Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №15/2008

Пишем планы по-новому

Планирование — одна из важнейших функций как руководителя, так и воспитателя. Разработать план — значит определить задачи какой-либо деятельности и условия, необходимые для их решения.

В нашем учреждении на протяжении многих лет параллельно разрабатывались два вида планов — блочный и календарный.

Каждый из планов имел как свои преимущества, так и недостатки. Однако из бесед с воспитателями я сделала вывод, что существующие формы написания планов их не устраивают.
У всех воспитателей среднее специальное образование, 73% педагогов имеют большой стаж работы. У них нет необходимости писать подробные и часто дублирующие друг друга планы. Значит, необходимо внести изменения в технологию планирования.

На педагогическом совете мы приняли решение разработать новую технологию написания плана. В течение года педагоги знакомились со всеми существующими в районе формами написания планов, старались выяснить положительные и отрицательные стороны той или иной формы. Мы также изучали опыт работы планирования различных педагогических коллективов детских садов страны, описанный в периодической печати.

В результате мы решили объединить два плана — перспективно-блочный и календарный — в один.

Теперь режимные моменты планируются блоками, а планирование занятий остается календарным.

Теперь план педагогической работы, разрабатываемый педагогами, выглядит так.

Первая страница — титульный лист с указанием ДОУ, возрастной группы, года обучения, Ф.И.О. воспитателей с утверждающей подписью заведующей ДОУ.

Вторая страница — сетка занятий.

Третья страница — список детей.

Четвертая страница — это содержание плана:

а) задачи воспитания;
б) дидактические игры;
в) индивидуальная работа;
г) трудовое воспитание;
д) наблюдения;
е) игровая деятельность;
ж) физкультурно-оздоровительная работа;
з) работа с родителями;
и) занятия.

Разделы разграничены так же, как в записной книжке с выемками для букв. Основой плана являются перспективные планы по обучению грамоте, математике и другим занятиям.

Заполнение плана ведется в определенной последовательности.

1. Формулируются задачи работы на квартал (выделяются из всех разделов программы).

2. Заполняется сетка основных занятий, имеющая вид экрана.

3. Добавляются занятия по художественному и физкультурному развитию, занятия в кружках.

4. Опираясь на сетку занятий, воспитатели расписывают блоки, связанные с игровой деятельностью, наблюдениями и т.д.

5. Содержание блока индивидуальной работы составляется на основе сведений из тетради индивидуальной работы.
Планируется пропедевтическая и коррекционная работа с часто болеющими детьми.

6. В блоке «Игровая деятельность» каждый раз планируется одна новая подвижная игра.
В свободное время игры проводятся по желанию детей. (Ориентиром для них служит картотека игр.)

В конце первого года эксперимента был проведен опрос, чтобы выяснить, как воспитатели относятся к новому плану.

Поначалу большинству педагогов новый способ планирования показался очень трудоемким. Тем не менее с началом нового учебного года воспитатели не захотели возвратиться к старым формам написания планов. Прошло время, и стало ясно: разработанная технология написания плана работы воспитателя является более эффективной и экономной. У воспитателей высвобождается время, которое они могут использовать для индивидуальной работы с детьми, для самообразования.

Вот так выглядит примерное оформление страницы плана.

Такую систему планирования наше учреждение использует уже более пяти лет. На наш взгляд, она благотворно сказывается на повышении качества всего образовательного процесса.

Блок Дидактические игры

Сенсорное развитие (РОМП)

1. «Угадай, чего не стало?» (закрепить геометрические фигуры)
2.
3.
4.

Развитие речи

1. «Узнай стишок по картинке» (развивать память, умение передавать интонацию)
2.
3.
4.

Экологическое воспитание

1. «Когда это бывает?» (закрепить знания детей о сезонных изменениях)
2.
3.
4.

Музыкально-ритмическое развитие

1. «Узнай инструмент» (развитие тембровой восприимчивости)
2.
3.
4.

Звуковая культура речи (Грамота)

1. Упражнения для отработки речевого дыхания «Хоботок»
2.
3.
4.

Изодеятельность, конструирование

1. «Дорисуй фигуру» (развивать воображение)
2.
3.
4.

Рейтинг@Mail.ru