В начале занятия педагог
загадывает детям загадку о Лете, просит
перечислить приметы Лета, спрашивает, любят ли
дети это время года и почему.
Педагог: Все дети любят Лето. Но осталось
ему провести с нами всего несколько денечков. А
затем на смену ему придет Осень. До сих пор Лето
гуляло по лесным дорожкам да по полянкам, в
парках и садах, купалось в речках и озерах,
радовало птиц, зверей, людей. Теперь настало ему
время отдохнуть. Как вы думаете, где может
отдохнуть Лето?
Дети выдвигают свои предположения, объясняют,
почему они так решили.
Педагог: Каждый из вас по-своему прав. Но мы
можем придумать и общее сказочное решение.
Давайте построим для Лета домик — такой, чтобы
оно захотело в нем поселиться, и чтобы сразу
видно было: в домике Лето живет. Как вы думаете,
каким должен быть этот домик?
Дети фантазируют, описывают домик для Лета.
Педагог: Конечно, вокруг домика должны
расти зеленая травка и цветы. Конечно, над
домиком всегда должно светить солнышко. А вокруг
будут летать птички, бабочки, пчелки. (Примечание.
Описание домика может быть изменено. Оно зависит
от образа, созданного детьми.)
Строить домик мы будем вот из таких «теплых»
деталей. (Выкладывает детали на магнитной доске
или на фланелеграфе.) Как вы думаете, почему я
назвала их теплыми?
Дети: Потому что они окрашены в теплые
цвета. В желтый, красный, оранжевый.
Педагог: Верно. Цвета этих деталей яркие,
теплые. Иными они и не могут быть: ведь мы для Лета
домик строить собираемся. А знаете ли вы, какими
фигурами являются эти детали? Как эти фигуры
называются?
Дети: Здесь есть квадрат, треугольник,
прямоугольник и маленькие квадратики.
Педагог: Кто может сосчитать маленькие
квадратики? Сколько их? (Сначала кто-то один
считает квадратики, потом считают все вместе —
хором. Получается три квадратика.) Если я
добавлю еще один квадратик, сколько маленьких
квадратиков станет? (Четыре.) А сколько всего
у нас с вами деталей? (Семь.)
Усложненный фрагмент беседы (для
детей седьмого года жизни, имеющих опыт занятий
математикой)
Педагог: Представьте себе, что мы привезли
детали для домика на строительную площадку.
Нужно их как-то разложить — разделить на две
группы. Как это можно сделать? По какому принципу
можно разделить эти детали на две группы?
Дети предлагают принципы деления фигур на две
группы.
Первый принцип: крупные детали — в одну
сторону, мелкие — в другую.
Второй принцип: желтые и красные детали — в
одну сторону, оранжевые — в другую, так как желый
и красный — чистые цвета, а оранжевый —
составной.
Третий принцип: в одну сторону положить
треугольник, а в другую — прямоугольник и
квадраты.
Педагог: Мы с вами положили вместе квадраты
и прямоугольник. Почему?
Дети: Эти фигуры похожи.
Педагог: Очень похожи. Я даже вам сейчас
один секрет раскрою. Но сначала сосчитайте,
сколько сторон у квадрата. (Кто-то из детей
выходит и показывает, как считать стороны
квадрата: проводит по ним карандашом или
пальчиком.) А у прямоугольника сколько сторон? (Ответы
детей. Пересчет сторон прямоугольника.)
Давайте сделаем вывод: у квадрата столько же
сторон, сколько у прямоугольника. У
прямоугольника столько же сторон, сколько у
квадрата.
Так же пересчитываются углы и вершины фигур.
Педагог учит правильно показывать углы и
вершины. Делается вывод о том, что у
прямоугольника и квадрата одинаковое количество
вершин и углов.
Педагог: И еще мы с вами знаем, что у
прямоугольника все углы прямые. За это его и
назвали прямо-угольником. У нас есть
специальная мерка, с помощью которой мы можем это
доказать. Кто хочет воспользоваться меркой? (Кто-то
из детей выходит и показывает, как подтвердить,
что углы прямые, — прикладывает к разным углам
мерку так, чтобы стороны углов совпали.)
Прямоугольник за это и назвали прямоугольником.
А теперь я хочу вас спросить: а можно ли сказать,
что квадрат — это прямоугольник?
Дети высказывают свои предположения. Педагог
предлагает проверить, прямые ли углы у квадрата.
Выясняется — прямые.
Педагог: Так может квадрат называться
прямоугольником?
Дети: Да.
Педагог: Конечно, квадрат — это и есть
прямоугольник. Только особенный. В чем его
особенность? Чем он отличается от обычного
прямоугольника?
Дети: У прямоугольника две стороны длинные,
а две — короткие. А у квадрата все стороны
одинаковые.
Педагог: Верно. Квадрат — это
прямоугольник, у которого все стороны равны.
Сейчас я вам еще одну хитрую задачку задам. Ну-ка
сосчитайте, сколько на нашей стройке
прямоугольников?
Дети: Шесть.
Педагог: Почему вы так решили?
Дети: Потому что все квадраты — это
прямоугольники. Их пять — четыре маленьких и
один большой. И еще просто прямоугольник.
Продолжение беседы для обоих
вариантов
Педагог: Молодцы. В деталях вы разобрались,
весь строительный материал у вас на учете. Теперь
можно приступить к «строительству» домика.
Приготовьте детали и выложите из них домик. А я
посмотрю, что у вас получается.
Дети старшего возраста, имеющие опыт
обращения с ножницами, вырезают вычерченные на
цветных листочках детали. Дети более младшего
возраста получают конверт с готовыми деталями.
Возможен комбинированный вариант: мелкие детали
выдаются детям готовыми, а крупные детали —
квадрат и треугольник — они вырезают из бумаги.
(Фигуры заранее вычерчены на цветных листочках.)
Из деталей дети выкладывают домик. Затем детали
наклеиваются на фон.
Занятие второе
Дети вспоминают, чем они занимались на
предыдущем занятии, почему решили построить
домик для Лета, какие детали для него
использовали, почему квадрат можно назвать
прямоугольником.
Педагог: Помните, мы говорили: хорошо бы,
чтоб вокруг домика Лета летали птички, бабочки и
пчелки! Сегодня мы это осуществим. Вот такую
птичку выпустим в летний сад, вот такую пчелку,
вот такую бабочку. Кто знает, из каких фигур они
состоят? (Дети отвечают.) Если бы вам
предложили разделить этих друзей Лета на две
группы, как бы вы это сделали?
Дети: Бабочка и пчелка — это одна группа. А
птичка будет в другой группе.
Педагог: Почему вы их так решили разделить?
Дети: Потому что бабочка и пчелка —
насекомые. А птичка — это птичка, птица.
Педагог: Верно. Но можно и другое объяснение
найти. Кто другой принцип деления открыл? Кто с
нами своим открытием поделится?
Ребенок: Бабочка и пчелка состоят из фигур,
в которых нет углов. А птичка состоит из овалов и
треугольников. У треугольников есть углы.
Педагог: Сколько углов в треугольнике?
Дети: Три.
Педагог: Конечно, три. За это он свое
название и получил. Кто сможет сосчитать, сколько
треугольников использовали, чтобы сложить
птичку?
Дети: Шесть.
Все вместе пересчитывают треугольники. Более
сложное задание — пересчитать вершины всех
треугольников.
Педагог: Ну что ж, теперь пришло время
выпустить насекомых и птичку летать к домику, где
Лето поселится.
Дети получают конверты с деталями или с
листочками, на которых вычерчены фигуры, и
приступают к работе: вырезают детали, составляют
из них персонажей, располагают на листе с
домиком, приклеивают.
Третье занятие
В начале занятия рассматривают собственные
работы, вспоминают, почему они за это взялись,
какие детали использовали, почему квадрат
является треугольником и почему птичку выделили
в отдельную группу, а бабочку и пчелку — в другую.
Затем педагог предлагает детям украсить домик
Лета так, как им захочется. Надо сделать так,
чтобы Лету домик понравился.
Для украшения можно использовать разные
материалы, открытки с изображением цветов, сухие
травинки, блестки и т.п.
Материалы лежат в коробочках, к которым дети
имеют свободный доступ.
Можно предложить детям делать травку из
полосок бумаги, нарезая их бахромкой.