Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №16/2008

В.Ф. Одоевский — писатель и общественный деятель

В августе 2008 года исполнилось 205 лет со дня рождения писателя, деятеля культуры и образования князя Владимира Федоровича Одоевского (1803–1869).

В.Ф.ОдоевскийСовременным читателям В.Ф. Одоевский известен прежде всего как автор сказок «Городок в табакерке» и «Мороз Иванович». Обе сказки входили в сборник писателя «Сказки дедушки Иринея», высоко оцененный В.Белинским. Белинский считал, что теперь, с появлением сказок Одоевского, дети других наций могут завидовать малышам, читающим на русском языке. Ведь князь Одоевский был одним из первых писателей, начавших писать специально для маленьких детей. («Сказки дедушки Иринея» вышли в 1840 году.) До него лишь один из известных литераторов уделил внимание подрастающему поколению — Карамзин. Одоевский же создал целую небольшую детскую библиотечку, содержащую, кроме сказок, еще и рекомендации для устройства всяких любопытных приспособлений и поучительные объяснения разных явлений природы.
Но В.Ф. Одоевский был не только писателем. Он был членом ученого комитета Министерства государственных имуществ и занимался вопросами устройства деревенских школ, и членом комитета Главного попечительства детских приютов. На этом поприще он трудился четыре года, и за свои ревностные труды был награжден орденом Святого Станислава II степени. Последующие годы жизни князя связаны с благотворительной деятельностью, также направленной на поддержку учреждений для детей — медицинских и образовательных.

Путешествие в городок «Динь-динь»

Некоторые педагогические задачи:

  • познакомить детей с фрагментами сказки, написанной современником А.С. Пушкина, известным литератором, музыковедом, видным деятелем культуры XIX века;

  • учить детей создавать образы предметов, используя другие предметы, движения, звукоподражание.

Оборудование и материалы к занятию:

  • сказка В.Ф. Одоевского «Городок в табакерке» с иллюстрациями; игрушки, изображающие персонажей сказки (Мальчик-колокольчик, Валик, Дядьки-молоточки, Царевна-пружинка, шкатулка (вместо табакерки));

  • музыкальные записи песни С.Никитина на стихи Ю.Мориц «Песенка о сказке»;
    О. Ван Гемель «Танец деревянных башмаков» (в исполнении каунасских колоколов); песенка из радиоспектакля «Городок в табакерке» («Я — Мальчик-колокольчик из города «Динь-динь») — по возможности.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Дети усаживаются на места.

Педагог: Ребята, взгляните, что я вам сегодня принесла. Это необычная шкатулочка. Она с секретом. Если я трону ее крышку, в шкатулке заиграет музыка. Хотите попробовать?

Дети: Да!

Педагог предоставляет детям возможность послушать музыкальную шкатулку, показывает, как она приводится в действие.

Педагог: Нравится вам шкатулочка?

Дети: Да, очень!

Педагог: Чем она вам нравится?

Дети: Она как волшебная. Интересно на нее смотреть.

Педагог: Верно. Представьте себе: сто пятьдесят лет назад, даже больше, дети тоже так думали. Им тоже нравились шкатулки и коробочки, в которых начинала играть музыка. И они гадали: как же так получается? Откуда эта музыка берется? Не иначе, как внутри сидят маленькие человечки и наигрывают мелодии на крошечных инструментах. Писатель Владимир Федорович Одоевский, который жил как раз в то время, написал для детей сказку «Городок в табакерке». (Показывает обложку книги В.Ф. Одоевского.) Вы знаете, что такое табакерка? Табакерка похожа на шкатулочку. В ней хранили нюхательный табак. В годы, когда Одоевский сочинял свою сказку, табак был дорогим удовольствием. Позволить его себе могли только богатые люди. Поэтому и шкатулки для хранения табака обычно были дорогими, богато украшенными. Даже музыкальными. Вот об одной такой музыкальной табакерке и пойдет речь в сказке, которую мы сегодня будем читать. Готовы слушать?

Дети: Да!

Педагог: Тогда — вперед, в сказку!

Звучит «Песенка о сказке».

«Папенька поставил на стол табакерку. «Поди-ка сюда, Миша, посмотри-ка», — сказал он. Да уж и было чего посмотреть! Какая прекрасная табакерка! Пестренькая, из черепахи. А что на крышке-то! Ворота, башенки, домик, другой, третий, четвертый, — и счесть нельзя, и все мал мала меньше, и все золотые; а деревья-то также золотые, а листики на них серебряные; а за деревьями встает солнышко, и от него розовые лучи расходятся по всему небу.
— Что это за городок? — спросил Миша.
— Это городок Динь-Динь, — отвечал папенька и тронул пружинку... И что же? Вдруг, невидимо где, заиграла музыка».
Давайте представим, что мы слышим эту музыку из табакерки. Закройте на некоторое время глаза. (Включает музыкальную запись или запускает музыкальную шкатулку.
Музыка умолкает, педагог предлагает детям открыть глаза и продолжает чтение.)
«Миша уверился, что музыка точно играла в табакерке. Он подошел к ней, смотрит, а из-за деревьев солнышко выходит, крадется тихонько по небу, а небо и городок все светлее и светлее; окошки горят ярким огнем, и от башенок будто сияние. Вот солнышко перешло через небо на другую сторону, все ниже да ниже, и, наконец, за пригорком совсем скрылось; и городок потемнел, ставни закрылись, и башенки померкли, только ненадолго. Вот затеплилась звездочка, вот другая, вот и месяц рогатый выглянул из-за деревьев, и в городке стало опять светлее, окошки засеребрились, и от башенок потянулись синеватые лучи.
Между тем музыка играет да играет; вот все тише да тише, как будто что-то цепляется за каждую нотку, Миша смотрит: внизу табакерки отворяется дверца, и из дверцы выбегает мальчик с золотою головкою и в стальной юбочке, останавливается на пороге и манит к себе Мишу».

Педагог показывает детям картинку с изображением Мальчика-колокольчика, спрашивает, как он одет, почему его называют колокольчиком.

«— Позвольте узнать, — сказал Миша, — с кем я имею честь говорить? — Динь-динь-динь, — отвечал незнакомец, — я — Мальчик-колокольчик, житель этого городка. Мы слышали, что вам очень хочется побывать у нас в гостях, и потому решились просить вас сделать нам честь к нам пожаловать. Динь-динь-динь, динь-динь-динь».

Педагог обращает внимание детей на то, что колокольчики не одинаковые, и звенят они по-разному.

«— Если бы все были одинаковые, то и звенели бы мы все в один голос, один, как другой; а ты слышишь, какие мы песни выводим. Это оттого, что кто из нас побольше, у того и голос потолще».

Педагог предлагает детям «позвенеть» на разные лады — пропеть сочетание «динь-динь» высоким и низким голосом, медленно и быстро — как колокольчики разной величины. Дети учатся «звенеть», как мальчики-колокольчики из табакерки. При этом можно покачивать головами из стороны в сторону.

«— Почему же колокольчики звенят? Потому что по ним Дядьки-молоточки стучат; “Тук-тук!”».

Педагог предлагает детям представить, как Дядьки-молоточки стучат по колокольчикам: вот так! Нужно ударить одним кулачком по другому. Дети стучат кулачками и приговаривают: «Тук-тук, тук-тук».

«— Но и они это делают не по доброй воле — их господин Валик цепляет».
Вы знаете, как выглядит валик? (Показывает детям небольшой валик.) Валик из табакерки на него похож, только он очень маленький. Валик крутится. Вот так.

Педагог сначала показывает, как может крутиться валик, а потом предлагает детям изобразить это движение. Дети крутят перед собой руками, согнутыми в локтях, и приговаривают: «Шуры-муры! Шуры-муры!»

Наконец Миша знакомится с Царевной- пружинкой, которая «как змейка, то свернется, то развернется и беспрестанно Валик под бок толкает» и приговаривает: «Зиц-зиц-зиц».

Педагог показывает детям пружинку, демонстрирует, как она сжимается и разжимается. В табакерке, объясняет он, сидела точно такая же пружинка, только совсем крошечная. Дети вместе с педагогом показывают пальчиками, как движется пружинка: и делают движение указательным пальцем снизу вверх по спирали и произносят: «Зиц-зиц-зиц!»
Затем педагог читает детям концовку сказки и предлагает вспомнить, как в табакерке возникает музыка.

Дети и педагог: Царевна-пружинка, как змейка, то свернется, то развернется и беспрестанно надзирателя в бок толкает. (Быстрое движение указательными пальцами со словами: «3иц-зиц-зиц».)
Надзиратель лежит на диване в халате и с боку на бок переворачивается. (Вращение согнутыми в локтях руками перед собой: «Шуры-муры, шуры-муры».)
Только попадется надзирателю Дядька-молоточек, он сперва зацепит его крючком, потом спустит, а молоточек-то и стукнет по колокольчику. (Удары кулачком по кулачку: «Тук-тук, тук-тук».)
Злые дядьки-молоточки то и дело постукивали мальчиков-колокольчиков. Которые побольше, тем реже «Тук-тук» бывает, у них и голос потолще. У маленьких голосок тоненький, им больнее достается. (Дети проговаривают «динь-динь» тоненьким голоском и голосом «потолще».)

Затем все слушают песенку Мальчика-колокольчика (если имеется музыкальная запись спектакля или его фрагментов).
После чтения педагог предлагает детям нарисовать Городок в табакерке или портрет Мальчика-колокольчика.

Иллюстрации Н.Г. Гольц

Рейтинг@Mail.ru