Способствует развитию слухового внимания и
координации движений.
Первый вариант
Все играющие образуют небольшой круг. Двое
детей выходят в центр круга. Одному из них
завязывают глаза, другому дают в руки
колокольчик. Жмурка ловит ребенка с
колокольчиком. Тот увертывается, время от
времени позванивая в колокольчик.
Второй вариант
Обоим детям завязывают глаза и дают в руки
колокольчики. Один из них ловец, другой —
убегает.
Девочки и мальчики
(Игра для детей от четырех лет)
Способствует развитию внимания, умения
дифференцировать звуки по высоте и координации
движений.
У девочек в руках маленькие колокольчики. Они
должны двигаться, позванивая колокольчиками,
только под тихую музыку.
У мальчиков в руках большие колокольчики. Они
звенят колокольчиками и танцуют только под
громкую музыку.
Дили-дон
(Игра для детей от четырех лет)
Способствует развитию внимания, умения
дифференцировать звуки по высоте и координации
движений.
Дети напевают песенку:
Колокольчик звонкий,
Голосочек тонкий,
Зазвени скорее,
Да повеселее!
Первый вариант
У ведущего два колокольчика — большой и
маленький. Под звучание большого колокольчика
дети неторопливо гуляют, под звучание маленького
колокольчика — легко бегают.
Второй вариант
У ведущего два колокольчика — большой и
маленький. Дети делятся на две подгруппы. У одной
подгруппы — маленькие колокольчики, у другой —
большие. Каждая подгруппа двигается только
тогда, когда ведущий звонит в «ее» колокольчик.
Во время движения дети тоже звенят
колокольчиками.
Тихие и громкие звоночки
(Игра для детей от четырех лет)
Способствует развитию внимания, умения
дифференцировать звуки по высоте.
Автор игры — Н.Ветлугина.
Музыка Р.Рустамова, слова Ю.Островского.
Дети сидят на стульях с колокольчиками в руках.
На музыку первого куплета тихо звенят
колокольчиками, на музыку второго куплета —
звенят громко. При повторении можно менять
последовательность куплетов.
Ты звени, звоночек, тише,
Пусть тебя никто не слышит.
Ты сильней звени, звонок,
Чтобы каждый слышать мог!
Игра с колокольчиками
(Игра для детей от пяти лет)
Способствует развитию музыкального чувства и
внимания.
Автор игры — И.Дзержинская.
Игра основана на смене трех тем — темы
маленького колокольчика, темы большого
колокольчика и темы общего движения.
Дети стоят в кругу. Внутри круга — двое детей. У
одного ребенка — маленький колокольчик, у
другого — большой.
Сначала темы ритмично чередуются.
1) Дети идут по кругу, держась за руки.
2) Ребенок с маленьким колокольчиком бежит по
кругу, с окончанием музыки передает колокольчик
кому-либо из детей.
3) Дети идут по кругу.
4) Ребенок с большим колокольчиком бежит внутри
круга, затем передает колокольчик другому
ребенку.
Игру повторяют несколько раз. Когда дети усвоят
связь темы с характером движения, ведущий
начинает чередовать темы произвольно. Дети
должны двигаться или стоять, а водящие —
двигаться с колокольчиком соответственно
музыке.
Веселый колокольчик
(Игра для детей от четырех лет)
Из книги Г.И. Анисимова «100 музыкальных игр для
развития дошкольников» (Ярославль, 2005).
Способствует развитию музыкального чувства,
умения различать законченное предложение и
музыкальную фразу.
Каждый ребенок имеет два колокольчика.
Педагог поет нечетные фразы песенки, а дети —
четные, подыгрывая себе на колокольчиках.
Веселый колокольчик —
Динь-динь-динь.
Смеется и хохочет —
Динь-динь-динь.
Он пел зимой чуть слышно
Динь-динь-динь,
Но снова солнце вышло —
Динь-динь-динь.
И звонкие капели —
Динь-динь-динь,
В ответ ему запели —
Динь-динь-динь.
Когда ритм и последовательность
музыкально-речевых фраз будут освоены, детям
предлагается выполнять движения с воображаемым
колокольчиком для развития подвижности кисти.
Игра со звоночками
(Игра для детей от пяти лет)
Способствует развитию музыкального чувства,
координации движений, развивает быстроту
реакции.
Дети стоят в кругу. У каждого в правой руке
колокольчик. В середине круга — водящий.
Дети бегут по кругу вправо, водящий влево. С
окончанием музыкальной фразы поворачиваются
лицом в круг.
Во время исполнения новой фразы дети звенят
колокольчиком и кружатся. Эти
танцевально-музыкальные движения повторяются
несколько раз. С окончанием музыки дети кладут
колокольчики на пол, поворачиваются спиной в
круг и говорят:
Раз, два, три,
Колокольчик, позвони!
Затем поворачиваются и быстро берут свои
колокольчики. Водящий в это время пытается взять
чей-либо колокольчик. Тот, кто остался без
колокольчика, идет в середину круга. Игра
продолжается.
Колокольчик и платочек
(Игра для детей от пяти лет)
Развивает чувство ритма, внимание,
координацию движений.
Дети стоят в кругу. Водящий с платочком в центре
круга, у ведущего игру — колокольчик. Дети идут
по кругу вправо, а водящий двигается по
внутреннему кругу влево. Все напевают или
нараспев произносят считалку:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло,
Глянь на небо: птички летят,
Колокольчики звенят!
С окончанием фразы водящий останавливается,
поворачивается лицом к двум стоящим рядом
игрокам и произносит их имена: «Лена-Петя!»
Ведущий звонит в колокольчик. Дети, чьи имена
назвали, бегут по внешней стороне круга в разные
стороны. Каждый стремится прибежать первым,
чтобы взять платочек у водящего и поднять его
вверх. Тот, кто добыл платочек, становится
водящим.
Музыкальные настольные игры
По материалам книг: Н.Т. Кононовой
«Музыкально-дидактические игры для
дошкольников»; Л.Н. Комисарова и Э.П. Костина
«Наглядные средства в музыкальном воспитании
дошкольников».
Бубенчики
(Музыкальная сказка для детей от пяти
лет)
Музыка Е.Тиличеевой, слова М.Долинова.
Способствует развитию музыкального чувства,
умению различать высоту звука, дает
первоначальные представления о нотоносце и
изображении звуков с помощью знаков.
С помощью сказки дети знакомятся с бубенчиками,
их звуковысотным звучанием, месторасположением
на линейках нотоносца и цветовым обозначением.
«Жили-были три веселых бубенчика: Динь — Дан —
Дон. У каждого было не только свое необычное
звонкое имя, но и своя песенка. Бубенчик Динь пел
тоненьким голосом. «Динь-динь-динь», — звенела
его песенка (проиграть верхний звук мажорного
трезвучия). Бубенчик Дан пел свою песенку
средним голосом (проиграть или спеть средний
звук мажорного трезвучия). А у бубенчика Дон
голос был самым толстым, низким (сыграть тонику).
Посмотрите на эти линейки. Догадайтесь, какой
бубенчик звучит выше всех, а какой — ниже. Спойте
песенку каждого бубенчика и покажите его место
на линейках. Помните: бубенчик Динь с тоненьким
высоким голосом живет на самой высокой линейке, а
бубенчик с низким голосом живёт на нижней
линейке.
Кроме имени и песенки, каждый бубенчик любил
носить одежду только определенного цвета —
желтого, красного и синего. Бубенчик с самым
тоненьким голосом носил одежду самого светлого
цвета — желтого, а бубенчик с самым низким
голосом — темного цвета — синего. Догадайтесь,
где какой бубенчик?»
Какой бубенчик звучит?
(Игра для детей от пяти лет)
Упражняет в различении трех звуков разной
высоты (звуки мажорного трезвучия).
Игровой материал: 12 парных карточек с
нотными линейками. На карточках одной серии на
нотных линейках изображены ноты (до, ля, фа), на
карточках другой серии на линейках изображены
бубенчики, соответствующие этим нотам.
Первый вариант
Ведущий раздает четверым детям по три карточки
с бубенчиками разного цвета. Карточки с нотами
перемешиваются. После повторения попевки
«Бубенчики» Е.Тиличеевой и «песенок» каждого
бубенчика ведущий берет верхнюю карточку,
проигрывает на металлофоне (или другом
мелодическом инструменте) нужный звук и
спрашивает: «Какой бубенчик звучит?» Отвечает
тот, у кого такая же цветная карточка.
При правильном ответе ребенок получает
карточку с нотой, показывает всем обе парные
карточки и откладывает их в сторону.
Игра заканчивается, когда у детей не остается
ни одной карточки. Выигрывает тот ребенок,
который первым подберет парные картинки.
Второй вариант
У каждого ребенка по три карточки с
изображением цветных бубенчиков-колокольчиков.
Ведущий играет на металлофоне один из звуков
трезвучия, дети поднимают соответствующую
карточку.
Живое пианино
(Игра для детей от пяти лет)
Способствует развитию музыкального чувства,
развивает умение управлять своим голосом.
Роль одного из трех бубенчиков закрепляется за
определенным ребенком. В руках у ребенка
карточка с изображением этого бубенчика. По
указанию музыкального руководителя (движение
руки) ребенок должен спеть «свою» песенку — звук
мажорного трезвучия.
Повтори песенку бубенчика
(Игра для детей от пяти лет)
Способствует развитию музыкального чувства,
развивает умение управлять своим голосом.
Игра проводится по принципу лото. Ведущий по
очереди дает задание каждому играющему ребенку.
Материал для каждого играющего: длинная
карточка, разделенная на три части, с
изображениями силуэтов бубенчиков; маленькие
карточки с цветным изображением бубенчиков
желтого, красного и синего цветов.
Маленькие карточки перемешиваются и
складываются в стопку. Ведущий берет карточку из
стопки и исполняет на металлофоне
соответствующий звук. Ребенок пробует пропеть
этот звук и отгадать, бубенчик какого цвета
звучал. За правильный ответ он получает
предъявленную маленькую карточку и закрывает ею
соответствующее изображение на длинной карте.
Угадай колокольчик
(Игра для детей от пяти лет)
Способствует развитию музыкального чувства,
внимания, умения замещать реальные предметы
значками.
Материал для каждого играющего: карточка с
тремя цветными линейками, три цветные фишки в
форме колокольчиков. Три колокольчика, разных по
высоте и величине, — у ведущего.
Ведущий звенит колокольчиками в разном
порядке. Дети должны расположить фишки на
соответствующих линейках.
Найди нужный колокольчик
(Игра для детей от пяти лет)
Способствует развитию музыкального чувства,
внимания.
Материал: два одинаковых набора
колокольчиков разного звучания, ширма.
Играющие разделены ширмой. (Можно обойтись и
без ширмы. В этом случае играющих с их наборами
колокольчиков сажают спиной друг к другу.) Один
из играющих звенит каким-то колокольчиком,
другой играющий в своем наборе должен найти
соответствующий колокольчик и позвенеть им.
ДРУГИЕ ИГРЫ С КОЛОКОЛЬЧИКОМ
Чудесный мешочек с колокольчиком
(Игра для детей от трех лет)
Развивает тактильное восприятие, учит
соотносить тактильно-мускульный образ предмета
с его изображением и звучанием.
В мешочке лежат небольшие музыкальные
инструменты — погремушки, бубенчики, свистульки.
Среди них — колокольчик.
Педагог приглашает одного из детей отыскать в
мешочке музыкальный инструмент, который он
загадает. Загадывать инструмент можно разными
способами: показать картинку (это способ
«загадывания» для самых маленьких), дать его
словесное описание (этот инструмент, как чашечка,
у него есть ушко, за которое можно подержаться, у
него есть язычок, благодаря которому он может
петь свои песенки, обычно он сделан из металла,
бывает разных размеров, звучит один, а может и
вместе с другими инструментами в оркестре или
ансамбле), попросить ребенка закрыть глаза и
воспроизвести звук инструмента.
Найди отличия
(Игра для детей от четырех лет)
Развивает зрительное восприятие и внимание.
Для игры понадобится длинная карточка с пятью
окошками. В окошках нарисованы колокольчики.
Варианты изображений:
четыре одинаковых колокольчика, а у
пятого язычок в другую сторону;
четыре одинаковых колокольчика, пятый
— маленький;
четыре одинаковых инструмента, пятый —
колокольчик.
Найди два одинаковых инструмента
(Игра для детей от четырех лет)
Развивает зрительное восприятие и внимание.
Для игры понадобится длинная карточка с пятью
окошками. В двух окошках колокольчики, в
остальных окошках другие музыкальные
инструменты. Колокольчики могут быть совершенно
одинаковыми, а могут отличаться друг от друга. В
этом случае ребенок должен обосновать свой
выбор: хотя колокольчики отличаются по цвету или
размеру, они являются одинаковыми инструментами.
Найди лишний инструмент
(Игра для детей от четырех лет)
Развивает зрительное восприятие, внимание и
способность к обобщениям.
Для игры понадобится длинная карточка с пятью
окошками. В четырех окошках изображены
инструменты — струнные или духовые, в пятом —
колокольчик.
Вместо цветного изображения могут быть даны
силуэты или схематичное изображение музыкальных
инструментов.
Разрезные картинки с колокольчиком
(Игра для детей от трех лет)
Способствует представлению о целостном
образе предмета, учит соотносить часть и целое.
Сложность игры зависит от величины картинки и
количества частей, на которые она разрезана.
Усложнить игру можно и за счет формулирования
задания.
1. Можно предложить ребенку сложить картинку из
кусочков, ориентируясь на такую же целостную
картинку.
2. Можно задать уменьшенный образец.
3. Можно задать не цветной, графический образец.
4. Можно описать возможный результат словами.
5. Можно сориентировать ребенка на результат,
заставив звучать настоящий колокольчик.
Помоги котику позвонить в колокольчик
(Игра для детей от трех лет с
изображением лабиринта)
Сложность лабиринта определяется возрастом
ребенка.
В начале лабиринта нарисован котик, в конце —
колокольчик. Ребенок должен найти путь от начала
до конца лабиринта.