Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №19/2008
Некоторое время назад одна моя знакомая пожаловалась: «Мы с мужем решили съездить отдохнуть на недельку. И я оставила своего десятимесячного сынишку на попечение свекрови. Когда же мы вернулись, она победно на меня посмотрела и заявила: они с малышом прекрасно провели время. Он совсем по мне не скучал, а ее стал называть мамой. Я рассердилась и сказала, что радоваться тут нечему. Мама у ребенка одна: это я. Свекровь обиделась: мол, она всего лишь не препятствовала малышу проявлять чувства… Кто из нас прав?»

Борьба за слово «мама»

Думаю, подобные ситуации встречаются достаточно часто, так что не будет лишним кое-что разъяснить и бабушкам, и мамам.

В данном случае, если не принимать во внимание излишнюю эмоциональность высказывания, вы совершенно правы. Слово «мама», как обозначение самого ценного и близкого ребенку человека, целиком и полностью принадлежит вам. Ваш спор со свекровью уместен еще и потому, что значение этого слова в сознании ребенка находится в состоянии становления, требует закрепления. Его появление среди произносимых ребенком звуковых комплексов — очень схожее по звучанию в разных европейских языках — до сих пор является для ученых своеобразной загадкой. Но очевидно, что статус значимого слова сочетание «ма-ма» приобретает за счет эмоциональной реакции взрослых, реагирующих на него, поощряющих ребенка повторять его снова и снова, наделяющих его смыслом: «Вот твоя ма-а-ма! Мама здесь, мой маленький! Сейчас мама возьмет тебя на ручки!» и т.п.

И конечно же малыш может называть мамой только одного из окружающих его людей. Иначе слово обесценивается, «понижается в ранге», становится всего лишь обращением в ряду других обращений. Такое часто можно наблюдать у детдомовских дошкольников. Они всех своих воспитательниц и нянь зовут «мамами». Это показатель того, что образ матери в представлениях ребенка отсутствует, слово — изначально очень важное — оказывается пустой оберткой, существующей без надобности. Вот ребенок и тщится как-нибудь его применить.

В случае отъезда матери на непродолжительное время ситуация несколько иная. Десятимесячный малыш еще не умеет толком говорить, и слово «мама» для него обозначает гораздо больше, чем в языке взрослых. Это, по мнению психологов, выражение обобщенных желаний и потребностей ребенка. Поэтому он и обращает его к тому взрослому, что находится рядом.

То, что заступающая «на дежурство» бабушка рассматривает это слово как признание ребенком своей значимости, отчасти верно. Ведь бабушка для малыша — знакомый человек, проявляющий к нему интерес и внимание. Но это вовсе не означает, что малыш таким образом выражает свое отношение к настоящей матери как к незначительному и легкозаменяемому персонажу. Отсутствие бурной протестной реакции также не свидетельствует о том, что исчезновение мамы остается для него незамеченным. Исчезновение мамы ребенок переживает всегда — даже если мама просто выходит в другую комнату на короткий период. Такие переживания, по представлениям некоторых психологов, обязательно откладываются в младенческой памяти. Избежать этого невозможно: мама не может быть рядом все время.
И малыш вынужден к этим исчезновениям приспосабливаться. Чем старше он становится, тем больше у него средств справиться с отсутствием матери. Ее временное замещение другим значимым взрослым, в частности, облегчает переживание.

Но в целом, констатируя, что отсутствие мамы осталось для ребенка незамеченным, бабушка не права. Она выдает желаемое за действительное. Для женщины, оказавшейся в новом для себя статусе — статусе бабушки, появление в доме младенца, участие в его воспитании — своего рода искус. Малыш легко будит память о том, как она сама была матерью, как она была молодой. Она чувствует прилив сил и энергии и кажется себе более ловкой, умелой по отношению к ребенку, даже более уместной рядом с ним, чем его собственная мама. Но это глубокая психологическая ошибка. Бабушка — даже самая любящая — не может заменить маму. У нее по отношению к маленькому совсем другие функции, совсем другие задачи. Не менее достойные — но другие. Их надо правильно понять. А малыш через какое-то время обязательно освоит слово «ба-ба». Оно тоже может звучать, как музыка. Только это особая мелодия.

Рейтинг@Mail.ru