Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №17/2008
Наталья ОгневаНа местах пытаются облегчить жизнь педагогов. Таких мест, где это получается, немного. И одно из них — Красноярский край.
О том, какие меры принимаются в крае для решения кадровой проблемы, рассказывает Наталья Огнева, главный специалист по дошкольному образованию агентства по образованию Краевого Минобразнауки.

В Красноярске решили так!

За последние три года, чтобы как-то продвинуть проблему очередности, мы создали значительное количество дополнительных мест в сети дошкольного образования. И тут же оказалось, что решение одной проблемы тянет за собой другую — кадровую. Кроме дополнительных мест, нам потребовалось много новых воспитателей. А найти их, в связи с низкой заработной платой, оказалось непросто. Поэтому губернатор Красноярского края подписал специальное постановление, в соответствии с которым все воспитатели наших дошкольных учреждений получают дополнительно, сверх установленной заработной платы, тысячу рублей, а старшие воспитатели — надбавку в 1100 рублей.

После введения краевой доплаты к нам не раз обращались с вопросом, почему она не распространяется на музыкальных работников, логопедов и других специалистов, работающих в детских садах. Ведь и их заработки не высоки. Но мы, принимая решение о доплатах, действовали в логике национальных проектов: воспитатель — основная единица педагогического коллектива. На нем лежит ответственность за жизнь и здоровье детей. Он несет основную нагрузку по реализации образовательной программы. Если специалистов прельщают доплаты воспитателей, они могут пойти работать воспитателями. Но никакого энтузиазма такое предложение не встречает. Понятно, почему: воспитателем группы быть очень трудно. В его обязанности входит много черновой работы. Он должен контактировать с родителями — и не только по радостным поводам. Так что мы считаем свое решение — финансово помочь именно воспитателям — справедливым.

В некоторых муниципалитетах краевую инициативу поддержали, введя дополнительную оплату помощникам воспитателей в размере 500 рублей. Такие надбавки выплачиваются, например, в Минусинске и Енисейском районе.

Другое направление в решении кадровой проблемы связано с переподготовкой кадров. Школы в отличие от детских садов сегодня испытывают недостаток в детях. В результате некоторая часть учителей, в частности — учителей начальных классов, остается без работы. Они могли бы работать воспитателями вновь открытых групп, если бы прошли соответствующую переподготовку.

Кроме того, мы сегодня сталкиваемся с тем, что в детский сад на должности воспитателей приходят люди, не имеющие специального образования. Часто это молодые мамы, которым требуется пристроить в садик малыша, потому что иначе они не могут работать.
А здесь — и ребенок пристроен, и какая-то зарплата начисляется. Однако такие воспитатели плохо знакомы со спецификой работы и не могут выполнять ее на высоком профессиональном уровне. Вот для них в Красноярском институте повышения квалификации мы и создали специальную систему переподготовки кадров. Учебная программа рассчитана на год. Слушатели курсов учатся без отрыва от производства. Конечно, сессия требует от учащихся особого внимания. Но интенсивное погружение и экзамены занимают ограниченное время, и детский сад способен на этот непродолжительный период найти своему сотруднику замену.

Мы понимаем, что принимаемые меры только облегчают, а не решают проблему в целом. В целом она может быть решена только на федеральном уровне.
Но мы считаем, что каждый должен искать выход из создавшегося положения, а не сидеть сложа руки. И мы делаем для развития региональной сети, что можем.

Рейтинг@Mail.ru