Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №17/2008

Как разорвать замкнутый круг?

В регионах пытаются решить проблему с очередями в детские сады — борются за возвращение старых зданий, открывают дополнительные группы в действующих дошкольных учреждениях. Но созданные с таким трудом дополнительные места, оказывается, не решают, а усугубляют ситуацию.

Мало открыть группу. Нужно, чтобы в ней кто-то работал. Жалобы управленцев на старение кадров, на отсутствие притока молодых сил из-за крайне низкой заработной платы в вышестоящих эшелонах власти старались не слышать: не впервой! Как-нибудь разберутся. И вопрос: «Да кто же в садах будет работать?» — всерьез не воспринимали. Оказалось — зря. Сокращение количества детских садов к середине 90-х, воспринимаемое сегодня, на волне демографического подъема, как «досадное упущение» и причина социальных неприятностей, на самом деле заслонило собой другой вопиющий факт — резкий отток педагогов из сферы дошкольного образования, неостановимый и ничем не компенсируемый. Статистику самопроизвольного сокращения кадров никто не вел. Не сократись сеть, кто остался бы там работать? Детских садов сегодня стало меньше чуть ли не на треть, а в оставшихся двух третях воспитателей все равно не хватает, и чем дальше, тем заметней. Особенно — в крупных городах, где жизнь стоит дороже, и мизерная зарплата педагога не дает никакой возможности нормально существовать. Чем крупнее и богаче город, тем острее проблема дефицита кадров.

В деревнях и селах, оставшихся на месте испарившихся совхозов и колхозов, с разрушающейся инфраструктурой и отсутствием мест для работы, вакансий в школах и детских садах нет: это единственное место, гарантирующее пусть маленькую, но стабильную государственную зарплату.

Отдельным исключением являются города нефтяников, возведенные вдалеке от «большой земли», за полярным кругом. В нефтяном промысле заняты мужчины, которые неплохо получают за свой труд. А их жены и матери с удовольствием тратят свое время, почти бесплатно трудясь на ниве образования. Чтобы не скучать в полярной ночи. Такой странный коммунизм в отдельно взятых точках страны, где господствуют вечная мерзлота и «нефтя».

Но это — исключения, лишь оттеняющие общую тенденцию, которая за последние годы неуклонно превращается в правило и которая уничтожает все усилия начальства по разработке штатного расписания и все усилия науки по разработке новых подходов к образованию.

Что это за расписание такое, где в каждой группе полагается иметь двух воспитателей да еще и помощника? Кто и когда видел это в последний раз? Вот воспитателя, вкалывающего в две смены и еще за няню, за 15% от полагающейся этой няне зарплаты, мы видели. И как он с насморком на работу приходит, а то и с температурой (небольшой такой температуркой, несмертельной), нарушая нормы гигиены собственного труда и заражая своих воспитанников. Потому что, если он к своей температурке серьезно отнесется, он, во-первых, сразу в зарплате потеряет, а во-вторых, его коллеге на две группы работать придется. И такое случается.

Мы этого воспитателя можем хулить за то, что ему нет дела до последних достижений психологии и педагогики. А ему нет до них дела. И с индивидуальным подходом у него как-то плохо. Потому что другим занят, более насущным. Но пойди, объяви, что няня завтра появится. Воспитатель совсем не обрадуется, нет. Он этого не желает. Это нам кажется, что 15% от няниной зарплаты — ерунда. А для него, при его окладе в 2400, каждые 200–300 рублей существенны. Не за них ли бьются педагоги во время аттестации? Только повышают категорию вроде как за качество. А какое качество может быть при описанном раскладе времени?

Замкнутый круг. Можно ли его разорвать?

Эксперты, выступавшие на Российском экономическом форуме, не выделяли отдельно проблему педагогов-дошкольников. Для экономистов очевидно: наличие малооплачиваемых специалистов — беда всей бюджетной сферы. Единственный способ выйти из сложившейся ситуации — сократить количество бюджетников за счет перевода части предприятий в другой — небюджетный — сектор.

Именно с этим связана идея, уже несколько лет вынашиваемая министерством и так трудно пробивающая себе дорогу в регионах, — перевод ДОУ в статус АУ. Эта новая аббревиатура — автономное учреждение — заменила собой обсуждаемое ранее АНО — автономную некоммерческую организацию.

Как могут расцветать успешные детские сады крупных городов в новом статусе, продемонстрировал тюменский эксперимент. Он вызвал много пересудов и обвинений в «незаконности». Он действительно с трудом увязывал практику с существующей нормативно-правовой базой. Но в тюменских АНО сумели значительно повысить зарплату педагогам, открыть им возможности зарабатывать деньги. А это дорогого стоит.

Переход в АУ кажется более безопасным и легитимным с точки зрения существующего правового пространства. Это не отрицает даже профсоюз.

Статус АУ позволяет детскому саду устраивать жизнь на новых основаниях, получать инвестиции от спонсоров и развивать дополнительные услуги.

Но в жизни АУ участвует попечительский совет, а позиции местной администрации в управлении значительно ослабевают. И попечительскому совету может сильно не понравиться перенаполненность групп. Родители, которые платят больше, появляются в детском саду чаще и имеют реальную власть над ситуацией, могут требовать для своих детей не просто допустимых, а хороших условий быта.

И что тогда? Перестать принимать детей? Наплевать на очередь?

Видимо, чтобы решить проблему сферы в целом, одного перехода в АУ недостаточно. Необходимо развитие других образовательных форм, развитие частных инициатив. Без них — ну, никуда.

И вот ведь парадокс: нет частных инициатив — и воспитатель в государственном саду получает мало. А появились бы они, разгрузили бы сеть, уничтожили очередь, тут и переход в АУ оказался бы кстати. И за качество образования можно было бы побороться — в условиях здоровой конкуренции.

Рейтинг@Mail.ru