Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №18/2008

Родители приходят в детский сад

Одно из новых направлений работы детского сада нового века — попытка выстроить мостик между общественным и семейным воспитанием, найти возможности для кооперации сил педагогов и родителей.

Казалось бы, чего проще! Распахните пошире двери групп, покажите родителям, чем и как занимается их малыш, — и все встанет на свои места.

Пусть родители приходят не только на праздники, но и на выставки детскородительского творчества, на открытые занятия.

Но, гласит народная мудрость, не всякий смотрящий видит, не всякий слушающий слышит.

Это воспитателю или специалисту понятно, что именно происходит на занятиях. А родители часто не улавливают методическую задумку педагогов. Более того: у них оказывается сбитым угол внимания. Мы думаем, что демонстрируем им методы и приемы обучающего общения, а они обеспокоены тем, как выглядит их ребенок в глазах окружающих: вдруг он покажется соседям недостаточно умным, активным? Вдруг допустит ошибки? И получится так некрасиво! Ой, как некрасиво! К тому же родители не всегда умеют вести себя на занятиях. Они не всегда понимают разницу между зрелищем на экране телевизора, когда свободный сиюминутный обмен мнениями не мешает происходящему, и между событиями, разворачивающимися у них на глазах, «здесь и теперь». Когда дети затрудняются с ответом или заняты самостоятельной работой, им становится скучно, они не знают, за чем наблюдать, и заполняют «паузы» собственными разговорами.

(Подобную картину можно наблюдать и при посещении занятий практикантами, не отдающими себе отчет в том, каких сил стоит педагогу добиться от детей нужной тишины и внимания, чего стоит детская сосредоточенность и как легко разрушить ее посторонними звуками.)

Вот и оказывается, что мало пригласить родителей на занятие. Нужно подготовить их к восприятию происходящего, заранее объяснить, с чем предстоит знакомиться, на что нужно обращать внимание, что фиксировать в записях. (Кстати, установка что-то записывать — хороший способ организовать внимание взрослого. Только она должна быть четко сформулированной.)

О проблемах с организацией открытых занятий мы узнали из присланной на конкурс газеты «Светлячок», выпускаемой сотрудниками Школы раннего развития с одноименным названием (г. Набережные Челны). И в газете обнаружили очень полезную вещь — памятку для родителей о правилах посещения открытого занятия.

Мы публикуем выдержки из газетной статьи «Светлячка» и знакомим читателей с этой памяткой, в которую внесены некоторые добавления.

«Посещение занятий с детьми стало для родителей настоящим потрясением. Для всех. После этого мы в основном получили доброжелательные, приятные отзывы.
Но есть и претензии!
Родители выразили непонимание: почему детям разрешается говорить с места, отвечать хором, свободно перемещаться по кабинету, общаться без специального разрешения педагога?
Да потому что они — дошкольники, и заниматься с ними надо иначе, чем со школьниками.
В основе их обучения лежат совершенно иные, отличные от школьных развивающие методики.
Педагоги удивлены неуважением родителей к незнанию ребенка, их нетерпеливостью.
Несдержанные бабушки и мамы прямо во время занятия начинали указывать малышу, что ему делать. А папы вели переговоры по телефону...
Уважаемые родители!
Так нельзя!
Нарушается главный закон присутствия взрослых на занятиях у малышей. Называется он «за стеклом», или «аквариум». Когда мы наблюдаем за рыбками в аквариуме, то не можем вмешиваться в их жизнь, давать указания, какой рыбке что делать. Мы можем только наблюдать. Так и на занятиях у малышей. Конечно, у вас возникают вопросы. Но их можно задать педагогу потом, после занятий. Ведь дети очень восприимчивы к постороннему вмешательству, ранимы, легковозбудимы...
В результате у нас родилась идея — сформулировать правила поведения взрослых на занятии».

Правила посещения открытого занятия

Памятка для родителей

1. Приходите на занятие без опозданий, с некоторым запасом времени, позволяющим спокойно раздеться, помахать ребенку, занять свое место.

2. Не забудьте взять с собой сменную обувь. В детском саду обувь меняют и дети, и взрослые — из соображений общей чистоты и личной гигиены.

3. Помните: ваш приход на занятие — волнующее событие и для детей, и для педагогов. Вы — новые лица, изменяющие ситуацию, нарушающие привычный ход событий. Это может сказаться на течении всего процесса, на поведении ребенка. Он начинает излишне волноваться, отвлекаться. Поэтому с момента начала занятия постарайтесь вести себя тихо, почти незаметно: не разговаривайте и не вмешивайтесь в образовательный процесс.

4. И конечно же не забудьте отключить сотовые телефоны. С такой просьбой обращаются к авиапассажирам пилоты самолетов. Звонки ваших мобильников могут сбить с курса и детей, и педагога.

5. Если у вашего малыша что-то не получается, это не повод сразу после занятия начать журить его за незнание и неумение со словами: «Ну, что же ты так! Ничего не можешь! Вон Петя как отвечал! Вон Маша как замечательно все делала! А ты…» Наблюдения за поведением ребенка на занятии должны стать для вас стимулом больше заниматься и играть с ним дома.

6. Если вас что-то расстроило, прежде чем обрушивать на ребенка свои эмоции, побеседуйте с педагогом. Возможно, ваша реакция чрезмерна или вы просто что-то не поняли. Но если для вашего беспокойства есть реальные основания, о дальнейших своих действиях нужно проконсультироваться со специалистом.

7. Помните: открытое занятие — это не только «показательные выступления» детей и педагогов, но и испытание родительского терпения и здравомыслия.

Рейтинг@Mail.ru