Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №15/2008
Эта сказка поможет закрепить знания детей об образовании почвы и о роли различных организмов в круговороте веществ в природе.

Как медведь пень потерял

Шел по лесу Медведь. Долго шел, приморился, смотрит — пень перед ним появился. Свеженький такой, ровненький, дубовый. Видать, кто-то недавно дерево срубил. Обрадовался Медведь, решил маленько на пне посидеть. «Ох, хорошо, — думает, — Машенька наконец-то домой убежала, некому теперь мной командовать. А то заладила: «Не садись на пенек, не ешь пирожок». Так из-за нее ни одного пирожка и не попробовал, а небось вкусные были, с малиной да брусникой». Отдохнул мишка на пне, поворчал всласть, поохал, пирожки вспоминая, да и отправился домой. А пень так и остался стоять — крепкий, даже медведю тяжелому не под силу его развалить. Медведю-то не под силу, а вот жукам-древоточцам, жукам-короедам, муравьям разным под силу такое дело оказалось. Махонькие все, некоторых-то и глазом не видать, а как всем миром набросятся, понаползут отовсюду, начнут пень крошить, жевать, ходы в нем рыть, квартиры строить, тут и конец пню приходит. Вроде был он, пень-то, вчера еще стоял, а сегодня — в труху превратился. Был пень — и нет его.

Первыми прослышали про свеженький пень жуки всякие. «Есть, — говорят, — дом свободный, никем не занятый, вот мы и станем его жильцами. И пищу для личинок наших прожорливых искать не нужно, вон древесной еды в пенечке сколько! Лежи, знай себе, под корой, да грызи, что попадется, жиру набирай, расти». Сказано — сделано. Стали жуки-древоточцы, жуки-короеды для личинок своих ходы сверлить, квартиры строить. Тут и личинки жуков-усачей, златок, жуков-сверлил появились, да мало ли еще народцу всякого набежало! Живут-жуют, горя не знают. Налетел как-то ветер и забросил на пень маленькие-премаленькие споры-кружочки. И выросли из тех спор маленькие-премаленькие водоросли. Прослышали про то улитки, тотчас же в дорогу засобирались. Хоть и долго ползли, а все же на пень взобрались, лакомятся водорослями — не зря в такую даль тащились!

А на самой верхушке пня мох зеленый появился — яркий, пушистый. Кто под такой крышей жить откажется? Вот и наползла мелочь лесная под моховую крышу — жучки-червячки всякие. На пеньке живут, пенек жуют, мхом укрываются. Не узнать пень — в настоящий дом превратился, а дырочек-то, дырочек сколько! И из каждой кто-нибудь нет-нет, да и выглянет. А с одной стороны пень и вовсе не узнать — красотища какая! — дружная семейка грибов-опят выросла, тоже лакомство для случайного гостя. Для гостей, может, и лакомство, а для пня опять погибель: грибы-то тоже пень разрушают.

Так и живут они: личинки древесину жуют, толстеют. Которые побольше, тех, которые поменьше, едят; улитки по пню ползают, весь он мхом да грибами покрылся. Осенью еще и листья с берез на него нападали, как будто кто на пень шапку надел. Совсем не похожим стал пень на красавца, который Мишке креслом служил. Тут еще муравьи про пень прознали. Муравейник-то их неподалеку построен был, да тесновато всем муравьям вместе жить стало, надо новый дом строить. Стали они подходящее место искать, а тут пень как раз и подвернулся. Послали муравьи своих разведчиков: ползите, мол, разузнайте, хорош ли пень, да кто в нем живет. Добрались муравьи-разведчики до пня и спрашивают: «Кто-кто в этом пенечке-теремочке живет?» Как тут набежали жильцы пеньковые: «Кто покой наш нарушить посмел? Мы тут живем, дом стережем, чего вам надобно?» Отступили муравьи, но не испугались. «Нам, — говорят, — ваш пенек тоже понравился, жить здесь хотим». Завозмущались жуки-короеды, улитки-тихоходы, а муравьев и след простыл. Ну, жильцы пеньковые и успокоились. «Больше, — говорят, — не придут муравьишки несчастные». Как бы не так! Пришли муравьишки, пень заняли, кого в плен взяли, кого прогнали, личинок жирненьких съели. Засуетились, забегали, день-деньской свой новый дом оборудуют: где квартирку для своих личинок построят, где — коридорчик, а самое лучшее место, в глубине пня, для самой главной царицы муравьиной оставили. Бегали-бегали, суетились-суетились, глядь, исчез пень, в труху превратился, на землю кусочками упал. Кусочки эти жуки-червяки растащили, съели, в почву превратили. Мало что от пня осталось.

Медведь к тому времени поседел, постарел. Реже гулять стал, чаще отдыхать присаживался. Забрел он как-то в знакомые места, сонливость его одолела, тут-то он о пенечке и вспомнил. Пришел на поляну, где пень стоял, а там, кроме муравейника, ничего и не видать. «Как же так? — думает Медведь, — точно помню, был здесь пень, прочный такой, удобный. И куда он подевался? Если уж я-то, хозяин лесной, его не раздавил, то больше никто не мог». Почесал лапой в затылке: «Да, — говорит, — стар я, видно, стал, место перепутал. Пойду еще где-нибудь пенек поищу».

Старый Медведь, мудрый, так ничего и не понял. А вы поняли?


Обсуждаем с детьми сказку

  • Первый вариант: попросите детей ответить на вопросы: Кто жил в пеньке? Зачем он понадобился муравьям, жукам и другим обитателям? Почему пень исчез?

  • Второй вариант: попросить детей объяснить Медведю, куда пропал пень.

  • Третий вариант: пусть каждый ребенок выберет кого-нибудь из жильцов пня и от их имени объяснит, зачем они поселились в пне, что они там делали (например, один из ребят будет представителем жуков-короедов, другой — муравьев и т.д.). В такую игру можно ввести и театральный элемент.

В конце обсуждения необходимо еще раз подчеркнуть, что пень не просто исчез, а превратился в почву, и что для этого «трудились» очень многие животные, растения, грибы.

Задание на продуктивную деятельность

Попросите детей нарисовать к сказке «мультфильм» — серию картинок, по которым можно восстановить сюжет сказки. Главным объектом изображения должен стать пенек.

Рейтинг@Mail.ru