Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №19/2008

О новых подходах к оценке качества дошкольного образования

Продолжение. Начало в № 17, 18/2008

Проведение аттестации в новом формате (см. № 18/2008) позволит получить одновременно и данные о развитии детей, и данные о способности ОУ/ОО его отслеживать.

Такая форма аттестации возможна исключительно при условии выполнения ряда условий:

  • проведение курсов повышения квалификации для психологов дошкольного образования, позволяющих овладеть минимальным набором стандартизированных методик для диагностики развития детей. Кроме того, повышение диагностической культуры психологов должно привести к тому, что диагностические методики не будут использоваться как обучающие;

  • проведение курсов повышения квалификации для педагогов дошкольного образования, позволяющих ознакомиться с основными критериями психического развития дошкольников;

  • создание в рамках системы независимой оценки качества отдела поддержки и сопровождения образовательных программ, который будет оказывать консультационную помощь ОО/ОУ в выстраивании как собственной образовательной программы, так и соответствующей ей диагностики.

Опосредованными показателями являются данные опроса родителей, как предъявителей социального заказа в образовании.

Один из основных вопросов для современного образования в целом, в том числе и дошкольного, — это вопрос о выстраивании управленческих и финансовых механизмов поддержки результативности педагогической деятельности. Одним из мощных институтов регулирования качества образования является система оплаты труда. У этого вопроса есть два аспекта: стимулирование качественно работающих педагогов и стимулирование качественно работающих учреждений/организаций. Решение последней задачи предполагает существование независимой системы оценки качества.

 Независимая система оценки качества дошкольного образования на уровне региона/муниципалитета как институт поддержки качества образования

В настоящее время существует процедура государственной аттестации дошкольного образовательного учреждения, которая включает в себя экспертизу реализуемых образовательных программ соответствующего уровня и направленности, а также показателей деятельности такого образовательного учреждения, необходимых для определения его вида и категории. В отсутствие государственных образовательных стандартов дошкольного образования процедура аттестации ориентируется прежде всего на оценку образовательных условий: качество реализации образовательной программы и «показатели деятельности» ДОУ. Если же речь идет о развитии детей, то оценивается чаще всего уровень произвольного внимания или такие показатели речевого развития, как словарный запас.

Выбор подобных ориентиров понятен: они, безусловно, во многом определяют развитие ребенка. Однако между намерениями, заложенными в образовательную программу, и результатами, выражающимися в развитии детей, ставить знак равенства все же нельзя. Дело в том, что разрыв между ориентирами программы и показателями развития ребенка неизбежен: первое всегда выражается в некоторых знаниях и умениях, второе — в психологических новообразованиях. Это отражение фундаментального психологического закона соотношения обучения и развития: развитие может произойти только в ходе обучения, через присвоение культурных норм, но оно к ним нисколько не сводится. Развитие (мышления, коммуникации, игры) означает готовность действовать в новых ситуациях, с которыми ребенок не сталкивался в ходе обучения. Существование такого разрыва и делает неизбежным вопрос о возможности оценивать качество образования не только по тому, что делают педагоги, но и по тому, как развивается ребенок. Если предположить, что сеть дошкольных образовательных учреждений будет активно прирастать за счет новых организационных форм, при этом претендующих на бюджетное обеспечение образовательных программ, вопрос о контроле качества образования встанет ребром. Необходимо будет доказывать, что новое заведение для дошкольников справедливо заявляет о своей способности развивать детей и в конечном итоге готовить ребенка к школе и обеспечивать «равные стартовые условия». В том случае, если речь идет не просто об установлении соответствия деятельности учреждения (организации) некоторому стандарту, но о конкуренции за нормативно-подушевое финансирование, необходимо создание особого органа, наделенного специальными полномочиями и инструментарием для сопоставления качества образования, предоставляемого учреждением/организацией.

Таким органом может стать служба оценки качества дошкольного образования, существующая на муниципальном и региональном уровне как подструктура методической службы дошкольного образования при Управлении образованием.

В функции системы оценки качества дошкольного образования должны входить контроль качества и развитие системы дошкольного образования.

Контроль качества образования

Контроль качества может осуществляться через процедуру аттестации учреждения и организации. Отличие от существующей сегодня системы аккредитации, в ходе которой ДОУ подтверждают свою принадлежность к учреждению определенного вида (коррекционное, центр развития и т.п.), состоит в том, что

а) важное место должны занимать показатели качества образования, определяемые уровнем и динамикой развития ребенка;

б) аттестация должна распространяться не только на муниципальные ДОУ, но и на негосударственные и некоммерческие организации, получающие в случае успешного прохождения процедуры право на бюджетное финансирование образовательной программы.

Условия получения свидетельства об аттестации:

  • соответствие реализуемой образовательной программы виду ОУ/ОО;

  • соответствие психического и физического развития ребенка возрастным ориентирам и/или предъявленная индивидуальная динамика развития ребенка, зафиксированная в ходе диагностики.

В случае дошкольного возраста целесообразно говорить именно о возрастных ориентирах — примерных периодах появления новообразований, а не о нормах развития, в которых заданы жесткие требования к достижениям ребенка. При этом подразумевается, что в качестве критериев оценки выступают именно названные выше параметры (мышление, коммуникативные способности и игровая деятельность, а также эмоциональное благополучие и физическое здоровье, а ни в коем случае не конкретные умения ребенка).

Разумеется, принципиальная ориентация не на умения, а на способности делает проблему соответствия возрастным ориентирам гораздо более сложной. Именно поэтому педагогам, психологам, методистам и работникам службы оценки качества необходимы развернутые рекомендации по построению инструментария такой диагностики. Если школа, организующая группы кратковременного пребывания или предшкольную подготовку детей, хочет претендовать на получение «дошкольных» бюджетных денег, она также должна пройти соответствующую аттестацию, в основе которой лежат именно критерии психического развития дошкольника. В этом случае предшкола должна будет доказать свое право претендовать на финансовую поддержку.

Таким образом, реализуемая функция контроля позволит обеспечить равные требования к качеству образования в учреждениях и организациях разных форм. Однако система оценки качества будет в полной мере реализовывать свой потенциал лишь в том случае, если она будет работать не только на установление минимально необходимых требований, но и позволит выделить из общей массы ОУ и ОО, имеющих право осуществлять дошкольное образование, те, в которых качество является более высоким.

Продолжение следует.

Рейтинг@Mail.ru