В течение последних нескольких лет на
страницах научной, научно-популярной литературы
все чаще звучит вопрос о статусе дошкольного
образования в системе общего образования, а
точнее — об отсутствии этого статуса. В
публикациях и выступлениях ведущих специалистов
страны звучит обеспокоенность за судьбу как
самого дошкольного образования, так и научных
достижений отечественной школы педагогики и
психологии в этой области. Проблемы
«спровоцированы» реализацией «дошкольного
блока» Федеральной целевой программы развития
образования на 2006–2010 годы: задачи ФЦПРО на 2006–2010
годы касаются создания системы образования для
детей старшего дошкольного возраста (то есть от 5
до 7 лет) — вопреки обоснованным исследованиям,
рассматривающим в целостности дошкольное
детство в возрастных границах от трех до семи
лет. К тому же дошкольное образование «выпало» из
национального проекта «Образование». Означает
ли это, что «наверху» дошкольное образование
рассматривают только в качестве составного
элемента демографической политики?
Время, конечно, расставит все по своим местам, и
ответы на заданные вопросы будут найдены.
Сегодня же главное — не допустить необратимости
некоторых негативных тенденций, связанных с
изменениями в дошкольном образовании. Для этого
необходимо понимать, что происходило, происходит
и может произойти.
Мы предлагаем рассмотреть перечень возможных
вариантов, которые в ближайшем будущем могут
определить судьбу дошкольного образования.
Предполагает увеличение времени обучения в
начальной школе за счет снижения возрастной
границы приема детей (вместо 6,5 — с 5 лет), что в
целом соответствует образовательным тенденциям
развитых зарубежных стран. Очевидным является
также экономический эффект таких изменений:
расходы на образование одного ребенка в школе
ниже, чем содержание ребенка такого же возраста в
детском саду. Поскольку в различных регионах
по-разному и в количественном, и в качественном
отношении развиты сети дошкольного и общего
образования, можно предположить, что в России
дети с 5 лет будут обучаться как в стенах школ, так
и в стенах детских садов. Отток части детей из ДОУ
в школы позволит достичь кратковременного
социального эффекта — освободить места для
детей до 5 лет, ожидающих места в дошкольные
образовательные учреждения.
Однако вышеназванные «плюсы» декомпенсируются
«минусами» и рисками, связанными с развитием
системы дошкольного и начального общего
образования по первому варианту.
Во-первых, нельзя не учитывать, что, в связи с
ростом рождаемости, через некоторое время и
общеобразовательные учреждения начнут
«заполняться». Это вновь обострит проблему
дефицита мест — только уже на другом уровне.
Во-вторых, снижение возраста школьного
обучения до пяти лет не соответствует
результатам научных исследований отечественной
педагогики и психологии в области,
обосновывающих начало школьной жизни для детей
семилетнего возраста. В свое время советский
эксперимент по организации раннего обучения
детей шести лет был бесславно завершен.
Рассматриваемый вариант развития событий, по
сути своей, — реанимация вышеназванного
эксперимента.
Существуют также некоторые социальные риски,
связанные с переводом образования детей пяти лет
в категорию обязательного. Это либо
нежелание, либо невозможность части родителей
рано отдавать ребенка в школу. Причины
«нежелания» многообразны, их анализ — предмет
отдельного исследования, а причины
«невозможности» очевидны. Если образование
обязательное, ребенок должен ежедневно посещать
школу. Как правило, работающие родители
первоклассников берут в сентябре отпуск,
отрабатывают с ребенком маршрут «до» и «из»
школы, организуют его режим в соответствии с
новым социальным статусом. По завершении
адаптационного периода большинство детей 6–7 лет
способны к самостоятельным действиям. Дети 5 лет,
в соответствии с большинством существующих
российских правил и соображениями здравого
смысла, не могут находиться в общественных
местах без сопровождения взрослого (лифт,
общественный транспорт и др.). Не все семьи смогут
обеспечить сопровождение детей 5–6 лет для
получения ими обязательного образования.
Возможные варианты связаны либо с рисками для
безопасности ребенка, либо с дополнительными
расходами государства по организации и
оснащению групп продленного дня для детей данной
возрастной категории.
Нерешенной в случае включения образования
детей старшего дошкольного возраста в систему
общего образования России останется проблема
образования детей от 3 до 5 лет. А «разорванность»
дошкольного периода еще более усложнит решение
данной проблемы.
(фактически действующий в настоящее время)
Формально целостность дошкольного возраста
сохранена, однако в рамках ФЦПРО, являющейся
организационной основой государственной
политики в сфере образования, решаются задачи
только по образованию детей 5–7 лет. Ни с научной
точки зрения, ни с точки зрения практической
целесообразности данный вариант неперспективен,
если только он не является просто неким
подготовительным, переходным этапом к варианту
№ 1.
(традиционный)
До утверждения ФЦПРО на 2006–2010 годы под
«дошкольным» подразумевалось образование детей
от 3 до 7 лет. Прием в школу осуществлялся по
желанию родителей и в соответствии с
возможностями (психологической готовностью)
детей, то есть существовал выбор — оставить
ребенка еще на один год в детском саду (до 7–7,5
лет) или отдать в школу с 6,5 лет.
К сожалению, при этом дошкольное образование не
было включено в нормативную типологию системы
непрерывного образования РФ (не уровень и не
ступень какого-либо уровня образования), что
лишало его определенного статуса и порождало ряд
проблем финансово-экономического,
нормативно-правового, программно-методического,
кадрового характера.
Его суть — в придании дошкольному
образованию детей от 3 до 7 лет статуса первой
полноценной ступени уровня общего образования.
Подобная «смена вывески» может иметь для
дошкольного образования далеко идущие
положительные последствия: например, включение в
ту же схему финансирования, что и общее
образование, органичное «вхождение» в
государственный образовательный стандарт и др.
В качестве «плюсов» назовем также:
— соответствие представлениям отечественной
научной школой о границах дошкольного возраста
(от 3 до 7 лет) и его самоценности;
— возможность выбора для ребенка от 6 до 7 лет
учреждения (школа или детский сад) в соответствии
с индивидуальными темпами развития и уровнем
психологической готовности к школе;
— соответствие образовательным тенденциям
наиболее развитых зарубежных стран (раннее
образование детей);
— сохранение сети дошкольных образовательных
учреждений, здания которых в целом отвечают
требованиям, предъявляемым к образованию детей
3–7 лет.
Существует и юридическая предпосылка для
подобного изменения статуса дошкольного
образования. Согласно ФЗ «Об образовании» (п. 1 ст.
17), программы дошкольного образования являются общеобразовательными,
а учреждение, соответственно, считается
образовательным, если оно осуществляет
образовательный процесс и реализует одну или
несколько образовательных программ (п. 1 ст. 12).
Однако у данного варианта есть, пожалуй,
единственный, но очень существенный минус.
Поскольку общее образование согласно
Конституции России является обязательным,
необходимо либо:
1) создать условия для обеспечения
«обязательности» дошкольного общего
образования (от 3 до 7 лет);
2) внести изменения в действующее
законодательство РФ, в том числе Конституцию
России, о сохранении обязательности общего
образования, кроме ступени дошкольного
образования.
В первом случае потребуется значительное
расширение сети учреждений, которые могут
оказывать дошкольные образовательные услуги, и
новые формы таких услуг. Необходимы отдельная
целевая программа (проект), дополнительные
финансовые средства бюджетов всех уровней,
объединенные усилия от органов власти
федерального, регионального и муниципального
уровней в течение, как минимум, среднесрочного
периода.
Второй случай — изменение действующего
законодательства — оставим без комментариев.
Дошкольное образование получает статус не
первой ступени общего образования, а первого
уровня образования в Российской Федерации.
Фактически все перечисленные в четвертом
варианте «плюсы» сохраняются. В дополнение к
перечисленному дошкольное образование
рассматривается не в качестве подсистемы общего
образования, а в качестве отдельной
самостоятельной образовательной системы.
Возможно даже, что подобный взгляд на дошкольное
образование наиболее точно отвечает его
сущностным характеристикам, и, чтобы дошкольное
образование не оказалось «поглощено» своим
более сильным во всех отношениях соседом (общим
образованием), именно так и стоит к нему
относиться. Если получение статуса «уровня»
образования не будет простой формальностью, оно
позволит дошкольному образованию претендовать
на то же внимание и заботу, что и другие уровни
образования. Пока же внимание и забота к
дошкольному образованию выражаются в решении
социальной задачи обеспечить детей местами в
детских садах.
«Минусом» данного варианта можно назвать
несоответствие закрепленному в ФЗ «Об
образовании» понятию «уровень образования», что
также потребует внесения изменений в
действующее законодательство (без изменения
Конституции России) и принятия ряда
подзаконных актов, регулирующих вопросы
нормативно-правового, финансово-экономического,
материально-технического обеспечения
дошкольного образования в качестве
полноправного уровня.
Очевидно, что дошкольное образование в
настоящее время «проходит» развилку в своем
развитии. И от того, каковым будет его статус в
современном обществе, во многом зависит и судьба
самого общества.