Наши воспитатели очень обрадовались, обсуждая
очередной номер «Дошкольного образования». В
нашем детском саду очень любят читать и
рассказывать детям сказки. Иногда мы даже сами
сказки сочиняем. А детско-родительские спектакли
по сказкам стали для нас традиционными. Уже
больше десяти лет это одна из наших любимых форм
сотрудничества с семьей. Нам есть о чем
рассказать. И мы точно знаем ответ на вопрос:
«Кому принадлежат слова: “Что за прелесть эти
сказки!” и как заканчивается эта фраза».
Конечно, это слова А.С. Пушкина. А в полном
объеме фраза звучит так: «Что за прелесть эти
сказки, каждая есть поэма!» Александр Сергеевич
произнес ее, будучи уже известным поэтом, это был
совет молодым писателям читать сказки, чтобы
«видеть свойства нашего русского языка». Сказки
— один из любимых жанров Пушкина, простонародные
сказки Арины Родионовны он ставил в один ряд с
«высокими» литературными жанрами.
Наши ребята из старших групп очень любят
произведения Александра Сергеевича. В круг их
чтения прочно вошли «Сказка о попе и о работнике
его Балде», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о
царе Салтане и сыне его славном и могучем
богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о
прекрасной Царевне Лебеди». Это вечные ценности.
Нельзя вырасти в России и не знать сказок
Пушкина.
Публикация статьи произведена при поддержке интернет проекта "Таблицы брадиса". Посетив сайт интернет проекта "Таблицы брадиса", который располагается по адресу Bradis-table.ru вы сможете скачать таблицы Брадиса, рассчитать длину окружности и логарифмы тангенсов малых углов, узнать последние новости и актуальные статьи на тему образования и найти много другой полезной информации, которая пригодится для подготовки к школьным предметам или учебы в высших учебных заведениях.
Ставить спектакли по сказкам А.С. Пушкина для
наших ребят сложно, но герои этих произведений
сопровождают детей все дошкольные годы.
Например, спортивный праздник с папами
организуется как тренировка тридцати трех
богатырей во главе с дядькой Черномором. Летом мы
устраиваем путешествие к «волшебному» дубу. Это
замечательное дерево растет недалеко от нашего
города. У дуба ребят встречает Кот ученый. Он
«сказки говорит», а на ветвях сидит Русалка с
зелеными волосами. Да не просто так отдыхает! Она
секретные задания приготовила. Их обязательно
нужно выполнить, чтобы освободить из плена
Царевну Лебедь. В этом нелегком деле ребятам
помогает Белка. Она ведь ручная, да затейница
какая! Все вместе мы находим царевну и, вволю
набегавшись, наигравшись с любимыми
литературными героями, возвращаемся в детский
сад.
Есть в нашем городе детская библиотека имени
А.Лиханова. Мы с ребятами подготовительных групп
бываем там ежемесячно. Эти посещения всегда
превращаются в увлекательный праздник книги:
дети превращаются в своих любимых литературных
героев. Вместе с ними в импровизированные
спектакли включаются их папы и мамы, бабушки и
дедушки, и, конечно, воспитатели.
Эти праздники вместе с библиотекарями готовит
наш талантливый воспитатель Валентина
Лепетюха. Литературные развлечения всегда
связаны с теми книгами, которые мы брали в
библиотеке читать детям. Мы рассматривали
иллюстрации, вместе с родителями готовили
рисунки или коллажи для выставки, шили костюмы
для небольших постановок, на музыкальных
занятиях разучивали песни и пляски, способные
украсить наш маленький спектакль.
Такая подготовка к празднику уже способствует
приобщению детей к книге, поддерживает интерес к
сказкам. Праздник всегда заканчивается тем, что
мы находим новые книги, которые будем читать в
течение следующего месяца.
В библиотеке имени А.Лиханова и педагоги, и дети
нашего детского сада стали своими людьми,
любимыми читателями. Нас здесь всегда ждут, нам
всегда рады. В библиотеке сформировали
передвижной фонд, и каждую среду вечером
родители с детьми могут поменять книги для
чтения прямо в детском саду.
Есть у нас еще одна традиция: мы поощряем детей
и родителей сочинять собственные сказки. Они
приносят в группу нарядные самодельные книги с
иллюстрациями, и для детей нет большего
удовольствия, чем слушать и разыгрывать эти
незатейливые истории. У детско-родительских
сказок обычно несложные сюжеты («Как курочка
учила цыплят умываться», «Ослик помогает
друзьям», «Трудолюбивые пчелки», «Драться —
плохо, дружить — хорошо»), но надо видеть, как
воспринимают их дети! Каждый ревностно следит за
тем, чтобы его сказка была прочитана,
комментируют процесс сочинения сказки дома, все
готовы многократно показывать спектакли по
своим произведениям.
Очень
интересно проходят спектакли по народным
сказкам, подготовленные силами детей и
родителей. В младших и средних группах роли
дублируются: одну и ту же роль исполняют взрослый
и ребенок. Например, в сказке «Колобок» два
зайчика — большой и маленький, два волка, две
лисы и т.п. И слова за героев сказки ребенок и
родитель произносят хором, чтобы малыш не
стеснялся и чувствовал себя уверенно.
В старших группах ребята уже играют
самостоятельно. Взрослые же берут на себя
«родительские» роли или роли злых персонажей.
Например, в сказке «Волк и семеро козлят» дети
играют «козлят», а родители — маму Козу и Волка.
Спектакли показываются несколько раз: сначала в
своей группе, потом — для детей других групп.
Особенно удавшиеся постановки выдерживают до
десяти показов. Они собирают много зрителей, со
всего детского сада. Родители в спектаклях
выполняют разные функции: одни становятся
актерами, другие — оформителями, третьи —
звукооператорами. А организаторами этих ярких
творческих дел выступают педагоги. Самое ценное
в этих
самодеятельных спектаклях — совместная
деятельность детей и родителей.
И, конечно, язык. Мы для своих спектаклей
выбираем замечательные произведения детской
литературы, которые являются образцами русской
речи. Только так можно способствовать развитию
языкового чувства детей, их памяти и воображения.
Виктория МИЛЕНКО, преподаватель
Белгородского педколледжа;
Т.В. ПАНОВА, заведующая детским садом № 57, г.
Белгород
ЧТО В КОНЦЕ СПЕКТАКЛЯ? — ДРУЖНЫЙ
КОЛЛЕКТИВ!
Чтобы объединить детей и родителей, мы создали
в своей группе «семейный театр». Я предложила
родителям играть роли вместе с детьми. Реакция
была разная: кто-то скромно промолчал, кто-то
сделал удивленные глаза. Но были и те, кто решился
участвовать в спектакле вместе с детьми.
Новое дело начинать всегда трудно. Но среди
наших родителей появились настоящие энтузиасты.
В семье Шеманаевых, например, самостоятельно
выбрали сказку для постановки — «Волк и семеро
козлят» — и участвовали в спектакле всей семьей:
мама, папа, дочка и бабушка (ставили кукольный
спектакль).
Кто-то из родителей, как папа Никиты Шевченко,
на сцену выйти не решился, зато помог с
изготовлением декораций. Декорации получились
как в профессиональном театре. И мы используем их
в разных постановках.
И, конечно, мамы и бабушки помогают нам с
изготовлением костюмов.
Силами родителей мы создали групповую
фонотеку. В нашей фонотеке большой выбор
музыкальных записей, которые мы используем в
оформлении спектаклей, для проведения детских
дискотек и просто для слушания музыки.
О предстоящих семейных спектаклях сообщают
театральные афиши. Их вывешивают в раздевалке
группы.
Премьера — это всегда праздник. Сначала
подготовленный спектакль показывают детям,
потом — детям и родителям. Лучшие наши спектакли
участвуют в ежегодном театральном фестивале
детского сада.
Конечно, постановка спектакля — дело
кропотливое, хлопотное. Зато наградой за наш
совместный труд становится радость детей, их
гордость за своих родителей и появление дружного
коллектива больших и маленьких, рожденного в
совместной деятельности.
Галина КОСТОРОВА,
воспитатель детского сада «Мальвина»,
г. Новый Уренгой, ЯНАО
ФЕСТИВАЛЬ СЕМЕЙНЫХ ТЕАТРОВ
Недавно в группе будущих выпускников мы
организовали Фестиваль семейных театров.
Возможно, кому-то наш праздник мог показаться
простеньким и слишком коротким. Но для нас он
стал огромной победой.
В группу к нам ходят дети с нарушениями речи.
Родители таких малышей, как правило, тоже
оказываются «трудными». И порой очень нелегко
развернуть их лицом к детям, научить общаться с
ребенком, радоваться его успехам.
Сначала, когда мы предложили родителям
провести фестиваль, было чувство, что нас не
слышат. Просто не желают слушать. Но — шаг за
шагом — лед стал таять. Первыми откликнулись на
наше предложение мамы из родительского комитета
— самые активные наши помощники. Они
объединились, выбрали пьесу, распределили роли. И
пошли в приемной разговоры о репетициях,
костюмах, сценарных решениях… Оказалось,
разговоры эти необычайно заразительны. Не успели
мы оглянуться, как в работу оказались втянуты и
другие семьи. Они шепотом, по секрету от
«конкурентов», строили свои планы,
договаривались о том, когда нужно прийти за
детьми, чтобы встретиться в детском саду. Мы им
помогали, как могли: ведь нужно было найти в
садике место для этих встреч. А дети с восторгом
рассказывали нам, как в выходные дни ходили друг
к другу в гости репетировать.
Через какое-то время приемная стала
заполняться афишами, объявляющими о предстоящих
спектаклях. Там указывались фамилии актеров,
режиссеров, художников по костюмам. Афиши
вешались на дверцы детских шкафчиков.
Наконец настал день праздника. Вечером мы
смотрели премьеры. Оказалось, многие мамы
прекрасно рифмуют и могут написать несложные
пьески. А как играют папы-актеры!
И пусть в нашем групповом театре не было
большой сцены, световых эффектов и громоздких
декораций, зато аплодисменты и смех были самые
настоящие.
Евгения ПОПКО, Светлана БУШУЕВА,
Наталья БАРАНОВА,
педагоги детского сада № 29 «Вишенка», г. Норильск
ПРАЗДНИКИ БЕЗ РЕПЕТИЦИЙ
Чтобы жизнь детей в нашем детском саду была
интересной и насыщенной творчеством, мы с
коллегами придумали проводить развлечения в
форме театральных пятниц «без репетиций».
Театральная пятница — это результат совместного
творчества детей, родителей, воспитателей.
Почему в названии есть слова «без репетиций»?
А вот почему: в преддверии этих развлечений мы
совершенно не репетируем с детьми. Праздник
проходит «экспромтом». Но именно поэтому его
проведение требует от нас, взрослых, огромной
предварительной и слаженной работы.
Например, мы готовимся к «пятнице» по теме
«День рождения Мышки». В период подготовки детям
необходимо выучить стихотворения про мышку,
принести игрушечную мышку для организации
«мышиной выставки», а от родителей требовалось
приготовить для ребенка любой элемент одежды
серого цвета (можно даже носочки) и совместно с
детьми сделать подарки для мышки своими руками.
Музыкальный руководитель учил с детьми песни и
танцы про мышек; педагог-эколог на занятиях
рассказывал малышам, кто такие мышки, где они
живут, что едят и т.д. Педагог по изодеятельности
находил время вместе с детьми лепить и рисовать
мышек.
Структура проведения «пятничных
развлечений» уже стала традиционной: дети читают
выученные на занятиях стихи, педагоги подбирают
подвижные, музыкальные и пальчиковые игры по
теме. Некоторые из них детям уже знакомы,
некоторые осваиваются прямо в процессе
праздника. Ну, и, конечно, детям нужно изображать
тех персонажей, которым посвящено развлечение.
Для вхождения в образ нам помогает не только
музыка, но и шапочки-маски. Их мы делаем вместе с
детьми. Мы стараемся, чтобы дети на наших
праздниках проявляли свою творческую
индивидуальность и активно действовали,
проживая напряженные мгновения творческой
жизни.
Творческая группа педагогов детского
сада «Солнышко», г. Губкинский, ЯНАО
ЮБИЛЕЙ В ПРОСТОКВАШИНО
Хорошим поводом для семейного творчества может
стать юбилей известного детского писателя или
литературного героя.
На страницах газеты «Дошкольное образование»
освещались акции, связанные с днем рождения
домовенка Кузи и медвежонка Винни-Пуха.
Мы писали о юбилее Корнея Чуковского. 2007–2008
учебный год стал для нас Годом Валентина
Берестова.
А в детском саду «Гнездышко» оригинально
отпраздновали день рождения ныне живущего
классика детской литературы Эдуарда Успенского,
которому в 2007 году исполнилось 70 лет. Здесь
открыли музей «Юбилей в Простоквашино».
Экспонатами музея стали поделки детей и
родителей по мотивам сказок писателя.
Экскурсоводами были дети подготовительной
группы, удивившие присутствующих знанием
литературных текстов и особенностями технологии
производства представленных поделок.
На праздник к детям прибыл почтальон Печкин с
телеграммой для ребят. В ней содержались вопросы
о творчестве Эдуарда Успенского. За правильные
ответы литературной викторины дети получали
фишки-чебурашки.
И в конце концов заработали право на просмотр
любимого мультфильма.
Особенно сильного эмоционального накала
праздник достиг, когда дети вместе со взрослыми
запели песни Владимира Шаинского на стихи
Эдуарда Успенского.
Праздник объединил больших и маленьких.
Татьяна СЫВАК, Марина ГРУЖИНСКАС,
педагоги детского сада «Гнездышко», г. Новый
Уренгой