Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №16/2008

Кто с кем дружит

Игра помогает закрепить представления детей о взаимосвязях растений, животных, грибов, о различных частях дерева (корни, ствол, крона и т.д.), помогает понять некоторые правила поведения в природе и необходимость охраны деревьев.

Перед началом игры воспитатель напоминает детям, что с каждым деревом связано огромное количество живых организмов, в чем они сами убедились во время наблюдений на прогулках. Одни животные используют дерево в качестве «дома» (местообитания), другие — как «столовую» (дерево — звено пищевой цепи). Кроме того, любое растение создает особые микроклиматические условия. Под деревом всегда меньше света (количество проникающих на землю солнечных лучей зависит от строения кроны), меньше скорость ветра. Летом здесь прохладнее, а зимой — теплее. Опадающая листва влияет на особенности формирующейся под ним почвы. Все это объясняет тот факт, что под разными деревьями растут разные виды растений: под сосной мы найдем одни травы, кустарники, под дубом — другие. С разными древесными породами связаны различные животные: чем больше в лесу (парке, сквере) разнообразных деревьев, тем больше птиц, зверей, насекомых, растений, грибов.

Рассмотрим в качестве образцов комплекты карточек «С кем дружит сосна» и «С кем дружит дуб».

Для игры понадобятся одна большая карточка с изображением дерева и пятнадцать маленьких — с рисунками животных, грибов, растений, которые с ним связаны. Большие карточки необходимо разрезать по пунктирной линии на три части, маленькие — вырезать по контуру. В качестве дополнительных можно изготовить карточки с изображением разных факторов: ветра, солнца, дождя и т.п.

Вариант 1

Задание: сложить деревья из карточек с изображением корней в почве, ствола и кроны дерева. Чем отличаются эти растения? Чем похожи? (У обоих есть корни, ствол, крона
и т.д.) Назвать каждую часть дерева, объясняя ее значение: корни находятся в земле и, как насосы, выкачивают оттуда пищу и воду, которые затем поднимаются наверх к листьям по стволу. В листьях на солнышке с помощью зеленых зернышек-поварят (зерен хлорофилла) «варится» особая пища.

Почему мы называем сосну и дуб деревьями? У них один большой ствол. Посмотрим на карточки с изображением растений, например, сон-травы, ландыша, пролески, хохлатки. У них нет такого большого твердого ствола, а есть маленькие нежные стебельки. Эти растения называются травами.

Детям старшего возраста можно дать дополнительную информацию. Например: дуб любит расти на богатых почвах, ему нужна влага. Подчеркните, что для жизни дубу необходимы солнце, дождь, снег, вода, земля с «пищей». Почва нарисована на картинке с изображением корней. Для того чтобы дети наглядно увидели и остальные важные факторы, используйте карточки с изображением солнца, ветра и т.п. В итоге дети получат дуб, состоящий из трех частей, и разложат вокруг него изображения факторов, необходимых ему для жизни.

Видели ли ребята дубы в лесу или в парке? Что им запомнилось (какого цвета были листья, видели ли они желуди на дереве или под ним, какая была кора, корни и т.п., был ли он похож на дуб, нарисованный на картинке)?

Вариант 2

(Используются две большие карточки с изображением сосны и дуба и маленькие — с рисунками желудей, сосновых шишек, цветков дуба, «свечей» с пыльцой сосны, листа дуба и хвои сосны. Большие карточки положите на расстоянии друг от друга, маленькие перемешайте.)

Статья опубликована при поддержке компании "XL General". Автостёкла для автомобилей, автобусов, грузовиков и строительной техники, а также ремонт, замена и установка автостёкол в Москве и Московской области. Тонирование, атермальное покрытие, бронировка фар, дворники, дезинфекция и заправка кондиционеров. Гарантия качества, доставка, доступные цены. Узнать подробнее о компании и предоставляемых услугах, цены и контакты Вы сможете на сайте, который располагается по адресу: http://xl- general.ru/optavtosteklo.php.

Задание детям:

а) выбрать все маленькие карточки, которые относятся к их дереву (в данном случае — к сосне), и положить их рядом с ним;

б) выбрать все маленькие карточки, связанные с дубом (желуди, лист, цветки), и разложить их возле соответствующего изображения.

Пусть участники игры сравнят растения:

а) Чем отличаются лист дуба и хвоя сосны? (Обратите их внимание на то, что хвоя — это тоже листья, но особые.) У каких деревьев еще есть хвоинки? Чем отличается лист дуба от листьев других деревьев?

б) Рассмотрите желуди и шишки вместе с семечком. Для чего семечку сосны крылышко? Оно улетает далеко от дерева, на котором выросли, падает на землю, и на свет появляется маленькая сосенка. А может ли летать желудь? Пусть дети выскажут свои соображения и аргументируют их. Эти плоды тяжелые, они не могут летать, у них нет крылышка, поэтому они падают недалеко от дуба. Многие животные разносят их по лесу, пряча на зиму (сойка, белка). Иногда звери забывают о своих запасах, и из желудей в разных местах леса вырастают маленькие дубки. Что нужно, чтобы из семечка сосны или желудя выросли маленькие деревца, которые превратятся затем в большие сосны и дубы? И семечку сосны, и желудю нужна почва, в которой они будут расти, нужно солнышко (без тепла и света они не прорастут), снег, который укроет их и спасет от мороза, дождик, который напоит. А семечку сосны нужен еще и ветер, который унесет его далеко-далеко. При объяснении материала вновь используем карточки с изображением разных факторов окружающей среды (солнце, ветер и т.п.).

Сравните и рассмотрите с детьми цветки дуба и пылящие шишки сосны. Они очень разные, но и у тех, и у других есть пыльца, которую разносит ветер. Если не будет пыльцы, то у сосен не появятся шишки с семенами, а у дуба — желуди.

В заключение подчеркнем, что у каждого растения есть листья, плоды, цветки. Все они отличаются друг от друга, поэтому мы можем узнать деревья по их внешнему виду, отличить сосну от дуба, липы и т.д.

Вариант 3 (используются все карточки комплекта)

Во время игры педагог берет по очереди маленькие карточки и советуется со своими воспитанниками, возле рисунка какого дерева ее положить и почему. Выслушав ответы, ведущий дает дополнительную информацию и кладет маленькую карточку (например, с рисунком кабана) около большой (соответственно с изображением дуба). Дети постарше могут играть самостоятельно. Следует чередовать «сосновые» и «дубовые» карточки. В конце игры образуются две группы карточек, на которых нарисованы живые организмы. Жизнь одних связана с дубом (они обычно встречаются в дубовых лесах), а других — с сосной (они обитают в сосняках). Необходимо обратить внимание детей на то, что с каждой из пород связаны разные живые организмы: и растения, и животные (птицы, звери, насекомые), и грибы. Одни используют дерево как дом, другие — как столовую, третьи и живут, и питаются на этих деревьях. Кто-то из них ест листья, кто-то — желуди или кору, то есть все части деревьев «идут в дело».

Живые организмы, связанные с дубом

Познавательный материал для игры

Пролеска сибирская — раннецветущее растение дубрав, очень декоративно. Появляется в лесах с первыми проталинами. Красивые голубые цветки привлекают внимание людей: пролеску срывают на букеты. Во многих регионах этот вид охраняется. Пролеска относится к растениям дубрав, которые появляются в лесу до распускания листьев. В это время достаточно света, а с появлением листвы на деревьях в дубравах становится темно. Весной за короткий срок это растение успевает отцвести, дать семена, а потом как бы «засыпает» до следующей весны. Лишь его подземные части остаются в земле.

Хохлатка Маршалла — как и пролеска, появляется в дубравах ранней весной, до распускания листьев. Она также страдает от сбора на букеты и является декоративным, охраняемым во многих регионах растением.

Ландыш майский — цветет поздней весной. Это теневыносливое растение, характерный для дубовых лесов вид. Охраняется во многих регионах, так как активно собирается населением на букеты и для лекарственных целей (но в Красной книге Российской Федерации не числится).

Копытень европейский — типичное растение дубрав, хорошо растет в тенистых местах. Листья крупные, довольно плотные, сверху темно-зеленые, блестящие, по форме напоминают копытце, откуда и произошло название. Они зимуют под снегом живыми. Если растереть кусочек листа, появляется специфический запах, напоминающий аромат черного перца. Это растение ядовито. Весной копытень зацветает очень рано, еще до полного схода снега. Невзрачные, буроватые цветки располагаются у самой земли и прикрыты опавшей листвой. На них похожи и плоды. У семян есть особые мясистые придатки белого цвета, которые привлекают муравьев. Насекомые уносят семена «домой», теряя часть по дороге, что помогает распространению растений.

Гриб-дубовик обыкновенный — часто растет под дубами, съедобен. Обратите внимание детей на то, что мы видим не весь гриб: над землей только одна его часть (плодовое тело), вторая же прячется под землей. Грибы очень нужны в лесу, так как помогают перерабатывать мертвые остатки растений, они своеобразные санитары леса, поэтому бережно относиться нужно ко всем грибам.

Жук-олень — обычно живет в старых дубравах. Его личинки развиваются в гниющей дубовой древесине, чаще всего в пнях. Увидеть его на дереве можно в июне–июле. Насекомое питается древесным соком, вытекающим из стволов. Его знаменитые рога — это сильно разросшиеся челюсти. Иногда жуки используют их в драках, возникающих из-за древесного сока. В последние годы этих насекомых становится все меньше, так как вырубаются старые дубы, с которыми они тесно связаны. Жук-олень — один из наиболее крупных и красивых жуков — занесен в Красную книгу РФ.

Белка обыкновенная — хорошо известна всем детям. Зверек запасает желуди на зиму (вместе с орехами, грибами), прячет их в своих кладовых: в дуплах, под корнями, среди мха и просто под опавшими листьями. Его тайники обычно не очень велики: как правило, там хранится всего несколько плодов. Поскольку белка находит свои запасы не всегда, многие желуди прорастают. Свой дом она часто устраивает в дупле старого дуба. Если же подходящего отверстия нет, животное строит высоко на дереве гайно — гнездо в виде шара из веточек, стеблей растений, мхов. В таком жилище тепло даже в морозные дни. Таким образом, белка использует дуб и как «дом», и как «столовую».

Барсук обыкновенный — питается желудями наряду с другим кормом — орехами, травой, ягодами, грибами, дождевыми червями, лягушками, мелкими зверьками, моллюсками, насекомыми. Многие из последних поедают разные части дуба, следовательно, барсук в определенной степени «защищает» дерево. Свои глубокие норы с очень сложными ходами и многочисленными отверстиями (так называемые «барсучьи городки») он строит среди корней, причем довольно долго живет в одном и том же «доме». Иногда освободившиеся жилища барсуков занимают лисы. В настоящую зимнюю спячку барсук не впадает, однако в холодное время спит довольно продолжительное время.

Кабан (дикая свинья) — часто живет в дубовых лесах. Питается желудями, другой растительной пищей, насекомыми, их личинками, мелкими животными (например, мышами). В поисках корма кабан рыхлит землю клыками, которые растут всю жизнь. Одновременно он зарывает в почву часть желудей, способствуя таким образом появлению новых деревьев. Поедая насекомых и их личинок, дикие свиньи, как и барсук, «помогают» дубу выжить. Животные предпочитают сырые места, где можно поваляться в грязи. Днем кабаны обычно отдыхают в лесной чаще. У них хорошо развиты органы чувств, особенно обоняние. Ранней весной у кабанов рождаются поросята с темными полосками на желтоватом фоне.

Сойка — небольшая (размером с голубя) птица, родственница галки. Ее нетрудно узнать по общей рыжевато-коричневой окраске, ярко-голубым с черным ободком зеркальцам, черным усам, белому надхвостью и рыжей голове. Отличительная черта этой птицы — хохолок из перьев, который она приподнимает, когда тревожится. Плоды дуба вместе с семенами и плодами других растений она ест в основном осенью и зимой. Запасает желуди на зиму (до 4 кг), помещая их в дупло, в ямки под корнями. Часть спрятанных желудей сойка выкапывает из-под снега, другая же часть остается и прорастает. Роль этой птицы в распространении желудей в лесу очень важна. Весной и летом она питается в основном насекомыми, их личинками, тем самым «защищая» от них дубы. Гнезда строит преимущественно в лесной чаще, на ветвях небольших кустарников и деревьев на высоте 1,5–6 метров. Издает громкое «Чэээ-чжээ». Как правило, это сигнал опасности. В песне же подражает голосу других птиц (например, крику канюка). Ухватив желудь широким клювом, сойка прячется в густых зарослях, где спокойно его съедает. Она садится на ветку, кладет желудь под лапку и, махая головкой, ударяет по нему клювом. Нередко добыча выскальзывает и падает далеко от дерева. Заметить дубовый плод птице сложно, так как он сливается с опавшей листвой. Сойка летит за новой добычей, и так до тех пор, пока не удастся расколоть и съесть желудь.

Сова — ночная птица. Летает бесшумно, хорошо видит в темноте. Охотится на грызунов, в том числе и на лесных мышей, которые питаются желудями. (То есть ее связь с дубом уже не прямая, а опосредованная.) Часто селится в дуплах старых дубов.

Гусеница шелкопряда непарного — часто кормится на дубе. Гусеницы появляются весной и ползут по стволам наверх, в крону. Они покрыты множеством волосков. В годы массового размножения могут полностью оголять деревья. Обратите внимание детей на то, что из гусеницы потом получается бабочка. У бабочки шелкопряда белые крылья, темные полоски и пятна.

Живые организмы, связанные с сосной:

Брусника — вечнозеленый кустарничек. Часто растет вместе с сосной на бедных песчаных почвах. Ягоды брусники очень вкусны, их собирают в большом количестве в хвойных лесах. Ценное лекарственное растение.

Сон-трава (прострел раскрытый) появляется в сосняках ранней весной. Это очень красивое декоративное растение. Его крупные фиолетовые (в некоторых регионах желтые) цветки напоминают колокольчик. Все растение сильно опушено. Сон-трава относится к семейству лютиковых и, как многие его представители, ядовита. Красота этого растения привлекает людей, которые срывают его на букеты. По этой причине прострел раскрытый охраняется во многих регионах.

Заячья капуста (молодило побегоносное) — необычное вечнозеленое растение с толстыми короткими листьями, собранными в прикорневую розетку. Его латинское название переводится как «всегда живущий». Растет в сосняках на песчаных почвах. Внешний вид заячьей травы, в частности толстые короткие листья, указывает на его приспособленность к жизни в условиях недостатка влаги. Очень декоративное растение, поэтому собирается владельцами дач для пересадки на участки. Быстро исчезает в часто посещаемых местах, так как не выносит вытаптывания. В свое время молодило использовали в пионерских лагерях для выкладывания надписей на земле, что также способствовало его исчезновению. Сейчас заячья капуста встречается гораздо реже, чем раньше, и нуждается в бережном отношении.

Кошачья лапка — растение сосновых лесов и сухих песчаных почв. Свое название оно получило из-за обильного опушения и своеобразных цветков, напоминающих лапки котенка. Декоративный вид.

Примечание: Рассказывая о растениях, связанных с сосной, подчеркните, что все они любят свет. В сосняках всегда светло, так как солнечные лучи легко проникают сквозь хвоинки. А вот в дубовом лесу темно, поэтому там растут теневыносливые виды.

Белка обыкновенная — зимой питается семенами сосны. В лесу, в парке можно найти шишки, объеденные этим зверьком. Обратите внимание детей на то, что окраска беличьей шубки похожа на цвет сосновой коры. Так животное становится незаметным для врагов, например, для куницы.

Примечание: В комплект карточек белка включена дважды. (Ее жизнь связана и с дубом, и с сосной.)

Дятел большой пестрый — обитает в дуплах сосен. Зимой, когда нет насекомых, он кормится семенами сосны. Шишки обрабатывает в так называемых «кузницах» (до пяти тысяч штук за один день). Летом питается насекомыми, их личинками, добывая из-под коры деревьев. Этих птиц называют «санитарами леса», так как они спасают сосну от насекомых и их личинок, например, жуков-короедов (изображение одного из них входит в комплект карточек). Обратите внимание на строение ног дятла: два его пальца направлены вперед, два — назад, когти изогнутые и острые, чтобы крепче держаться на стволе. Для этих же целей служит и жесткий хвост, которым он упирается в дерево.

Глухарь — настоящая лесная птица. Часто живет в сосняках. В зимний период хвоя сосны становится основной пищей этой птицы, поэтому даже глухари, живущие летом в лиственных лесах, на зиму перебираются в хвойные. Кормится на деревьях, но в период постройки гнезд обитает только на земле, то есть ведет наземно-древесный образ жизни. Взрослая птица зимой за день может съесть до полукилограмма хвои. Летом и осенью глухарь питается ягодами, зелеными частями растений.

Лось — живет в сосновых лесах, особенно зимой, когда становится трудно добывать корм. Ест хвою, веточки, обгладывает кору молодых сосен. Это самый крупный зверь среди оленей: его вес может достигать 600 кг. Летом звери питаются порослью лиственных деревьев, травами, мхами.

Гусеница бражника соснового — кормится на сосне. Появляющаяся из нее бабочка имеет окраску, позволяющую быть незаметной на коре этого дерева. Ею питаются различные птицы.

Муравей лесной рыжий. Это насекомое несложно обнаружить на стволе сосны. Часто строит муравейники в сосняках, для строительства которых использует хвоинки. Высота таких сооружений обычно составляет 0,5 м, но иногда они достигают и 1,5 метров. Ежедневно в гнездо муравьев доставляется несколько тысяч насекомых. Например, в один муравейник за день было принесено 4500 личинок соснового пилильщика, 3500 гусениц сосновой совки, 6500 куколок различных бабочек. Таким образом, муравьи не только используют сосну (хвоинки), но и помогают дереву избавиться от нежелательных насекомых. Подсчитано, что обитатели одного, среднего по размерам, муравейника защищают от опасных насекомых 0,25 га леса, а крупного — до 1 га.

Жук-короед (полиграф). На карточке изображен жук и ходы его личинок в коре. Длина насекомого — до 0,3 см. Личинки развиваются в стволе.

Гриб белый (боровик). Само название гриба — боровик — говорит о том, что он растет в борах — сосновых лесах. Он не только вкусен и активно собирается грибниками, но и играет большую роль в лесах, усваивая мертвые остатки растений. Как и гриб-дубовик, он является своеобразным санитаром леса. В шляпках грибов развиваются личинки различных насекомых.

В качестве дополнительного задания можно показать детям карточку с изображением желудя (шишки) и попросить отобрать все карточки, на которых нарисованы поедающие их животные.

Вариант 4 помогает закрепить у детей представление о взаимосвязях живых организмов и на этой основе научить понимать возможные последствия исчезновения отдельных деревьев и лесов в целом. Предложите детям представить, что сосну (дуб) спилили. Вспомните песенку о зеленой елочке, которую «срубили под самый корешок». Во многих районах нашей страны, где нет еловых лесов, на Новый год наряжают сосны. Обсудите с детьми, кто и где видел пни деревьев в лесу, в парке и т.п. Для игры используйте только нижнюю часть больших карточек с изображением корней в почве. Карточки с рисунками ствола и кроны отложите в сторону, подчеркнув, что после рубки исчезли и хвоинки (листья), ветви, кора, которыми питались многие животные и для которых ветви и ствол были и «домом», и «столовой». Затем предложите ребятам высказать свои предположения о том, что будет с каждым из животных, связанных с сосной. Например, что случится с дятлом? Исчезнет его «столовая», он должен будет искать новое дерево, на котором живут насекомые и их личинки. А если срубят не одну сосну, а весь лес, и дятел не сможет найти корм? Зимой не будет сосновых шишек, и он может погибнуть от голода. Желательно, чтобы к этим выводам дети пришли самостоятельно, педагог лишь незаметно направляет ход их мыслей. Используя информацию о животных, связанных с сосной, сделайте совместно с детьми вывод о том, что случится, если дерево погибнет. Важно подчеркнуть, что гибель сосны приведет и к исчезновению ряда животных, которые не кормятся и не живут на ней. Например, вместе с гусеницами могут исчезнуть и поедающие их птицы. Если глухарям зимой не хватит сосновой хвои и они погибнут, уменьшится и количество хищников, которые ими питаются, например, рысей. В процессе такого обсуждения у детей формируются первичные представления о пищевых цепях.

Аналогичную беседу можно посвятить животным, связанным с дубом: не будет желудей — станет меньше животных, которые ими питаются (кабанов, барсуков, белок, соек). Уже сейчас осталось мало жуков-оленей, собирающих сок старых дубов. Сова не только потеряет свой дом-дупло, но и пищу — лесных мышей, которые едят желуди, то есть она сразу станет голодной и бездомной. Поскольку дуб в отличие от сосны создает тень, после его рубки резко изменятся световые условия для растущих под кроной растений, например, ландыша, копытня. Сократится количество ландышей — станет меньше насекомых, которые прилетают к нему. Уменьшится и количество птиц, которые ими питаются, и т.д. (Обсуждение необходимо начинать с простых связей, переходя постепенно к более сложным, опосредованным.) В заключение еще раз попросите детей перечислить, что случится в лесу, если человек уничтожит дерево или вырубит лес. А что произойдет, если мы посадим дерево? (Появятся новые «дома» и «столовые» для животных.)

Рейтинг@Mail.ru