«Первый всероссийский съезд по семейному
воспитанию, проводившийся зимой 1912–1913 гг. в
Петрограде, по основному вопросу — быть ли
первоначальному воспитанию детей семейным или
общественным — склонился к среднему мнению,
которое высказано в вышеприведенных
соображениях. На съезде раздавались голоса за
полное перенесение первоначального воспитания
из семьи в общество, потому что семья будто бы не
выполняет задач семейного воспитания и не может
их выполнить в силу того, что современная женщина
выбита из узкого круга семьи и вовлечена
современными социальными условиями в
общественную деятельность наравне с мужчиной.
Под влиянием экономических условий процесс
разложения семьи зашел настолько далеко, что не
может быть сомнения в том, что общественное
воспитание не является необходимым злом или
суррогатом семейного воспитания, а является
неотвратимым наследником семьи. Формы
общественного воспитания только что
зарождаются, и дело будущего — выработать все
возможное их многообразие. В деле общественного
воспитания будут принимать участие не родители
как таковые (отец, мать), а граждане без различия
пола. Но такие взгляды нашли не особенно много
защитников.
С другой стороны, развивались идеи о том, что
как семейное, так и общественное воспитание
имеют свои положительные и отрицательные
стороны и нуждаются в коренном научном
пересмотре и организации, но преимущество при
первоначальном воспитании отдавалось семейному
началу, а не общественному. Если признать, что тип
серьезного, вдумчивого, хотя и замкнутого в себе
работника важнее типа болтливого общественного
деятеля, то предпочтение окажется на стороне
ребенка, воспитываемого в здоровой рабочей
семье. Такой человек и впоследствии, если ему
придется участвовать в общественной работе,
будет ее выполнять добросовестно и стойко
(доклад А.А. Дерновой-Ярмоленко «Семейное и
общественное воспитание»).
Съезд выслушал доклад С.А. Золотарева о связи
между вопросами общественного, семейного и
государственного воспитания, в котором
развивались такие мысли, что совпадение задач и
средств семейного, общественного и
государственного воспитания представляется
осуществимым лишь в отдаленном будущем, в
настоящее же время в этой области замечаются
лишь случайные совпадения, а чаще всего
противоречия. (…)
Съезд признал необходимым в педагогических
целях сплочение родителей, для чего было бы
желательно объединение всех существующих
родительских организаций, как то:
семейно-педагогических кружков, родительских
кружков и обществ, обществ дошкольного
воспитания и т.п. — во Всероссийский
родительский союз. Съезд признал нужным
выработать программу для изучения детей в семье
с указанием доступных семье научных методов
наблюдения детских индивидуальностей. В то же
время, съезд настаивал на открытии детских
клубов, площадок, народных детских садов, яслей,
на охране детей в семье и вне семьи…»