Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №16/2008

До свиданья, лето!

       

Осенью дети возвращаются в детский сад. Позади — вольные денечки в деревне у бабушки или на даче; может быть, море, куда они ездили вместе с родителями, свободные игры с новыми знакомыми, много-много воздуха и движения. Теперь же детям снова нужно включаться в регламентированный быт садика, в его режим. И как бы ребенок ни любил детский сад в своей «прошлой», «доотпускной» жизни, ему так или иначе приходится заново встраиваться в детский коллектив, приспосабливаться к требованиям воспитателей, к обязательным занятиям. Конечно, чем старше дети, чем большим опытом посещения детского сада они обладают, тем легче им перестроиться с «летнего времени» на «осеннее». В старших и подготовительных группах можно было бы вообще не задумываться о проблемах адаптационного периода воспитанников: подумаешь! Не малыши же! Не в первый раз такое переживают.
Но опытный воспитатель постарается использовать «переходный период» в педагогических целях. Дети полны летних впечатлений? Так пусть поделятся ими с другими. Пусть обмен впечатлениями станет эмоциональным мостиком, встраивающим ребенка в новый учебный год, обещающим ему понимание и интерес со стороны окружающих.
Тем более что к этому важному делу можно привлечь мам и пап. А ведь это одна из наших главных задач — постоянно расширять поле возможностей для совместной деятельности ребенка и его родителей.
Иными словами, проводы лета могут стать такой же традицией детского сада, как и проводы зимы. Только форма этого события будет несколько иная.
Праздник тут не нужен: впереди их еще много. И задача здесь другая: каждый ребенок должен рассказать о себе. Решить такую задачу можно только в камерной обстановке и растянув во времени: слово надо предоставить всем желающим.

Газета «Как я провел лето»

Одной из наиболее удобных и простых форм «сочинения» на тему «Как я провел лето» является небольшая стенная газета с летними фотографиями, которую ребенок и его родители делают дома, а потом приносят в детский сад. Практически во всех семьях ведут фотолетопись семейных событий.

Домашним фотографам нравится показывать свои фотографии. А их отбор и объединение в единую композицию для газеты — дело несложное, но увлекательное. Под фотографиями должны быть короткие подписи. Это для других взрослых, которые будут потом самостоятельно рассматривать газету. Что касается детей, то им содержание фотографий должен объяснить ребенок, участвовавший в ее создании.

Принесенная газета вывешивается в группе или в приемной. Перед завтраком, в ожидании обеда или после сна воспитатель приглашает желающих собраться перед ней и послушать, как Ваня (Миша, Артем) провел лето. Ваня сообщает, где он был, какие моменты запечатлены на фотографиях, почему здесь он так весело смеется, а там — грустит или спит.
И что он ест? И что за игрушка у него в руках? Откуда он ее взял, и куда она потом делась? Кто вместе с Ваней играет? Теплая ли вода в море? Видел ли Ваня медуз? Как они выглядят? Чем морской песок отличается от песка на участке детского сада? Воспитатель поощряет детей задавать самые разные вопросы. Чем больше вопросов, тем живее будет Ваня на них отвечать.

Статья опубликована при поддержке автосервиса "Ремонт коробок передач". Ремонт, замена, продажа, покупка МКПП и АКПП в Москве. Ремонт МКПП Пежо 307, Тойота Камри, Шкода Октавия, Фольксваген Туран, Ниссан Альмера, Рено Меган и другие автомобили. Высококвалифицированные специалисты, гарантия качества, доступные цены. Узнать подробную информацию о сервисе и предоставляемых услугах, цены и контакты Вы сможете на сайте, который располагается по адресу: http://ремонт-мкпп.рф/.

По существу, эта форма работы очень напоминает «составление рассказа по картинкам». Только «картинки» непосредственно связаны с личным опытом ребенка. Но при составлении рабочего плана рассказ по газете можно смело включать в самые разные подразделы — от работы по развитию речи (индивидуальной и диалогической) до организации игрового коллективного взаимодействия.

Единственным препятствием для обмена «опытом» через газеты может стать высокая активность их создателей. Сегодня принесли одну газету, а завтра — целых три. И на каждую нужно найти время для обсуждения. Иначе вся затея теряет смысл. Тогда воспитателю следует поступить так. Сначала взвесить временные резервы и решить для себя: рассматриваем и обсуждаем по две газеты в день. Одну — перед завтраком, другую — после полдника.

И вывешивать газеты не сразу, а в порядке некоторой очереди. Ведь расспрашивать автора интересно по свежим впечатлениям.

Если в группе есть испытанные и верные родители, можно заранее договориться с ними о создании газет — так чтобы газеты «пришли» в группу уже в первые дни учебного года. А то ведь как бывает? Родителям, чтобы переварить поступившую информацию, да вдохновиться, да раскачаться, нужно время. Обычно они реагируют на чей-то пример и откладывают реализацию своих планов на выходные. Поэтому сначала газет нет. Потом — мало, а потом они вдруг начинают сыпаться, как из рога изобилия. Это и хорошо, и плохо. Хорошо, что инициатива поддержана и семья предприняла усилия для реализации общего проекта.  А плохо, потому что возникает дефицит возможностей приветствовать каждую газету с должным вниманием.

Для вывешивания газет нужно определить два места. Одно небольшое, но почетное — для вновь поступившей, которую предстоит рассматривать и обсуждать. Такое место может быть в группе. Другое — галерейное. Все принесенные газеты в конце концов должны образовать единую галерею. Ради этого можно на некоторое время потеснить или вообще убрать привычно-бессмысленные рекламные щиты с советами родителям, которые никто никогда не читает. Вот газета, сделанная ребенком вместе с мамой и папой, — это живой, «говорящий» совет: вот так можно проводить вместе время, вот так оформлять совместные впечатления.

Как оформить такую галерею, зависит от дизайнерских предпочтений хозяек группы. Можно предоставить мамам и папам самим определять размеры и формы своих газет: это расширяет возможности для семейного творчества, но затрудняет их вписывание в общий контекст. Можно задать жесткие форматы, в которые родители должны уложиться. Ничего страшного в этом нет. Зато можно заранее оформить пространство галереи.

Коллаж «Летние фантазии»

Можно предложить детям и родителям оформить свои летние впечатления в виде художественного произведения — коллажа по какой-нибудь теме: «Это загадочное море», «В лесу», «На зеленом лугу», «У бабушки в деревне». Создание коллажа не связано напрямую с конкретными переживаниями детей. Это метафорическое, сказочное оформление летних ощущений. Но работа от этого не становится менее увлекательной. Коллаж должен иметь название. Можно предложить родителям подобрать к нему стихотворение, сочинить маленькую сказку или историю.

В отличие от постепенного собирания галереи газет выставку коллажей лучше «открывать» торжественно, предоставляя на обозрение все богатство красок. Можно предложить создателям коллажей устроить небольшую презентацию своей работы, рассчитанную на 3–5 минут: посетители выставки следуют от одной работы к другой, а представляющий ее ребенок объясняет ее содержание.

Но можно обойтись и без презентации, и без торжественного открытия. В один прекрасный день родители приведут детей в детский сад и ахнут: такая красота откроется их взорам!

«Говорящие» вещички

Другой формой воспоминаний о прошедшем лете может стать групповая выставка «“Говорящие” вещички».

Как правило, дети привозят с собой из поездок сувениры, ракушки, камушки или игрушки. Принцип размещения вещей на выставке заключается в следующем. Ребенок приносит в качестве выставочного экспоната вещь, с которой связано какое-то приключение, переживание или просто информационное сообщение.

Например: «Я принес на выставку вот этот камушек. Я нашел его на берегу Волги. Этот камушек такой красивый! Сначала я украсил им башню из песка, которую построил. Мы с ребятами все время строили башни из мокрого песка. Из мокрого песка строят совсем не так, как из сухого. Башня получается в комочках. Это очень красиво. И камушек украшал мою башню. А потом я решил забрать его с собой, чтобы он жил у меня дома».

Или: «Я принес на выставку вот такую тарелочку. Это сувенир. Я его привез из Греции. На тарелочке нарисованы греческие боги. Они в белых хитонах. Раньше в Греции все ходили в хитонах. Эта тарелочка — на память о нашей поездке на море. Мы там отдыхали в пансионате».

Но даже если у ребенка не оказалось специального «летнего» приобретения, он может наделить «голосом» любую вещь, которая была с ним на даче или на море, — от кроссовки до бейсболки. Вот бейсболка. Она жила с Петей на даче. Бейсболка сидела у Пете на голове, когда он катался на велосипеде. Он очень много катается на даче на велосипеде. Все ребята там катаются на велосипедах. Они устраивают гонки, как мотоциклисты. И бейсболка это запомнила. Поэтому Петя и принес ее на выставку «“Говорящие” вещички».

Можно предложить детям рассказывать о летних событиях от имени принесенных вещей. Тогда название выставки получило бы свое полное оправдание: «Я — еловая шишка. Я жила на дереве в лесу. В том лесу, который растет рядом с Аниной дачей. Аня как-то пришла в лес, а я упала с дерева. И мы вместе увидели ежика. Ежик был большой, с иголками на спине. Он шел в траве, под кустами по своим делам. Увидел Аню и побежал быстро-быстро. А Аня взяла меня с собой, чтобы не забыть про ежика. Ведь ежик ей очень понравился!»

Но это довольно сложная задача, которую можно ставить перед детьми пяти-шести лет с хорошо развитой речью.

Рейтинг@Mail.ru