Педагог:
Раз, два, три, четыре, пять!
Начинаем различать
Треугольник, круг, квадрат —
Все фигуры встали в ряд.
Все фигуры встали в ряд,
Сосчитаем все подряд!
Сосчитаем, сосчитаем,
Начинаем, начинаем!
Педагог выкладывает на магнитной доске, на
фланелеграфе или на ковре геометрические фигуры.
Дети и педагог хором считают фигуры: «Одна, две,
три…». Затем педагог начинает убирать по одной
фигуре с правого края. Дети считают: «Десять,
девять, восемь…». И так до тех пор, пока на доске
не останется всего одна фигура. Затем педагог
начинает добавлять по одной фигуре.
Педагог: Была одна фигура. Добавили еще
одну. Стало…
Дети: Две!
Педагог: Было две фигуры. Добавили еще одну.
Стало…
Дети: Три!
И так до тех пор, пока не выстроится весь ряд.
Затем педагог начинает порядковый счет, а
дети называют фигуры.
Педагог: Первая фигура — это…
Дети: Квадрат!
Педагог: Вторая фигура — это…
Дети: Круг!
Педагог: Третья фигура — это…
Дети: Треугольник!
И так далее — до конца ряда. Затем педагог
дает задания отдельным детям.
Педагог: Кто хочет сосчитать все фигуры, у
которых три угла? (Кто-то из детей выходит и
пересчитывает нужные фигуры. Остальные следят за
его действиями.) Кто хочет сосчитать все
фигуры, у которых четыре угла? Кто сосчитает
фигуры, у которых нет углов? Кто хочет сосчитать
все синие круги? Все синие фигуры?
Молодцы. Со всеми заданиями справились. И
вовремя. Потому что однажды…
Однажды кругам и прямоугольникам надоело
стоять в ряду. И они — трын-дрын-ту-ту-ту! —
сложились в вагончики. А самый яркий, красный
прямоугольник превратился в тепловозик.
«Трын-дрын-ту-ту-ту!» — загудел тепловозик,
прицепил к себе вагончики и подкатил к станции
«Игрушечная». Увидели это игрушки и столпились
на перроне.
— Смотрите, поезд! Настоящий поезд! — зашумели
игрушки.
— Интересно, куда он едет? — спросил розовый
поросенок. — Может, в тех краях можно
полакомиться желудями?
— Трын-дрын-ту-ту-ту! Можно! — ответил поезд и для
верности сделал настоящий железнодорожный
«пых».
— А капустка, свежая капустка там есть? — спросил
желтый зайчонок. Вообще-то желтых зайчат не
бывает. Но этот был игрушечный, поэтому
окружающие прощали ему необычную окраску.
— Трын-дрын-ту-ту-ту! Есть капустка! И морковка
тоже есть, — снова ответил поезд и в
подтверждение звякнул своими железнодорожными
креплениями.
— А ягоды, лесные ягоды там встречаются? Я
сладкую малинку люблю, — поинтересовался бурый
медвежонок.
— Малины нет. Зато есть брусника. И клюква. А
кроме того — много разного варенья: клубничное,
земляничное, черничное, ежевичное. И грибы, и
яблоки.
— Ну а повеселиться, повеселиться там можно? —
Разноцветный клоун тоже любил варенье. Но больше
всего он любил смеяться, прыгать и кувыркаться
через голову!
— Еще как можно повеселиться! — воскликнул
поезд. — Трын-дрын-ту-ту-ту! Кто хочет покататься?
— Я, я хочу! — закричали в один голос зайчонок,
поросенок, медвежонок и разноцветный клоун и
прыгнули в вагончики.
Поезд снова сделал «пых», снова звякнул и
тренькнул, загудел и тронулся.
— Ура-а! — закричали все и захлопали в ладоши.
— Но куда мы все-таки едем? — поинтересовался
желтый зайчонок, продолжая хлопать в ладоши.
— В гости к Осени! В гости к Осени! Ту-ту-ту! — И
поезд стал набирать скорость, чтобы быстрее
доставить игрушки туда, где их ждали.
Во время рассказа педагог выкладывает поезд и
фигурки персонажей.
Педагог: Хотите сделать такой веселый
поезд?
Дети: Да!
Педагог помогает детям разбиться на группы по
четыре человека. Каждый из детей на отдельном
листочке бумаги конструирует свой вагончик —
сначала выкладывают картинку, потом приклеивают
ее к основе.
Дети четырех лет складывают вагончики с
персонажами из готовых деталей. Дети более
старшего возраста, имеющие опыт работы с
ножницами, вырезают заранее начерченные детали
самостоятельно.
Маленькие белые листочки с вагончиками
наклеиваются на большой лист. Каждая четверка
детей таким образом создает свой поезд.
Вагончики соединяются между собой полосками
цветной бумаги.
Затем детям одной из групп можно предложить
пересказать сказку. Каждый ребенок будет
рассказывать о своем персонаже и говорить за
него. Роль автора может взять на себя педагог.
Можно поручить говорить за автора кому-нибудь из
детей, хорошо умеющих пересказывать.
Во второй половине можно предложить детям
дополнить картинку разными деталями, сделать для
нее рамочку. В этой работе дети участвуют по
желанию — например, два человека от микрогруппы
или даже один. Дети обсуждают свои идеи с
педагогом и с его помощью подбирают нужный
материал, подготавливают нужные детали. Можно
соорудить рельсы, по которым едет поезд, можно
сделать осеннюю рамку из бумажных или настоящих
листьев, из нарисованных баночек варенья или из
желудей. Можно насадить вдоль железной дороги
пожелтевшие деревья, пустить по небу облачка и
осеннее солнышко. Затем все работы, ставшие
непохожими друг на друга, вывешиваются на
выставку.
В качестве домашнего задания, выполняемого
совместно с родителями, можно поручить детям
сочинить продолжение истории: что случилось,
когда медвежонок, зайчонок, поросенок и клоун
прибыли в гости к Осени? Об этом они расскажут на
следующий день. Фоном для выступающего будет
служить получившаяся выставка.
Лучшие картинки можно использовать и в
дальнейшем — для анализа геометрических форм и
счета.