Одно из новых направлений работы
детского сада нового века — попытка выстроить
мостик между общественным и семейным
воспитанием, найти возможности для кооперации
сил педагогов и родителей.
Казалось бы, чего проще! Распахните пошире
двери групп, покажите родителям, чем и как
занимается их малыш, — и все встанет на свои
места.
Пусть родители приходят не только на праздники,
но и на выставки детскородительского творчества,
на открытые занятия.
Но, гласит народная мудрость, не всякий
смотрящий видит, не всякий слушающий слышит.
Это воспитателю или специалисту понятно, что
именно происходит на занятиях. А родители часто
не улавливают методическую задумку педагогов.
Более того: у них оказывается сбитым угол
внимания. Мы думаем, что демонстрируем им методы
и приемы обучающего общения, а они обеспокоены
тем, как выглядит их ребенок в глазах окружающих:
вдруг он покажется соседям недостаточно умным,
активным? Вдруг допустит ошибки? И получится так
некрасиво! Ой, как некрасиво! К тому же родители
не всегда умеют вести себя на занятиях. Они не
всегда понимают разницу между зрелищем на экране
телевизора, когда свободный сиюминутный обмен
мнениями не мешает происходящему, и между
событиями, разворачивающимися у них на глазах,
«здесь и теперь». Когда дети затрудняются с
ответом или заняты самостоятельной работой, им
становится скучно, они не знают, за чем наблюдать,
и заполняют «паузы» собственными разговорами.
(Подобную картину можно наблюдать и при
посещении занятий практикантами, не отдающими
себе отчет в том, каких сил стоит педагогу
добиться от детей нужной тишины и внимания, чего
стоит детская сосредоточенность и как легко
разрушить ее посторонними звуками.)
Вот и оказывается, что мало пригласить
родителей на занятие. Нужно подготовить их к
восприятию происходящего, заранее объяснить, с
чем предстоит знакомиться, на что нужно обращать
внимание, что фиксировать в записях. (Кстати,
установка что-то записывать — хороший способ
организовать внимание взрослого. Только она
должна быть четко сформулированной.)
О проблемах с организацией открытых занятий мы
узнали из присланной на конкурс газеты
«Светлячок», выпускаемой сотрудниками Школы
раннего развития с одноименным названием (г.
Набережные Челны). И в газете обнаружили
очень полезную вещь — памятку для родителей о
правилах посещения открытого занятия.
Мы публикуем выдержки из газетной статьи
«Светлячка» и знакомим читателей с этой
памяткой, в которую внесены некоторые
добавления.
«Посещение занятий с детьми стало
для родителей настоящим потрясением. Для всех.
После этого мы в основном получили
доброжелательные, приятные отзывы.
Но есть и претензии!
Родители выразили непонимание: почему детям
разрешается говорить с места, отвечать хором,
свободно перемещаться по кабинету, общаться без
специального разрешения педагога?
Да потому что они — дошкольники, и заниматься с
ними надо иначе, чем со школьниками.
В основе их обучения лежат совершенно иные,
отличные от школьных развивающие методики.
Педагоги удивлены неуважением родителей к
незнанию ребенка, их нетерпеливостью.
Несдержанные бабушки и мамы прямо во время
занятия начинали указывать малышу, что ему
делать. А папы вели переговоры по телефону...
Уважаемые родители!
Так нельзя!
Нарушается главный закон присутствия взрослых
на занятиях у малышей. Называется он «за
стеклом», или «аквариум». Когда мы наблюдаем за
рыбками в аквариуме, то не можем вмешиваться в их
жизнь, давать указания, какой рыбке что делать. Мы
можем только наблюдать. Так и на занятиях у
малышей. Конечно, у вас возникают вопросы. Но их
можно задать педагогу потом, после занятий. Ведь
дети очень восприимчивы к постороннему
вмешательству, ранимы, легковозбудимы...
В результате у нас родилась идея —
сформулировать правила поведения взрослых на
занятии».
Правила посещения открытого
занятия
Памятка для родителей
1. Приходите на занятие без опозданий, с
некоторым запасом времени, позволяющим спокойно
раздеться, помахать ребенку, занять свое место.
2. Не забудьте взять с собой сменную обувь. В
детском саду обувь меняют и дети, и взрослые — из
соображений общей чистоты и личной гигиены.
3. Помните: ваш приход на занятие —
волнующее событие и для детей, и для педагогов. Вы
— новые лица, изменяющие ситуацию, нарушающие
привычный ход событий. Это может сказаться на
течении всего процесса, на поведении ребенка. Он
начинает излишне волноваться, отвлекаться.
Поэтому с момента начала занятия постарайтесь
вести себя тихо, почти незаметно: не
разговаривайте и не вмешивайтесь в
образовательный процесс.
4. И конечно же не забудьте отключить
сотовые телефоны. С такой просьбой обращаются к
авиапассажирам пилоты самолетов. Звонки ваших
мобильников могут сбить с курса и детей, и
педагога.
5. Если у вашего малыша что-то не получается,
это не повод сразу после занятия начать журить
его за незнание и неумение со словами: «Ну, что же
ты так! Ничего не можешь! Вон Петя как отвечал! Вон
Маша как замечательно все делала! А ты…»
Наблюдения за поведением ребенка на занятии
должны стать для вас стимулом больше заниматься
и играть с ним дома.
6. Если вас что-то расстроило, прежде чем
обрушивать на ребенка свои эмоции, побеседуйте с
педагогом. Возможно, ваша реакция чрезмерна или
вы просто что-то не поняли. Но если для вашего
беспокойства есть реальные основания, о
дальнейших своих действиях нужно
проконсультироваться со специалистом.
7. Помните: открытое занятие — это не только
«показательные выступления» детей и педагогов,
но и испытание родительского терпения и
здравомыслия. |