов пяти величин), использовать детали для создания выразительного образа диких животных и передачи отношения к изображаемому. Учить достраивать и преобразовывать пейзажную композицию; «дополнять» ее изображениями новых объектов, органично включая их в пейзаж.

3. Отрабатывать навыки аккуратного и точного соединения их между собой при построении изображения.

4. Развивать начальные формы сотрудничества детей друг с другом (совместные действия по правилу). Учить детей согласовывать свои действия с действиями воспитателя и сверстников группы при выполнении общей композиции.

Задачи речевого развития

1. Ввести в активный словарь: существительные (снег, земля, небо, снежинка, лес, дерево, елка, медведь, голова, лапы, туловище, уши, хвост, берлога, зима, круг, овал, картина); прилагательные (серый, черный, коричневый, белый, косолапый, маленький, большой, смешной, красивый, неуклюжий, темный, низкий); глаголы (спит, идти, стоять, сидеть, поднять, опустить, положить, снять, закончить, выложить, сделать).

2. Учить понимать вопросы косвенных падежей (винительный падеж с предлогом «под» и предложный падеж с предлогом «в» для обозначения места); отвечать на вопросы (Что это? Кто это? Какой? Что делаешь? Что делает? Где? Под чем?); употреблять простые предлоги «в», «под» (в лесу, в берлоге, под елкой, под снегом); строить предложения из двух слов (Медведь сидит. Мы сделали).

Речевой материал

Е.Александрова

Замело пути-дороги
Белым снегом за селом.
Мишка сладко спит в берлоге,
Там, где частый бурелом.

В небе звездочка искрится,
В колокольчик полночь бьет.
Мишке бочка меду снится
Снова в ночь под Новый год.

В.Гудимов

Всю зиму спит он напролет,
Всю зиму лапу он сосет,
Еще он любит пореветь.
Конечно, это же… (медведь).

ЗАГАДКА

Летом в лесу гуляет.
Зимой в берлоге отдыхает.

Отгадка: медведь.

Демонстрационный и раздаточный материал: пейзажная композиция «Зимний лес», включающая изображение заснеженных елей и лиственных деревьев, сугробов и снеговиков (изображения снеговиков «переносятся» на задний план, освобождается место для новых объектов); коричневые круги пяти величин, овалы (2х4 см), маленькие черные круги — для каждого ребенка.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Воспитатель читает стихотворение и предлагает детям рассмотреть зимний пейзаж; сказать, что им больше всего в нем нравится; просит объяснить, как они догадались, что в лесу сейчас зима.

Вопросы к детям при рассматривании пейзажа:

— Какие деревья зимой в лесу? (Белые, большие.)
— Какого цвета снег, снежинки? (Белый, белые.)
— Кто всю зиму спит в берлоге и сосет лапу? (Медведь косолапый.)
— Медведь какой? (Медведь большой, косолапый, неуклюжий.)
— Что делает зимой медведь? (Медведь зимой спит, сосет лапу.)
— Где спит медведь зимой? (Зимой медведь спит в берлоге, под снегом.)
— Где находится берлога медведя? (Берлога медведя в лесу под елкой (под деревом).)

2. Детям предлагается прислушаться и догадаться, кто идет по лесу? Кто так шумит? Для подсказки воспитатель загадывает загадки о медведе. Дети отгадывают загадку. Воспитатель говорит: — Все медведи сейчас спят в берлогах, а этот медведь проснулся. Давайте посмотрим, какой он.

3. Воспитатель конструирует изображение медведя, комментируя свои действия, затем предлагает детям его рассмотреть и повторить последовательность работы.

4. Дети конструируют медведя самостоятельно. Воспитатель оказывает детям словесную помощь. Некоторым детям помогает с выполнением работы.

5. Воспитатель предлагает детям полюбоваться медведями, рассмотреть их, выбрать среди медведей самого большого и маленького, самого смешного и грустного, красивого и неуклюжего. Затем говорит:

— Как же так случилось, что зимой все медведи спят, а эти гуляют по лесу? Вероятно, они пришли с вами поздороваться и сейчас уйдут в свои берлоги. — Предлагает детям придумать «красивые» слова о медведях, зимнем лесе и попрощаться с мишками.

Лепка

Занятие № 8. «Снеговик»

Программное содержание

1. Расширять представления детей о зимних забавах детей (игре в снежки, снеговиках и др.).

2. Учить различать шары (снежные комья) по величине (большой, маленький). Развивать воображение, учить видеть снеговика в двух соединенных между собой округлых формах, вылепленных из пластического материала.

3. Учить лепить снеговика из двух частей (округлых форм), правильно располагая их при соединении между собой (вверху маленький, внизу большой шар); ритмично раскатывать между ладонями круговыми движениями комок из пластического материала (большой, маленький); согласованно работать обеими руками; соизмерять нажим ладоней на ком пластического материала; соединять две формы между собой; аккуратно пользоваться пластическим материалом, не пачкать одежду, стол; работать только на доске (клеенке).

4. Учить детей работать в едином темпе со сверстниками подгруппы, воспитывать желание заниматься лепкой.

Задачи речевого развития

1. Ввести в активный словарь детей существительные (круг, комочек, снеговик, туловище, голова, нос, глаза, рот, пуговицы, морковка, ветка); прилагательные (круглый, большой, маленький, белый, толстый, разные); глаголы (лепить, раскатывать, катать, скатывать, собирать).

2. Учить понимать вопросы косвенных падежей (родительный падеж с предлогом «у»); отвечать на вопросы (Кто это? Что делает? Какой? Какая?); образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами (снеговичок, головка, головушка, ротик, пуговички, морковочка, веточка, ведерко); строить предложения из двух-трех слов (Вот снеговик. Таня лепит морковку).

Речевой материал

В.Бурдин

СНЕГОВИК

Влез на небо Снеговик
И доволен, озорник,
И с веселою ужимкой
Шлет снежинку за снежинкой.

Н.Губарев

ЗАГАДКА

Поселился во дворе
Толстячок с метлой в руке.

Отгадка: снеговик.

Демонстрационный и раздаточный материал: игрушка — снеговик; бруски пластического материала трех величин для каждого ребенка (маленький — для носа-морковки); стека, доски или клеенки, салфетки.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Воспитатель загадывает загадку и рассматривает с детьми игрушку-снеговика, уточняет название частей, из которых тот состоит: их цвет, форму и величину.

Вопросы к детям при рассматривании снеговика:

— Что это? (Снеговик.)
— Какого он цвета? (Снеговик белый.)
— Что еще можно сказать о снеговике? Он какой? (Толстый.)
— Сколько комков снега понадобилось, чтобы слепить снеговика? (Два комка.)
— Одинаковые ли эти комки снега по величине? (Разные.)
— Какие комки по величине? (Маленькие и большие.)
— Что еще есть у снеговика? (Нос, морковка.)

2. Воспитатель анализирует вместе с детьми возможности пластического материала, просит догадаться, что следует лепить из каждого бруска. (Из большого куска — туловище, из среднего — голову, из самого маленького — нос-морковку.)

— Какая голова у снеговика? (Маленькая, круглая.)
— Какое туловище у снеговика? (Большое, круглое, белое.)
— Давайте назовем ласково голову, нос, рот снеговика. (Головушка, ротик, носик.)

Воспитатель закрепляет с детьми приемы лепки предметов круглой формы. Сначала показывает и объясняет сам, как их лепить, потом просит показать, как надо лепить, кого-то из детей группы.

Внимание детей привлекается к стеке. Воспитатель называет и показывает, как стекой «рисуются» глаза и рот у снеговика, предлагает приступить к работе.

3. Самостоятельная деятельность детей.

Вопросы к детям в ходе самостоятельной работы:

— Ваня, что ты лепишь? (Я леплю голову.)
— Что лепит Таня? (Таня лепит морковку.)
— Маша, раскатай большой кусочек. Какой кусочек ты раскатала? (Большой кусочек.)
— Что получилось из большого куска? (Туловище.)
— Где туловище? (Вот туловище.)

4. Воспитатель читает стихотворение и проводит анализ детских работ.

Вопросы, подводящие итог занятию:

— Что мы с вами катали ладошками? (Комочки.)
— Кого мы с вами лепили? (Снеговиков.)
— Давайте вместе скажем: «Мы лепили снеговиков!»

Рисование

Занятие № 14. «Снеговик»

Программное содержание

1. Расширять представления детей о зимних изменениях в природе. Познакомить с характерными особенностями снеговика (состав основных частей, их форма, величина, цвет).

2. Изображать снеговика кругами трех величин; использовать детали для создания выразительного образа (пуговицы, метла, идущий снег и т.д.).

3. Продолжать упражнять в рисовании кругов из точки, увеличивая их вращательными движениями до нужной величины. Учить размещать фигуру снеговика в центре листа бумаги.

4. Развивать способность к творчеству, начальные формы сотрудничества друг с другом.

Задачи речевого развития

1. Ввести в активный словарь существительные (снег, снеговик, человек, ком, комок, голова, туловище, глаза, нос, пуговицы, метла, морковка, палочки, ведро); прилагательные (белый, большой, средний, маленький, круглый, толстый, веселый, холодный, снежный, смешной, разный); глаголы (рисовать, провести, смыть, полоскать, промокнуть, смотреть, стоять, сделать, слепить, соединить); числительные (один, два).

2. Учить понимать вопросы косвенных падежей (Кому? — дательный падеж с предлогом «к»; Что? — винительный падеж); отвечать на вопросы (Что это? Кто это? Какой?); согласовывать числительные с существительными (один снеговик, человек, нос; одна голова, морковка, метла; два глаза; две руки, ноги); образовывать существительные множественного числа именительного падежа с продуктивными окончаниями -ы, -и, -а (снеговики, комки, носы, морковки); строить предложения из двух слов.

Речевой материал

В.Бурдин

Снег, ведерко и морковка,
Да уменье и сноровка —
И готов снеговичок,
Очень милый толстячок!

ЗАГАДКА

Стоит в мороз, разут, раздет
Среди двора веселый дед.

Отгадка: снеговик.

Предварительная работа: рассматривание игрушек круглой формы, картинок с изображением снеговиков, загадывание загадок.

Демонстрационный и раздаточный материал: иллюстрации с изображением снеговиков; композиция «Зимний пейзаж», выполненная детьми на предыдущем занятии; лист голубой бумаги; гуашь белая, черная, красная для каждого ребенка.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Воспитатель рассматривает с детьми иллюстрации с изображением снеговиков.

Вопросы к детям при рассматривании картин:

— Что это? (Снеговик.)
— Какого он цвета? Он какой? (Снеговик белый.)
— Что еще можно сказать о снеговике? Он какой? (Веселый, смешной, толстый, снежный.)
— Из чего его слепили? (Из снега.)
— Сколько комков снега понадобилось, чтобы слепить такого снеговика? (Три комка.)
— Одинаковые ли эти комки снега по величине? (Нет, разные.)
— Какие комки по величине? (Маленький, средний, большой.)
— Что у снеговика на голове? (Ведро.)

Воспитатель объясняет, как следует рисовать снеговика из трех кругов разной величины. Сначала рисуется большой кружок — кончиком кисти ставится пятно внизу листа бумаги. Затем пятно увеличивается. Для этого кисточку следует вращать круговыми движениями до получения большого кружка — кружка нужной величины.

Большой кружок — это нижний ком снега, из которого слеплен снеговик. Сверху рисуются еще два кружка — средний и маленький. Они рисуются точно так же, как и первый кружок. Маленький кружок — это голова снеговика.

Воспитатель еще раз показывает детям, как следует рисовать снеговика, сопровождая свои действия чтением стихотворения о снеговике. Дети называют характерные детали снеговика: глаза-угольки, нос-морковка, шляпа-ведро, — а воспитатель рисует их.

2. Самостоятельная работа детей. В процессе рисования воспитатель следит, чтобы фигуры снеговиков состояли из трех соразмерных по величине комков снега (достаточно правильных по форме кругов). Воспитатель напоминает детям, что снеговики состоят из комьев разной величины. Предлагает начать работу с изображения нижнего (самого большого) комка снега и дополнить изображение снеговика разными деталями.

3. В конце занятия изображения снеговиков помещаются на «Зимнем пейзаже» — композиции, выполненной детьми на предыдущем занятии. При рассматривании рисунков внимание детей обращается на разные варианты изображения снеговика. Детям предлагается обсудить особенности каждого из них.

Вопросы к детям при обсуждении работ:

— Что вы видите на картине? (Мы видим снеговиков.)
— Что это у снеговиков? (Носы, морковки, комки, ведра.)
— Сколько снеговиков вы видите? (Много снеговиков.)
— Какой снеговик у Вали? (Смешной, толстый.)
— У кого вместо носа морковка? (У снеговика.)
— Валя, сколько морковок у твоего снеговика? (Одна морковка.)
— Вова, сколько глаз у твоего снеговика? (Два глаза.)
— Аня, сколько рук у твоего снеговика? (Две руки.)
— Кто рисовал этого снеговика? (Я рисовала снеговика.)
— А этого снеговика кто рисовал? (Я рисовал снеговика.)

ДЕКАБРЬ. ТРЕТЬЯ НЕДЕЛЯ

Тема: «ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ»

Конструирование из деталей универсального лоскутного конструктора

Занятие № 14. «На лесную поляну прибежали зайцы»

Программное содержание

1. Расширять представления детей о животных наших лесов; конструктивных свойствах деталей конструктора.

2. Учить детей создавать из деталей конструктора выразительный образ и передавать свое отношение к нему. Учить преобразовывать пейзажную композицию; «дополнять» ее изображениями новых объектов, органично «включая» их в пейзаж.

3. Отрабатывать навыки аккуратного и точного соединения их между собой при построении изображения.

4. Развивать начальные формы сотрудничества детей друг с другом (совместные действия по правилу). Учить согласовывать свои действия с действиями воспитателя и сверстников группы при выполнении общей композиции.

Задачи речевого развития

1. Ввести в активный словарь: существительные (снег, снежинка, лес, елка, дерево, медведь, заяц, лапы, уши, хвост, берлога, зима, кружочки); прилагательные (большой, маленький, низкий, высокий, длинный, короткий, белый, черный, коричневый); глаголы (лежит, спит, прыгает, бежит, стоит, сидит, опустить, положить, выложить, снять, закончить, сделать); числительные (один, два).

2. Учить отвечать на вопросы (Кто это? Что делает? Что это? Сколько?); согласовывать числительные с существительными (один заяц, медведь, хвост; одна снежинка, елка, берлога; два уха, медведя, зайца; две лапы); строить предложения из двух слов (Заяц прыгает. Медведь спит).

Речевой материал

Л.Квитко

МЕДВЕДЬ В ЛЕСУ

Ходит по лесу медведь,
бродит по лесу медведь…
Стужа,
стужа
на носу —
Очень холодно в лесу!
Лес почти совсем раздет:
Ни гнезда,
ни птицы
нет,
Только ветер стонет, стонет,
По тропинкам листья гонит
То туда,
то сюда.
Стал на цыпочки медведь,
Лапы вытянул медведь:
— Ветер, ветер, не свисти!
Тучей снежной налети!
Все деревья запуши,
Все кусты запороши!
Ветер веет,
веет,
веет,
Теплым снегом сеет,
сеет…

 

Пух да пух –
Бело вокруг.
Сразу тихо-тихо стало.
Снег лежит, как одеяло.
Вечер на землю упал…
А куда медведь пропал?
Кончились тревоги –
Спит в своей берлоге.

(Перевод с идиша Е.Благининой)

 

ЗАГАДКА

Длинные ушки, хвостик короткий.
Любит капустку, любит морковку.
Кто это?

Отгадка: заяц.

Демонстрационный и раздаточный материал: зимний пейзаж с изображением спящего медведя в берлоге; игрушечный заяц, иллюстрации с изображением зайцев в разных позах; детали конструктора.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Воспитатель предлагает детям полюбоваться зимним пейзажем, поговорить о том, что изображено на нем, читает стихотворение Л.Квитко.

Вопросы к детям при рассматривании картины:

— Куда пропали все наши медведи?
— Кто зимой спит в берлоге? (Косолапый медведь.)
— Кто еще живет в лесу? (В лесу живут зайцы.)

2. Воспитатель показывает детям игрушечного зайца и предлагает его рассмотреть.

Вопросы к детям:

— Что это у зайки? (Голова, туловище, ноги, на голове — уши, глаза, усы.)
— Какие у зайки уши? (Длинные.)
— Какая у зайца шубка? (Шубка у зайчика белая, пушистая.)
— Зачем зайчику белая шубка? (Чтобы волк и лиса не заметили его в зимнем лесу.)
— Что делает зайчик в лесу? (Грызет кору. Зайка бегает, прыгает. Заяц убегает от волка и лисы. Заяц прячется среди белых сугробов.)
— Что еще можно сказать о зайчике? Зайчик какой? (Трусливый зайчик. Маленький зайчик. Белый заяц.)
— Какой у зайчика хвост? (Короткий хвост. Пушистый хвост.)
— Давайте посчитаем ушки зайца, медведя. Посчитаем, сколько хвостов у зайца. (Одно ушко, два ушка; один хвост.)

3. Воспитатель говорит: «В нашем лесу сейчас тихо, никого не видно, хотя я слышу какой-то шум. Интересно, кто это? Хотите отгадать? Слушайте загадку. (Загадывает загадку про зайчика.)

4. Дети отгадывают загадку. Воспитатель предлагает посмотреть, какой зайка идет, и конструирует его изображение, комментируя свои действия. Дети рассматривают изображение зайчика и проговаривают этапы создания его образа.

5. Воспитатель предлагает каждому ребенку сделать большого или маленького зайца, выбрав сначала для него место на панно.

Воспитатель подбадривает детей; если дети затрудняются, задает им наводящие вопросы, помогающие действовать.

6. Дети любуются получившимися зайцами, придумывают им имена, уточняют, что зайцы делают: стоят, разговаривают, поют песни, прыгают и др.

В заключение занятия воспитатель проговаривает (пропевает) слова песни:

Серый заяц, погоди,
От меня не уходи.
Почему ты весь дрожишь,
Длинноухий мой малыш?

Сделай ближе хоть шажок.
Подойди ко мне, дружок.
Зайцев очень я люблю,
Я морковкой их кормлю.

Продолжение следует

Рейтинг@Mail.ru