Продолжение. Введение в тему — в № 18/2008
Вводные занятия
Занятие 1. Сказка про то, как придумали
буквы
Беседа с детьми
Педагог спрашивает детей, кто из них уже знает
буквы; просит всех желающих нарисовать на
большом листе бумаги или на доске те буквы,
которые им известны. «Для чего нужны буквы? А
откуда они взялись?»
Педагог выслушивает версии детей и предлагает
свою, сказочную.
Текст для чтения или рассказывания
Жил-был…
— Принц?
— Нет, не принц. Жил-был…
— Король?
— Нет, никакой не король. Жил-был Поэт. Жил он
тогда, когда никаких королей и тем более принцев
еще и в помине не было. А поэты уже были.
Поэт сочинял стихи и пел их людям. (В древние
времена все важные слова обязательно пели!) Когда
над вершинами зеленых холмов поднималось
красное, ленивое и заспанное солнце, Поэт пел
песню солнцу. И все понимали: только так можно
приветствовать восходящее светило, заставить
его засветить теплым, радостным светом, обогреть
людей и животных. Когда спускалась ночь, Поэт пел
нежную песню затихающей земле, чтобы она
отдохнула от трудов своих, от толкотни и возни,
которые устраивали на ней днем живые существа.
Когда на свет рождался ребенок, Поэт пел песню, в
которой малышу дарилось имя, ведущее его по
жизни. А когда нападали враги, Поэт пел песню
отваги и мужества, вселяя надежду в сердца женщин
и ярость в сердца мужчин.
Поэт пел, и мир прислушивался к словам его песен.
Но как-то раз пришел Насмешник.
— Все поешь? — спросил Насмешник Поэта.
— Пою, — ответил Поэт.
— Ты уже не молод, — сказал Насмешник.
— Да, — согласился Поэт.
— Ты скоро совсем состаришься, — сказал
Насмешник.
— Состарюсь, — опять согласился Поэт.
— И петь тебе будет все труднее.
— Да, — вздохнул Поэт.
— А потом ты умрешь, — сказал Насмешник.
— Умру.
— И люди забудут слова твоих песен. Песни
исчезнут.
Тут Насмешник сказал свое привычное «ха-ха!» и
быстро-быстро ушел.
Это очень неприятно, когда тебе ни с того ни с
сего говорят «ха-ха!». Поэту стало так обидно! Он
пошел на берег реки, сел на заросший мхом большой
камень и обратился к той, к кому всегда обращал
свои просьбы:
Повелительница весенней капели,
Песни зяблика и соловьиной трели,
Всех полночных и полдневных голосов,
Всех коротких и длинных человеческих слов!
Ты всех мудрее, ты всех чудесней!
Как сохранить для людей мои песни?
И услышал Поэт, как вздохнула повелительница
звуков. Увидеть ее он не мог, потому что она, как и
все ее подданные — жители звучащего мира, была
невидима.
— Ты хочешь увидеть то, что увидеть невозможно?
— Да.
— Но тебе никто не поверит!
— Может быть…
— Над тобой будут смеяться!
— Наверное.
— То, что ты увидишь, родит в тебе страстное
желание искать, и ты потеряешь покой и сон, пока
оно не исполнится.
— Пусть будет так.
— Тогда закрой глаза, пой песню и смотри
внимательно.
Поэт закрыл глаза, и привиделась ему странная
поляна. По поляне, взмахивая причудливыми
крылышками, порхали бабочки необыкновенной
красоты. Бабочки рождались в груди Поэта с каждым
новым звуком его песни. Они радостно вылетали
наружу, кружились и таяли в воздухе. Каждая
бабочка жила ровно столько времени, сколько
длился родивший ее звук. Одни, с большими
крыльями, вылетали легко и свободно и успевали
сделать большой широкий круг, прежде чем
растаять. У других крылья были поменьше. На пути к
свободе им приходилось преодолевать разные
препятствия, и порхали они совсем недолго —
мгновение, не больше.
Когда песня затихла, бабочки исчезли, и Поэт
открыл глаза.
— Как красиво! — воскликнул он.
— Эти бабочки — звуки, — пояснила
Повелительница звучащего мира. — Жизнь звуков
очень коротка. Они живут до тех пор, пока их
слышат. А потом умирают: тают в воздухе. Не бойся,
им совсем не больно. Так должно быть. Чтобы люди
могли говорить, все время должны рождаться новые
звуки. Но их можно заколдовать и уложить спать,
как спящих красавиц. Для звуков нужно создать
такие сонные домики — знаки, глядя на которые ты
всегда будешь вспоминать бабочку с теми или
иными крыльями. Внутри знака звук будет спать до
тех пор, пока ты не захочешь вызвать его к жизни.
Но создать такие домики, такие знаки очень
непросто. Этому могут научить тебя деревья и
камни, птицы и насекомые. Иди и ищи!
— Я попробую, попробую! — вскричал Поэт и побежал
к людям.
— Я видел звуки, — сказал он им.
Но люди пожали плечами:
— Звуки нельзя увидеть. У них нет тела.
— Они порхают, как бабочки, — сказал Поэт.
— С чего ты это взял? Или ты сам — цветочек?
Это сказал Насмешник, и все стали смеяться.
— Я сделаю для них домики — знаки. Для каждой
бабочки — свой знак. Я сложу из них слова моих
песен, и тогда их можно будет не только услышать,
но и увидеть. Увидеть — и заставить звучать в
нужный момент. Это сможет сделать любой ребенок.
Даже когда я умру!
— Ха-ха! — рассмеялся Насмешник. И все стали
повторять: «Ха-ха! Ха-ха-ха!»
— Разум в тебе уже умер, — сказали люди и
отвернулись от Поэта…
Задание для детей
Нарисуйте картинку к сказке.
Все готовые картинки размещаются на выставке.
Дети по очереди объясняют, что они нарисовали и
почему решили изобразить именно этот эпизод
истории.
Занятие 2. Сказка про то, как придумали буквы
Беседа с детьми
Педагог предлагает детям вспомнить содержание
беседы прошлого занятия. Они обменивались
версиями, откуда могли возникнуть буквы, и
педагог рассказал сказку.
Педагог: «Кто помнит, о чем шла речь в сказке и в
каком месте сказка оборвалась? Хотят ли дети
услышать продолжение истории?»
Текст для чтения или рассказывания
…Поэт остался совсем один. Никто с ним не
разговаривал, никто не хотел с ним дружить —
таким странным он казался. Но хуже всего было то,
что Поэт потерял покой. Всюду мерещились ему
звуки-бабочки. Они шелестели крылышками и
просили: «Мы не хотим умирать! Найди для нас
домик! Уложи нас спать!». Поэт очень хотел им
помочь, но как это сделать — не знал. От этого у
него ужасно разболелась голова.
Он прилег на травку, чтобы немного подремать. Да
не тут-то было. «Ж-ж-ж!» — раздалось у него над
головой. Прилетел толстый черный жук и уселся
Поэту прямо на нос. Поэт сморщился и громко
чихнул, а жук свалился в траву и давай смешно
шевелить лапками. Смотрел Поэт на жука, смотрел и
вдруг как подпрыгнет, как засмеется! Даже в
ладоши захлопал: «Звук [ж]! Я придумал для тебя
домик!» Схватил он уголек и на кусочке коры
нарисовал черного жука, как тот лапками дрыгает.
Нарисовал и говорит: «Ну, как только я взгляну на
этого нарисованного жука, сразу вспомню, как он
жужжал!»
И действительно: стоило Поэту взглянуть на свою
картинку, как он сразу же вспоминал звук [ж]. Так
вот, оказывается, как можно сохранить звуки!..
Задания для детей
1. Нарисуйте жука. Вспомните, как он жужжит (громко
пожужжать). Какой звук мы произносим, когда
показываем, как жужжит жук?
2. Придумайте как можно больше слов, которые
начинаются со звука [ж].
Словарик: жук, жучок, жучишка, жужелица,
журавль, жаба; жужжать, жевать, журчать, жалить;
живой, жареный, железный.
3. Какой звук чаще всего встречается в
трудноговорке-дразнилке?
Съел жука на ужин Жора:
Он ужасный был обжора.
Проговорите дразнилку, отчетливо выделяя звук
[ж].
4. Вот так Поэт нарисовал домик-знак для звука
[ж]. (Педагог показывает детям карточку с буквой.)
5. Перед детьми — карточки с точечным
изображением буквы ж. Надо обвести «домик»
для звука по точкам, а на другой стороне карточки
попробовать нарисовать получившийся знак
самостоятельно.
6. Педагог показывает детям карточку с буквой ж:
«Какой звук мы вспоминаем, глядя на этот знак?»
Занятие 3. Сказка про то, как придумали буквы
Беседа с детьми
Педагог предлагает детям вспомнить содержание
предыдущего занятия. «На каком месте оборвалась
сказка? Домик для какой буквы отыскал Поэт?
Сумеете ли вы нарисовать этот домик? Какой звук
вы вспоминаете, глядя на свои рисунки?»
Текст для чтения или рассказывания
…Обрадовался Поэт своему открытию, вскочил и
побежал в лес. Ползет ему навстречу червячок —
изогнутый бочок. Посмотрел внимательно Поэт на
червячка, нарисовал его угольком на кусочке коры
и говорит:
— Червячок, червячок!
Ты попался на крючок!
Превратился в букву ч
С черной ямкой на плече.
Так Поэт придумал второй домик для звука —
букву ч. Как посмотрит на нарисованного
червячка, ему сразу хочется сказать: «Ч-ч-ч!».
С тех пор целыми днями ходил он по лесам и полям,
по болотам и оврагам и искал, искал, искал
корешки, щепочки, камушки, ракушки, глядя на
которые ему хотелось бы произнести какой-нибудь
звук.
То остановится у сломанного дерева, то присядет
над скорлупкой разбившегося птичьего яйца.
Возьмет уголек и рисует на кусочке коры черточки
да загогулинки.
И вот в один прекрасный день Поэт разложил свои
рисунки на песке у реки. Но это были не просто
камушки и веточки, червячки и птички. Это были
знаки для звуков! Поэт собрал из них песню —
первую песню, которую можно было увидеть глазами!
— позвал маленького мальчика и научил его
узнавать в знаках звуки.
— Глядите! — обратился он к людям. — Сейчас
мальчик оживит мои слова!
Мальчик посмотрел на разложенные перед ним знаки
и запел песню, которую люди уже успели забыть. Это
было поразительно: невидимое превратилось в то,
что можно увидеть, а немое заговорило! И все
склонили перед Поэтом головы, даже Насмешник.
Теперь Поэт мог не бояться, что унесет с собой в
могилу слова своих песен. Память о них он передал
волшебным значкам, которые назвали БУКВАМИ.
Задания для детей
1. Нарисуйте червячка и раскрасьте его. С какого
звука начинается слово «червячок»?
2. Придумайте как можно больше слов, которые
начинаются со звука [ч’].
Словарик: червяк, червячок, часы, чашка,
чертеж, черемуха, чудо; чертить, чистить,
чаевничать; черный, чистый, чудесный, чудной,
чайный.
3. Какой звук чаще всего встречается в
трудноговорке-нелепице?
Под черемухой чертенок
Пил из чашки чай перченый.
Проговорите дразнилку, отчетливо выделяя звук
[ч’].
4. Поэт придумал для него вот такой домик-знак,
или букву. (Педагог показывает детям карточку с
буквой ч.)
5. Перед детьми — карточки с точечным
изображением буквы ч. Надо обвести «домик»
для звука по точкам, а на другой стороне карточки
попробовать нарисовать получившийся знак
самостоятельно.
6. Какой звук мы вспоминаем, глядя на эту букву?
Произнести звук, глядя на букву, значит,
прочитать его. (Педагог предлагает детям
прочитать букву ч.)
7. А сейчас какой звук мы вспоминаем, глядя на
эту букву? (Педагог показывает детям букву ж
и предлагает им хором прочитать ее.)
8. Игра «Назови букву». Педагог показывает
детям то букву ж, то букву ч. Дети должны
прочитать знаки, а педагог старается их запутать,
нарушая последовательность предъявления букв.
Буквы для гласных звуков
В данной системе занятий сначала ребенок
знакомится с буквами О, А, Э, У, обозначающими
гласные звуки, и с буквой Ы, обозначающей
полугласный. Затем с буквой Й и с так называемыми
«йотированными буквами» — Е, Я, Е, Ю.
Гласные предоставляют педагогу прекрасную
возможность связать изучение грамоты с
психогимнастикой и дыхательными упражнениями,
которые будут использоваться на протяжении
всего курса «Азбучных сказок». Кроме того,
гласные обычно не вызывают особых сложностей в
произношении, поэтому их многократное
произнесение, «распевка» и звуковые игры не
встречают у детей внутреннего протеста и не
затрудняют усвоение различий между звуком и
буквой.
Часть первая. Буквы О, А, Э, У, Ы
Занятие 1. Подготовка к сказочному
путешествию
Беседа с детьми
Педагог просит детей вспомнить сказку, которую
они услышали на предыдущих занятиях: дети
вспоминают сюжет, коллективно пересказывают
сказку. Педагог уточняет:
— Что такое буквы? (Специальные значки для
обозначения звуков.)
— Что значит «прочитать букву»? (Вспомнить и
произнести звук, который она обозначает.)
Педагог напоминает детям, что бабочки, которых
увидел Поэт, были разными: «одни, с большими
крыльями, вылетали легко и свободно и успевали
сделать большой широкий круг, прежде чем
растаять. У других крылья были поменьше. На пути к
свободе им приходилось преодолевать разные
препятствия, и порхали они совсем недолго —
мгновение, не больше».
Он предлагает детям отправиться в воображаемое
путешествие и отыскать значки-буквы для звуков,
похожих на бабочек с большими крыльями. Так, как
это сделал Поэт.
«В дороге нам понадобятся: выдумки в узелке,
терпение в коробке, три пучка старания и
горсточка внимания; а еще — волшебные
палочки-рисовалочки. Волшебными палочками
отлично послужат восковые мелки и хорошо
наточенные цветные карандаши. Но надо проверить,
все ли готово к путешествию».
Задания для детей
1. Педагог проводит игру на внимание.
Первый вариант
При предъявлении карточки с буквой Ж дети должны
хлопнуть в ладоши, при предъявлении буквы Ч —
топнуть ногой.
Второй вариант
При предъявлении карточки с буквой Ж дети должны
громко выкрикнуть обозначенный буквой звук.
При предъявлении карточки с буквой Ч дети должны
произнести соответствующий звук шепотом.
2. Придумываются слова, начинающиеся на звуки [ж]
и [ч’].
Игра с мячом «Жучки и червячки»
Можно устроить состязание команды жучков и
команды червячков.
Команды состоят из трех-четырех человек.
Играющие становятся напротив друг друга.
Капитаны команд тянут жребий. По жребию та или
иная команда получает мяч для первого хода. Игрок
одной команды называет слово на звук [ж] («Жучки»)
или на звук [ч’] (если он из команды «Червячки») и
бросает мяч игроку другой команды. Тот «делает
ход», называя свое слово. Если игрок затрудняется
с подбором слова, он вылетает. Выигрывает та
команда, которая по прошествии пяти-шести минут
сохранит наибольшее количество игроков.
3. Нужно нарисовать знаки-буквы для звуков [ж] и
[ч’].
Можно рядом нарисовать предметы или животных,
названия которых начинаются на соответствующий
звук.
Занятие 2. Буква О
Беседа с детьми
Педагог предлагает детям вспомнить, к какому
путешествию они готовились на предыдущем
занятии. Все вместе повторяют сказочную
приговорку «В дороге нам понадобятся…».
Проводится игра на внимание — с использованием
букв или «важных» слов.
«Господа офицеры»
Игра на внимание с использованием «важных
слов»
Дети встают в линию или у столов. Все они —
«офицеры».
Педагог — генерал. Он отдает команды. Команды
выполняются только в том случае, если им
предшествует обращение «Господа офицеры!». Если
обращение отсутствует, команду выполнять нельзя.
Нарушивший правило выбывает — садится на свое
место и уже не участвует в игре, а следит за
другими игроками.
— Господа офицеры! Садитесь! (Команда
выполняется.)
— Господа офицеры! Встаньте! (Команда
выполняется.)
— Дотроньтесь до своих ушей. (Команда не
выполняется.)
— Господа офицеры! Дотроньтесь до своих ушей!
(Команда выполняется.)
И т.д.
Затем педагог читает или рассказывает
сказочный текст.
Текст для чтения или рассказывания
Говорящая курица
Увязали мы выдумку в узелок, сложили терпение в
коробок, запаслись пучком старания, горсточкой
внимания, наточили волшебные палочки и
отправились в путь. Идем, песенку поем:
— Вьется сказка, как дорожка,
И куда-то нас ведет.
Даже боязно немножко:
Что-то впереди нас ждет?
Но по сказочной дороге
Интересно нам идти.
Прочь сомненья и тревоги!
Буквы надо нам найти!
Откуда ни возьмись, бежит по дороге… курица.
Увидела нас, остановилась и давай кудахтать
человеческим голосом:
— Ко-ко-ко, ко-ко-ко!
Буква о недалеко.
Коль меня поймете,
Букву о найдете!
«Вот это да! Говорящая курица!». Мы так
удивились, что даже рты раскрыли от удивления:
— О-о-о!
Взглянули друг на друга и вдруг поняли: вот же
она, буква для звука [о], примостилась у нас на
губах!
— Да здравствует говорящая курица!
(Дети вместе с педагогом произносят слова,
которые должны переключить их на упражнения.)
Делу — время, потехе — час.
Время занятий настало для нас!
Задания для детей
1. Возьмите маленькое зеркальце и, глядя в него,
представьте себе говорящую курицу. Удивитесь и
произнесите: «О-о-о!». Видите, как округлились
ваши губы? На них отчетливо читается значок,
который мог бы стать домиком для звука [o].
2. Теперь и превращениями можно заняться.
Возьмите палочку-рисовалочку и нарисуйте
большую, круглую букву о, такую, как вы
увидели. Чтобы все происходило по волшебным
правилам, произнесите специальное заклинание:
Щу-щу-щу, чу-чу-чу,
Это то, что я хочу.
Нужен мне вот этот знак.
Я его рисую так!
Украсьте букву. До чего же хороша! Сразу видно —
только что явилась из сказки!
3. В букве, свернувшись калачиком, мирно дремлет
звук [o]. Как его разбудить? Посмотреть на букву и
произнести: [o]! Что произошло? Вы прочитали букву о!
4. Какой звук четко слышится в начале слов:
ослик, Оля, овцы, опыт, овощи, осы, окна? Четко и
громко произнесите слова, выделяя первый звук. Дети
повторяют слова за педагогом.
Какой звук слышится в конце слов: молоко,
далеко, высоко, глубоко? Четко, но очень тихо
произнесите слова, выделяя звук [o]. Дети
повторяют слова за педагогом. Здесь возможны
игровые варианты: педагог произносит слово очень
тихо, а дети — громко; педагог произносит слово
громко, а дети — шепотом. Каждый раз при
произнесении звука [o] педагог показывает
детям букву на большой карточке.
5. Наберите в легкие побольше воздуха и спойте:
«О-о-о!». Долго ли может «прожить» звук [o]? Долго.
Звуки, которые умеют петь, и свободно, без всяких
преград вылетают в воздух, называют гласными.
Слово «гласный» происходит от старинного слова
«глас», или «голос». Гласный звук состоит только
из голоса. Звук [o] — гласный.
6. Устроим соревнование: кто сможет дольше
протянуть гласный звук [o] на одном дыхании? (Дети
по условному сигналу начинают «петь» звук [o].
Выигрывает тот, кто протянет свой звук дольше
всех.)
7. Домашнее задание для желающих: на альбомном
листе нарисовать много разноцветных букв о.
Можно нарисовать азбучную картинку — букву
О, а рядом — животное или предмет, название
которого начинается на звук [o].
Картинки помещаются на выставку,
рассматриваются, «опознаются» и называются
изображения.
Родителям надо объяснить: помогая детям в работе,
лучше выбирать предметы и животных, названия
которых начинаются с ударного звука. Слово
«овца» пишется с буквы О, но звук [o] четко
слышится в слове «овцы».
Занятие 3. Буква О
Беседа с детьми
Какую букву нам удалось отыскать на прошлом
занятии? Как вы ее обнаружили? Сумеете ли вы
прочитать эту букву? (Педагог показывает
карточку с буквой.) Звук [o] состоит из
голоса. Кто помнит, как называется звук,
состоящий из голоса? Звук [o] — гласный. Буква о
обозначает гласный звук.
Дети вместе с педагогом произносят слова,
настраивающие их на выполнение упражнений:
Делу — время, потехе — час.
Время занятий настало для нас!
Задания для детей
1. Перед каждым ребенком — карточка, которая
«попала под дождь». «Раньше на ней были
нарисованы буквы о. Но их смыло дождевыми
каплями: от каждой буквы сохранились только
кусочки. Нужно по кусочкам восстановить буквы до
целых знаков».
После восстановления букв проводится
соревнование на «пение» звука [o]: кто дольше?
Можно устроить командные состязания.
2. На доске укреплены картинки. Под картинками
мелом написаны слова с пропущенными буквами о.
К_Т КР_Т С_М СЛ_Н
«Как называются животные, которые здесь
нарисованы? Какой гласный звук слышится в
названиях всех животных? Нарисуйте в словах
вместо пропусков букву, обозначающую звук [о]».
Четверо детей выходят и рисуют в словах нужные
буквы.
Буквенная эстафета
Чтобы дети подвигались, можно устроить
небольшую эстафету по рисованию букв.
Карточки располагаются в столбик — друг под
другом.
Слова написаны не под карточками, а рядом с ними,
тоже в столбик. Таких столбиков (одинаковых) три,
по количеству участвующих в соревновании команд.
Слова расположены так, чтобы ребенок легко
доставал до верхнего слова столбика. В каждой
команде 3–4 человека.
Дети выстраиваются на стартовой линии. По
условному сигналу первый игрок каждой команды
бежит к доске и рисует вместо пропуска букву О,
затем возвращается к своей
команде и вручает мелок следующему игроку.
Побеждает та команда, которая быстрее справится
с заполнением всех пропусков.
Игру можно повторить два-три раза, чтобы побегали
все участвующие в занятии дети.
3. Снова внимательно разглядываем карточки с
животными. Можно переложить их в ряд.
«Какое животное и почему можно исключить из
этого ряда?»
Дети обосновывают свои ответы.
4. Попробуйте скопировать слова,
нарисованные на карточках.
Домашнее задание для желающих
Домой можно взять карточки с рифмовкой:
Утром кот играл с клубком —
Шерсть висит под потолком!
Отыщите в рифмовке все буквы о и поставьте
под ними красную точку.
Чтобы карточки могли использоваться
многократно, можно заложить их в файлы, а точки
ставить поверх файлов толстым красным
фломастером.
Продолжение следует