Одним из условий повышения качества
дошкольного образования является установление
зависимости размера заработной платы педагогов
дошкольных образовательных учреждений (далее —
ДОУ) от качества их труда. В связи с этим
предлагаемые методические рекомендации имеют
своей целью раскрыть некоторые возможные
подходы к введению новой системы оплаты труда
педагогов (и других работников) ДОУ, в основе
которой лежит стимулирование качественного
педагогического труда.
Основными задачами разработки и введения новой
системы оплаты труда является создание
механизмов:
— повышения эффективности и качества
педагогического труда;
— повышения мотивации педагогических
работников ДОУ к качественному труду;
— повышения кадровой обеспеченности ДОУ, в том
числе путем привлечения к работе
высококвалифицированных специалистов,
закрепления в дошкольных образовательных
учреждениях молодых кадров.
При разработке и введении новой системы оплаты
труда необходимо учитывать обязательность
соблюдения следующих принципов:
— разделение фонда оплаты труда на базовую и
стимулирующую части, обеспечение их
оптимального соотношения;
— обеспечение оптимального соотношения
численности педагогических кадров и иных
сотрудников ДОУ;
— участие органов, осуществляющих
государственно-общественный характер
управления ДОУ, в распределении стимулирующей
части фонда оплаты труда;
— нормативное подушевое финансирование
дошкольных образовательных учреждений в части
обеспечения выплаты заработной платы и расходов,
связанных с реализацией основной
общеобразовательной программы дошкольного
образования и непосредственной организацией
воспитательно-образовательного процесса;
— доведение средств по нормативу до уровня
дошкольных образовательных учреждений;
— финансово-хозяйственная самостоятельность
ДОУ;
— учет сложности и интенсивности труда
педагогических работников при формировании их
заработной платы;
— установление зависимости размера заработной
платы руководителя ДОУ от среднего размера
заработной платы работников ДОУ.
Правовым основанием введения новой системы
оплаты труда педагогов государственных и
муниципальных дошкольных образовательных
учреждений являются статьи 29, 41 Закона
Российской Федерации «Об образовании», часть 2
статьи 26.14 Федерального закона № 184-ФЗ «Об общих
принципах организации законодательных
(представительных) и исполнительных органов
государственной власти субъектов Российской
Федерации», статья 144 Трудового кодекса
Российской Федерации, Федеральный закон от 6
октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах
организации местного самоуправления в
Российской Федерации», постановление
Правительства Российской Федерации от 22
сентября 2007 г. № 605 «О введении новых систем
оплаты труда работников федеральных бюджетных
учреждений и гражданского персонала воинских
частей, оплата труда которых осуществляется на
основе единой тарифной сетки по оплате труда
работников федеральных государственных
учреждений».
Данные рекомендации были разработаны с учетом
результатов внедрения в 2007 году в регионах
Российской Федерации новой системы оплаты труда
(далее — НСОТ) для работников государственных
образовательных учреждений субъектов
Российской Федерации и муниципальных
образовательных учреждений, реализующих
программы начального общего, основного общего,
среднего (полного) общего образования в рамках
реализации комплексных проектов модернизации
образования. Предлагаемые рекомендации
описывают возможные подходы к введению новой
системы оплаты труда работников дошкольных
образовательных учреждений.
Предполагается, что формирование фонда оплаты
труда ДОУ осуществляется в пределах выделенных
дошкольному образовательному учреждению на
текущий финансовый год ассигнований, не ниже
норматива подушевого финансирования,
установленного законодательными и нормативными
правовыми актами органа государственной власти
субъекта Российской Федерации (в соответствии с
п. 2 ст. 41 Закона Российской Федерации «Об
образовании»).
Фонд оплаты труда может быть рассчитан по
следующей формуле:
ФОТдоу = N х П х Д х В, где:
ФОТдоу — фонд оплаты труда дошкольного
образовательного учреждения;
N — норматив финансирования на реализацию
основной общеобразовательной программы
дошкольного образования, установленный не ниже
утвержденного субъектом Российской Федерации, в
расчете на одного воспитанника;
П — поправочный коэффициент для данного
образовательного учреждения (зависит от
категории воспитанников, необходимости оказания
услуг по коррекции недостатков в физическом и
(или) психическом развитии воспитанников, места
нахождения образовательного учреждения — в
городской или сельской местности);
Д — доля фонда оплаты труда в нормативе на
реализацию основной общеобразовательной
программы дошкольного образования, определяемая
образовательным учреждением самостоятельно с
учетом ограничений, установленных нормативными
правовыми актами субъекта Российской Федерации
и органами местного самоуправления;
В — количество воспитанников ДОУ.
Фонд оплаты труда дошкольного
образовательного учреждения делится на фонд
оплаты труда работников ДОУ ФОТр и отчисления в
централизованный фонд стимулирования
руководителей ДОУ ФОТцст. Указанный
централизованный фонд стимулирования
руководителей ДОУ ФОТцст формируется органами
исполнительной власти субъектов Российской
Федерации и органами местного самоуправления, в
ведении которых находятся дошкольные
образовательные учреждения. Формирование
указанного фонда может осуществляться по
следующей формуле:
ФОТцст = ФОТдоу х ц, где:
ФОТцст — отчисление в централизованный фонд
стимулирования руководителей образовательных
учреждений;
ФОТдоу — фонд оплаты труда дошкольных
образовательных учреждений;
ц — централизуемая доля ФОТ, размер которой
устанавливается учредителем.
Фонд оплаты труда работников ДОУ ФОТр состоит
из базовой части (ФОТб) и стимулирующей части
(ФОТст).
ФОТр = ФОТб + ФОТст.
Объем стимулирующей части определяется по
формуле:
ФОТст = ФОТр х с, где
с — доля, которую ФОТст составляет в ФОТр.
(Рекомендуемый диапазон доли стимулирующей
части ФОТр — от 30 до 40%. Значение «с» определяется
дошкольным образовательным учреждением
самостоятельно.)
Базовая часть ФОТб фонда оплаты труда
обеспечивает гарантированную заработную плату
руководителей (руководитель образовательного
учреждения, руководитель структурного
подразделения, заместители руководителя и др.),
педагогических работников, непосредственно
осуществляющих воспитательно-образовательный
процесс (воспитатели, специалисты), медицинского
(врач, старшая медсестра, диетсестра, медсестра
по бассейну) и младшего обслуживающего
(помощники воспитателей, уборщики служебных
помещений, прачки, кастелянши, повара, дворники,
водители и др.) персонала образовательного
учреждения и складывается из:
ФОТб = ФОТауп + ФОТпп + ФОТмп + ФОТмоп,
где:
ФОТауп — базовая часть фонда оплаты труда для
административно-управленческого персонала;
ФОТпп — базовая часть фонда оплаты труда для
педагогических работников, непосредственно
осуществляющих воспитательно-образовательный
процесс;
ФОТмп — базовая часть фонда оплаты труда для
медицинского персонала;
ФОТмоп — базовая часть фонда оплаты труда для
младшего обслуживающего персонала.
Руководитель ДОУ с учетом специфики
реализуемой образовательной программы и мнения
органа, осуществляющего
государственно-общественный характер
управления ДОУ, формирует и утверждает штатное
расписание учреждения в пределах базовой части
фонда оплаты труда, при этом:
— доля фонда оплаты труда для педагогических
работников, непосредственно осуществляющих
воспитательно-образовательный процесс (ФОТпп),
устанавливается не менее фактического уровня за
предыдущий финансовый год;
— доля фонда оплаты труда для руководителей,
медицинского и младшего обслуживающего
персонала (ФОТауп, ФОТмп, ФОТмоп) устанавливается
на уровне, не превышающем фактический уровень за
предыдущий финансовый год.
Каждая из составляющих базовой части фонда
оплаты труда, в свою очередь, делится на общую
часть и специальную часть.
Объем фонда оплаты труда педагогических
работников определяется по формуле:
ФОТпп = ФОТб х пп, где
пп — доля ФОТ педагогического персонала,
непосредственно осуществляющего
воспитательно-образовательный процесс, в
базовой части ФОТ.
Базовая часть фонда оплаты труда
педагогических работников, непосредственно
осуществляющих воспитательно-образовательный
процесс (ФОТпп), состоит из общей части (ФОТо),
включающей базовые оклады педагогов, и
специальной части (ФОТсп):
ФОТпп = ФОТо + ФОТсп.
Объем специальной части определяется по
формуле:
ФОТсп = ФОТпп х сп, где
сп — доля специальной части ФОТпп,
устанавливаемая дошкольным образовательным
учреждением самостоятельно, исходя из
необходимости обеспечения базовых окладов
педагогическим работникам за счет ФОТпп.
Специальная часть фонда оплаты труда
педагогических работников, непосредственно
осуществляющих воспитательно-образовательный
процесс (ФОТсп), включает в себя:
— повышающие коэффициенты, учитывающие
уровень квалификации педагогов, сложность и
интенсивность их работы;
— выплаты компенсационного характера,
предусмотренные Трудовым кодексом Российской
Федерации либо нормативными актами субъекта
Российской Федерации;
— доплаты за наличие почетного звания,
государственных наград и т.п.
Оклад (должностной оклад) каждого педагога Оп
рассчитывается исходя из величины базового
оклада с учетом повышающих коэффициентов,
учитывающих уровень квалификации, сложность и
интенсивность педагогического труда:
Оп = БО х Кк х Кс х Ки, где:
БО — величина базового оклада (базового
должностного оклада),
Кк — коэффициент, учитывающий уровень
квалификации педагога по итогам его аттестации,
Кс — коэффициент, учитывающий сложность
педагогической работы (например, наличие в
группе детей с ограниченными возможностями
здоровья),
Ки — коэффициент, учитывающий интенсивность
педагогического труда (например, наполняемость
группы детей дошкольного возраста).
Величина каждого повышающего коэффициента Кк,
Кс, Ки устанавливается дошкольным
образовательным учреждением самостоятельно.
Заработная плата педагогического работника ЗПп
включает оклад (должностной оклад) Оп,
рассчитанный в зависимости от квалификации
педагога, сложности и интенсивности
педагогического труда, а также компенсационные
выплаты из ФОТсп (доплаты и надбавки
компенсационного характера, в том числе за
работу в условиях, отклоняющихся от нормальных,
работу в особых климатических условиях и на
территориях, подвергшихся радиоактивному
загрязнению, и иные выплаты компенсационного
характера) и стимулирующие выплаты из ФОТст
(доплаты и надбавки стимулирующего характера,
премии и иные поощрительные выплаты).
При этом заработная плата каждого педагога
может быть рассчитана по следующей формуле:
ЗПп = Оп + Вк + Вст, где:
Оп — оклад (должностной оклад) педагогического
работника;
Вк — выплаты специального характера,
включающие выплаты компенсационного характера,
предусмотренные Трудовым кодексом Российской
Федерации либо нормативными актами субъекта
Российской Федерации, доплаты за наличие
почетного звания, государственных наград и т.п.;
Вст — выплаты стимулирующего характера из
ФОТст, учитывающие результативность
педагогического труда.
Система стимулирующих выплат работникам ДОУ
включает в себя выплаты по результатам труда
(премии и т.д.).
Критерии, влияющие на размер стимулирующих
выплат педагога, отражают результаты его работы.
Примерами таких критериев для педагогических
работников ДОУ могут быть:
достижение воспитанниками более
высоких показателей развития в сравнении с
предыдущим периодом;
низкий по сравнению с муниципальным
уровень заболеваемости воспитанников;
эффективность организации
предметно-развивающей среды в групповых
помещениях, кабинетах специалистов, музыкальном
и спортивном залах, игротеках;
организация взаимодействия с семьями
воспитанников, отсутствие конфликтных ситуаций;
своевременность и качество оформления
документации (план
воспитательно-образовательной работы, табель
посещаемости воспитанников, табель закаливающих
процедур, протоколы родительских собраний и др.);
результативное участие педагога в
проведении открытых мероприятий, конкурсах
профессионального мастерства;
продуктивное участие в реализации
системы методической деятельности дошкольного
образовательного учреждения, создание
методических разработок, рекомендаций,
систематизация дидактических материалов;
участие в работе системы повышения
квалификации педагогических работников,
совершенствование профессионального
мастерства, самообразование;
другие критерии.
Распределение стимулирующих выплат по
результатам труда за счет стимулирующей части
ФОТдоу производится по согласованию с органом,
обеспечивающим государственно-общественный
характер управления образовательным
учреждением, на основании представления
руководителя образовательного учреждения и с
учетом мнения профсоюзной организации.
Размеры и условия осуществления стимулирующих
выплат устанавливаются коллективными
договорами, соглашениями, локальными актами
образовательного учреждения.
Заработная плата руководителя ДОУ
устанавливается учредителем на основании
трудового договора, исходя из средней заработной
платы педагогических работников данного
учреждения и группы оплаты труда, с учетом выплат
специального и стимулирующего характера по
следующей формуле:
ЗПр = ЗПпср х К + Врк + Врет, где:
ЗПр — заработная плата руководителя
образовательного учреждения;
ЗПпср — средняя заработная плата
педагогических работников данного учреждения;
К — коэффициент по группам оплаты труда
руководителей ДОУ, установленный органом
управления образованием субъекта Российской
Федерации или муниципальными органами
управления образованием;
Врк — выплаты компенсационного характера для
руководителя ДОУ из специальной части ФОТауп,
включающие выплаты компенсационного характера,
предусмотренные Трудовым кодексом Российской
Федерации либо нормативными актами субъекта
Российской Федерации, доплаты за наличие
почетного звания, государственных наград и т.п.;
Врет — выплаты стимулирующего характера для
руководителя ДОУ из централизованного фонда
стимулирования руководителей ДОУ.
Отнесение к группам оплаты труда руководителей
ДОУ осуществляется в зависимости от различных
показателей деятельности дошкольного
образовательного учреждения (контингент
воспитанников; численность работников; наличие
соответствующим образом оборудованных и
эффективно используемых физкультурного зала,
спортивной площадки, медицинского кабинета,
кабинетов специалистов; создание
предметно-развивающей среды, соответствующей
возрасту детей, в разных возрастных группах ДОУ и
т.д.).
Для расчета повышающего коэффициента по группе
оплаты труда руководителей образовательных
учреждений учредителем может вводиться система
рейтинговых баллов.
Распределение централизованного фонда
стимулирования руководителей дошкольных
образовательных учреждений должно
осуществляться в соответствии с порядком,
установленным нормативным правовым актом
органов учредителя дошкольного
образовательного учреждения. В указанном
порядке стимулирования руководителей ДОУ могут
учитываться:
— результаты государственной аккредитации
дошкольного образовательного учреждения;
— физическое и психическое здоровье
воспитанников (по результатам мониторинга);
— создание благоприятного психологического
микроклимата (по результатам мониторинга);
— участие дошкольного образовательного
учреждения в районных (городских), областных и
всероссийских мероприятиях, результативность
участия и др.;
— обеспечение прозрачности деятельности
образовательного учреждения для всех участников
образовательного процесса.
Заработная плата работников дошкольных
образовательных учреждений не может быть ниже
установленных Правительством Российской
Федерации базовых окладов (базовых должностных
окладов), базовых ставок заработной платы
соответствующих профессиональных
квалификационных групп работников.