Шел по лесу Медведь. Долго шел,
приморился, смотрит — пень перед ним появился.
Свеженький такой, ровненький, дубовый. Видать,
кто-то недавно дерево срубил. Обрадовался
Медведь, решил маленько на пне посидеть. «Ох,
хорошо, — думает, — Машенька наконец-то домой
убежала, некому теперь мной командовать. А то
заладила: «Не садись на пенек, не ешь пирожок».
Так из-за нее ни одного пирожка и не попробовал, а
небось вкусные были, с малиной да брусникой».
Отдохнул мишка на пне, поворчал всласть, поохал,
пирожки вспоминая, да и отправился домой. А пень
так и остался стоять — крепкий, даже медведю
тяжелому не под силу его развалить. Медведю-то не
под силу, а вот жукам-древоточцам, жукам-короедам,
муравьям разным под силу такое дело оказалось.
Махонькие все, некоторых-то и глазом не видать, а
как всем миром набросятся, понаползут отовсюду,
начнут пень крошить, жевать, ходы в нем рыть,
квартиры строить, тут и конец пню приходит. Вроде
был он, пень-то, вчера еще стоял, а сегодня — в
труху превратился. Был пень — и нет его.
Первыми прослышали про свеженький
пень жуки всякие. «Есть, — говорят, — дом
свободный, никем не занятый, вот мы и станем его
жильцами. И пищу для личинок наших прожорливых
искать не нужно, вон древесной еды в пенечке
сколько! Лежи, знай себе, под корой, да грызи, что
попадется, жиру набирай, расти». Сказано —
сделано. Стали жуки-древоточцы, жуки-короеды для
личинок своих ходы сверлить, квартиры строить.
Тут и личинки жуков-усачей, златок, жуков-сверлил
появились, да мало ли еще народцу всякого
набежало! Живут-жуют, горя не знают. Налетел
как-то ветер и забросил на пень
маленькие-премаленькие споры-кружочки. И выросли
из тех спор маленькие-премаленькие водоросли.
Прослышали про то улитки, тотчас же в дорогу
засобирались. Хоть и долго ползли, а все же на
пень взобрались, лакомятся водорослями — не зря
в такую даль тащились!
А на самой верхушке пня мох зеленый
появился — яркий, пушистый. Кто под такой крышей
жить откажется? Вот и наползла мелочь лесная под
моховую крышу — жучки-червячки всякие. На пеньке
живут, пенек жуют, мхом укрываются. Не узнать пень
— в настоящий дом превратился, а дырочек-то,
дырочек сколько! И из каждой кто-нибудь нет-нет,
да и выглянет. А с одной стороны пень и вовсе не
узнать — красотища какая! — дружная семейка
грибов-опят выросла, тоже лакомство для
случайного гостя. Для гостей, может, и лакомство,
а для пня опять погибель: грибы-то тоже пень
разрушают.
Так и живут они: личинки древесину жуют,
толстеют. Которые побольше, тех, которые
поменьше, едят; улитки по пню ползают, весь он
мхом да грибами покрылся. Осенью еще и листья с
берез на него нападали, как будто кто на пень
шапку надел. Совсем не похожим стал пень на
красавца, который Мишке креслом служил. Тут еще
муравьи про пень прознали. Муравейник-то их
неподалеку построен был, да тесновато всем
муравьям вместе жить стало, надо новый дом
строить. Стали они подходящее место искать, а тут
пень как раз и подвернулся. Послали муравьи своих
разведчиков: ползите, мол, разузнайте, хорош ли
пень, да кто в нем живет. Добрались
муравьи-разведчики до пня и спрашивают: «Кто-кто
в этом пенечке-теремочке живет?» Как тут набежали
жильцы пеньковые: «Кто покой наш нарушить посмел?
Мы тут живем, дом стережем, чего вам надобно?»
Отступили муравьи, но не испугались. «Нам, —
говорят, — ваш пенек тоже понравился, жить здесь
хотим». Завозмущались жуки-короеды,
улитки-тихоходы, а муравьев и след простыл. Ну,
жильцы пеньковые и успокоились. «Больше, —
говорят, — не придут муравьишки несчастные». Как
бы не так! Пришли муравьишки, пень заняли, кого в
плен взяли, кого прогнали, личинок жирненьких
съели. Засуетились, забегали, день-деньской свой
новый дом оборудуют: где квартирку для своих
личинок построят, где — коридорчик, а самое
лучшее место, в глубине пня, для самой главной
царицы муравьиной оставили. Бегали-бегали,
суетились-суетились, глядь, исчез пень, в труху
превратился, на землю кусочками упал. Кусочки эти
жуки-червяки растащили, съели, в почву
превратили. Мало что от пня осталось.
Медведь к тому времени поседел,
постарел. Реже гулять стал, чаще отдыхать
присаживался. Забрел он как-то в знакомые места,
сонливость его одолела, тут-то он о пенечке и
вспомнил. Пришел на поляну, где пень стоял, а там,
кроме муравейника, ничего и не видать. «Как же
так? — думает Медведь, — точно помню, был здесь
пень, прочный такой, удобный. И куда он подевался?
Если уж я-то, хозяин лесной, его не раздавил, то
больше никто не мог». Почесал лапой в затылке:
«Да, — говорит, — стар я, видно, стал, место
перепутал. Пойду еще где-нибудь пенек поищу».
Старый Медведь, мудрый, так ничего и не понял. А
вы поняли?
Обсуждаем с детьми сказку
Первый вариант: попросите детей
ответить на вопросы: Кто жил в пеньке? Зачем он
понадобился муравьям, жукам и другим обитателям?
Почему пень исчез?
Второй вариант: попросить детей
объяснить Медведю, куда пропал пень.
Третий вариант: пусть каждый ребенок
выберет кого-нибудь из жильцов пня и от их имени
объяснит, зачем они поселились в пне, что они там
делали (например, один из ребят будет
представителем жуков-короедов, другой —
муравьев и т.д.). В такую игру можно ввести и
театральный элемент.
В конце обсуждения необходимо еще раз
подчеркнуть, что пень не просто исчез, а
превратился в почву, и что для этого «трудились»
очень многие животные, растения, грибы.
Задание на продуктивную деятельность
Попросите детей нарисовать к сказке
«мультфильм» — серию картинок, по которым можно
восстановить сюжет сказки. Главным объектом
изображения должен стать пенек.