За последние три года, чтобы как-то
продвинуть проблему очередности, мы создали
значительное количество дополнительных мест в
сети дошкольного образования. И тут же оказалось,
что решение одной проблемы тянет за собой другую
— кадровую. Кроме дополнительных мест, нам
потребовалось много новых воспитателей. А найти
их, в связи с низкой заработной платой, оказалось
непросто. Поэтому губернатор Красноярского края
подписал специальное постановление, в
соответствии с которым все воспитатели наших
дошкольных учреждений получают дополнительно,
сверх установленной заработной платы, тысячу
рублей, а старшие воспитатели — надбавку в 1100
рублей.
После введения краевой доплаты к нам не раз
обращались с вопросом, почему она не
распространяется на музыкальных работников,
логопедов и других специалистов, работающих в
детских садах. Ведь и их заработки не высоки. Но
мы, принимая решение о доплатах, действовали в
логике национальных проектов: воспитатель —
основная единица педагогического коллектива. На
нем лежит ответственность за жизнь и здоровье
детей. Он несет основную нагрузку по реализации
образовательной программы. Если специалистов
прельщают доплаты воспитателей, они могут пойти
работать воспитателями. Но никакого энтузиазма
такое предложение не встречает. Понятно, почему:
воспитателем группы быть очень трудно. В его
обязанности входит много черновой работы. Он
должен контактировать с родителями — и не только
по радостным поводам. Так что мы считаем свое
решение — финансово помочь именно воспитателям
— справедливым.
В некоторых муниципалитетах краевую
инициативу поддержали, введя дополнительную
оплату помощникам воспитателей в размере 500
рублей. Такие надбавки выплачиваются, например, в
Минусинске и Енисейском районе.
Другое направление в решении кадровой проблемы
связано с переподготовкой кадров. Школы в
отличие от детских садов сегодня испытывают
недостаток в детях. В результате некоторая часть
учителей, в частности — учителей начальных
классов, остается без работы. Они могли бы
работать воспитателями вновь открытых групп,
если бы прошли соответствующую переподготовку.
Кроме того, мы сегодня сталкиваемся с тем, что в
детский сад на должности воспитателей приходят
люди, не имеющие специального образования. Часто
это молодые мамы, которым требуется пристроить в
садик малыша, потому что иначе они не могут
работать.
А здесь — и ребенок пристроен, и какая-то
зарплата начисляется. Однако такие воспитатели
плохо знакомы со спецификой работы и не могут
выполнять ее на высоком профессиональном уровне.
Вот для них в Красноярском институте повышения
квалификации мы и создали специальную систему
переподготовки кадров. Учебная программа
рассчитана на год. Слушатели курсов учатся без
отрыва от производства. Конечно, сессия требует
от учащихся особого внимания. Но интенсивное
погружение и экзамены занимают ограниченное
время, и детский сад способен на этот
непродолжительный период найти своему
сотруднику замену.
Мы понимаем, что принимаемые меры
только облегчают, а не решают проблему в целом. В
целом она может быть решена только на
федеральном уровне.
Но мы считаем, что каждый должен искать выход из
создавшегося положения, а не сидеть сложа руки. И
мы делаем для развития региональной сети, что
можем.