В природе между численностью животных
(хищных, травоядных) и растений существует
подвижное равновесие. Например, хищных животных
(волков, лис) в лесу должно быть меньше, чем
травоядных, которыми они питаются (зайцев, мышей).
Такие отношения живых организмов выражаются в
виде различных пирамид, которые так и называются
— «экологические пирамиды» (например, пирамиды
численности). В старшем дошкольном возрасте
можно дать самые элементарные понятия об
экологических пирамидах.
На рисунке даны два варианта
экологических пирамид. Для работы разрежьте
рисунки на полосы. Сначала просто сложим
пирамиду из полос, положив в основание самую
длинную полосу (в нашем случае — либо с
изображением колосков, либо — с травой).
На полосы самой большой длины кладем
полосы покороче (соответственно, мыши и зайцы), а
сверху самые короткие полоски (сова и волк).
Получилось изображение пирамидки. Для сравнения
можно показать детям детскую игрушечную
пирамидку. Далее воспитатель должен объяснить,
почему именно построена такая пирамида (т.е. ее
экологический смысл).
Первый вариант объяснения
Пирамида № 1
Зайчик очень любит траву. Сколько травинок
съедает зайчик — одну или много? Много. Для того
чтобы зайчики наелись, травинок должно быть
больше, чем зайчиков. Поэтому полоска с травой у
нас длиннее, чем полоска с зайцами, и зайцев
меньше, чем травы. Ну а зайцев не прочь отведать
на обед волк. Волк большой, сильный. Чтобы быть
таким, ему нужно съесть много зайцев. Поэтому в
лесу должно быть больше зайцев, чем волков, чтобы
всем хватило. Вот и получается пирамида: один
волк может съесть много зайцев, а один заяц —
много травы. Подводим итог: чтобы всем хватило
еды, травы должно быть больше, чем зайцев, а
зайцев — больше, чем волков.
Второй вариант объяснения
Пирамида № 2
Мышки очень любят есть колоски. Каждая мышка
съедает много колосков, поэтому колосков должно
быть больше, чем мышек. Мышек ловит на обед сова.
Она тоже сильная, большая птица, хищник, как и
волк. Чтобы быть такой сильной, ей нужно съесть не
одну, а много мышек. Значит, сов должно быть
меньше, чем мышей. Подводим итог: чтобы всем
хватило еды, колосков должно быть больше, чем
мышей, а мышей — больше, чем сов.
Если построение пирамиды вызывает затруднение
у детей, используйте для начала сравнение
отдельных полос пирамид с объяснением, кого и
почему «больше» или «меньше». Сравнивать можно
полосы «трава–зайцы», «зайцы–волк»,
«колоски–мыши», «мыши–сова». А вот сравнивать
верхние и самые нижние полосы нельзя, так как это
лишено экологического смысла. Нельзя, например,
сравнивать полосы с изображением совы и с
изображением колосков.
Этот же прием можно использовать и для работы с
детьми более старшего возраста.
Для закрепления знаний после занятий с
карточками предложите детям построить «живую»
пирамиду. Дети, изображающие морковки, сядут на
пол или присядут, дети-«зайцы» станут рядом с
ними, а «волк» должен стоять выше всех на стуле.
Обсудите с детьми, почему они построили именно
такую пирамиду.