Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №18/2008
2008 год стал юбилейным для одного из важных событий в истории дошкольной педагогики.
Ровно 100 лет назад киевское Фребелевское общество — одно из старейших обществ в царской России (год основания 1872-й) — открыло Фребелевский женский педагогический институт для подготовки квалифицированных работников дошкольного воспитания — первое высшее учебное заведение подобного типа. При институте имелись психологическая лаборатория, детские сады и детские игровые площадки, где студенты института могли проводить наблюдения и получать практический опыт.
А несколькими годами позже, 30 декабря 1912 года, открылся Первый всероссийский съезд по семейному воспитанию. Съезд работал в рождественские праздники 1913 года.
Однако проблемы, поставленные на съезде, кажутся абсолютно современными — будто все эти речи произносились не 95 лет назад, а вчера. Что бы это значило? Думайте сами.
Приводим отрывок из книги «История русской педагогики» Петра Федоровича Каптерева, видного деятеля образования конца XIX — начала ХХ века и одного из главных инициаторов созыва съезда по семейному воспитанию.

Важные даты 2008 года

«Первый всероссийский съезд по семейному воспитанию, проводившийся зимой 1912–1913 гг. в Петрограде, по основному вопросу — быть ли первоначальному воспитанию детей семейным или общественным — склонился к среднему мнению, которое высказано в вышеприведенных соображениях. На съезде раздавались голоса за полное перенесение первоначального воспитания из семьи в общество, потому что семья будто бы не выполняет задач семейного воспитания и не может их выполнить в силу того, что современная женщина выбита из узкого круга семьи и вовлечена современными социальными условиями в общественную деятельность наравне с мужчиной. Под влиянием экономических условий процесс разложения семьи зашел настолько далеко, что не может быть сомнения в том, что общественное воспитание не является необходимым злом или суррогатом семейного воспитания, а является неотвратимым наследником семьи. Формы общественного воспитания только что зарождаются, и дело будущего — выработать все возможное их многообразие. В деле общественного воспитания будут принимать участие не родители как таковые (отец, мать), а граждане без различия пола. Но такие взгляды нашли не особенно много защитников.

С другой стороны, развивались идеи о том, что как семейное, так и общественное воспитание имеют свои положительные и отрицательные стороны и нуждаются в коренном научном пересмотре и организации, но преимущество при первоначальном воспитании отдавалось семейному началу, а не общественному. Если признать, что тип серьезного, вдумчивого, хотя и замкнутого в себе работника важнее типа болтливого общественного деятеля, то предпочтение окажется на стороне ребенка, воспитываемого в здоровой рабочей семье. Такой человек и впоследствии, если ему придется участвовать в общественной работе, будет ее выполнять добросовестно и стойко (доклад А.А. Дерновой-Ярмоленко «Семейное и общественное воспитание»).

Съезд выслушал доклад С.А. Золотарева о связи между вопросами общественного, семейного и государственного воспитания, в котором развивались такие мысли, что совпадение задач и средств семейного, общественного и государственного воспитания представляется осуществимым лишь в отдаленном будущем, в настоящее же время в этой области замечаются лишь случайные совпадения, а чаще всего противоречия. (…)

Съезд признал необходимым в педагогических целях сплочение родителей, для чего было бы желательно объединение всех существующих родительских организаций, как то: семейно-педагогических кружков, родительских кружков и обществ, обществ дошкольного воспитания и т.п. — во Всероссийский родительский союз. Съезд признал нужным выработать программу для изучения детей в семье с указанием доступных семье научных методов наблюдения детских индивидуальностей. В то же время, съезд настаивал на открытии детских клубов, площадок, народных детских садов, яслей, на охране детей в семье и вне семьи…»

Рейтинг@Mail.ru