Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №20/2008

Кто может стать педагогом?

Сразу выносим за скобки слова «талант от Бога». В данном случае они слишком расплывчаты и ничего не объясняют.
Педагог, наверное, должен быть культурным человеком. Но может таковым и не быть. Педагог должен быть методически грамотен. Но это, как правило, приходит с опытом. Педагог должен обладать суммой знаний по некоторым предметам. Но эта «сумма» — понятие весьма относительное.
А вот то, без чего культурный, методически грамотный и знающий человек не может стать педагогом, укладывается в простейшую формулу: «Не умеет держать дисциплину».
«Умение держать дисциплину» — это педагогическое поведение, вынуждающее детей подчиняться определенным правилам. Оно связано со способностью манипулировать детьми — их желаниями, поступками, их возбуждением и торможением.
Это можно делать грубо, подавляя инициативу и самовыражение, обижая и унижая. Это можно делать тонко, искусно используя своеобразные механизмы детского реагирования, угадывая и направляя детские желания, делая их фундаментом выполнения собственных требований.
Но, так или иначе, педагог начинается с «умения держать дисциплину».
Все мы по-разному понимаем слово «дисциплина», поскольку по-разному определяем тот набор правил, которым дети должны следовать. К тому же у всех нас разные амбиции. Одни хотят, чтобы заданные правила выполнялись только в нашем присутствии, другие — чтобы выполнение правил становилось внутренней потребностью ребенка.
И все сталкиваются с определенными трудностями. Главная трудность заключается в том, что педагогу — в группе ли, в классе — постоянно приходится противостоять стихийно проявляющейся воле ребенка. Не одного ребенка, а двадцати детей, а то и больше. И усталость после рабочего дня связана вовсе не с тем, что ты столько-то времени говорил, столько-то времени скакал под музыку, а столько-то времени кидал мяч или разливал суп. Усталость связана с необходимостью заставлять других (детей) себя слушать, побуждать скакать их вместе с тобой, учить ловить брошенный мяч и добиваться этого, и требовать такого поведения, чтобы тарелки с разлитым супом не опрокидывались.
Иными словами, во время рабочего дня мы сильнее всего устаем не от напряжения творческой мысли, не от создания пособий, и даже не от выполнения физической работы, а именно от противостояния воль — своей и детских.
Это обстоятельство требуется признать и взглянуть на него без ханжеского стеснения. Только в этом случае к решению проблем с организацией дисциплины можно будет подойти с умом и сколько-нибудь технологично.

Статья опубликована при поддержке многопрофильного завода "ООО ФОРК". Компания занимается производством воздухоохладителей (встроенных и поверхностных), маслоохладителей МБ 20-30, газоохладителей и их комплектующих – оребренных труб (спирально-навивных, сварных, биметаллических) и трубных пучков (возможно изготовление по чертежам заказчика). Высокое качество, соответствие ГОСТам и нормативным документам, доступные цены. Узнать подробнее о компании, производимой продукции, цены и контакты Вы сможете на сайте, который располагается по адресу: http://vozduhoohladiteli.com/.

Технология, конечно, как и советы «мастеров», порой разбивают о реальность условий, в которые мы поставлены.
Ведь работать в переполненных группах гораздо сложнее, чем в группах с пятнадцатью-шестнадцатью детьми. Не очень понятно, как высчитывалась и высчитывается норма наполняемости. Определяют ее гигиенисты, видимо, исходя из «квадратных метров», положенных на маленького индивида. Они рассчитывают кубометры воздуха на душу детского населения и возможность вместить в группу то или иное количество столов и при этом положить в угол ковер, обозначающий пространство для игры.
Это в общем-то никуда не годится. Не то, что для игры стелют ковер, а то, что нормы наполняемости групп отданы на откуп гигиенистам, а психологи в этом процессе никак не участвуют. Они в эту нишу еще не пробились: слишком молода в нашей стране практическая психология. А гигиенисты давно отрастили длиннющую бороду — как у Карабаса-Барабаса.
В середине 80-х годов в России (в Москве) появились первые психологические консультации для родителей. Их основательница, известный детский психолог, профессор Алла Спиваковская в то время вела семинар для педагогов — тоже один из первых семинаров, рассказывающий учителям и воспитателям о методах и приемах практической психологии: как, к примеру, можно рассаживать детей в классе, почему не всегда нужно сидеть за партами (за столами), чем отличается позиция педагога, стоящего за учительским столом («над детьми»), и педагога, сидящего с ними в кругу, когда глаза детей и взрослого находятся на одном уровне. Почему одним детям важно, чтобы педагог время от времени их ласково касался или держал за руку, а другие могут обходиться без этого. Иными словами, преподавала психологическую грамоту педагогического поведения, давно уже ставшую классикой в странах западного мира.
И педагоги с удовольствием «примеряли» на себя различные позы по методике Вирджинии Сатир, рефлексировали свои ощущения от бесед «глаза в глаза», от ласковых поощрительных прикосновений во время решения трудной задачи или публичного отчета. И так это все их захватило, что они не могли, просто не могли не воззвать: «Ну, скажите, можно ли рассчитывать на то, что психология когда-нибудь придет в школу?» Они, конечно, имели в виду не персонифицированную психологию в виде новой штатной единицы, а возможность реализовывать принципы психологически грамотного поведения. И Спиваковская тогда ответила очень категорично: «Нет. Это совершенно невозможно. Школа для этого не приспособлена. Она решает другие задачи».
С этим можно поспорить. Хотелось бы поспорить. Особенно, когда речь идет не о школе, а о пространстве детского сада. Ведь тем, кому однажды показали буквы и научили складывать их в слова, почти невозможно разучиться читать. Для этого нужно пережить мозговую травму.
И некоторые из нас прилагали и прилагают титанические усилия, чтобы этот тезис — о невозможности психологически грамотного поведения педагога — был опровергнут.
Но это трудно, невероятно трудно. Возвращаюсь к переполненным группам и к расчетам гигиенистов. С точки зрения психологии детская группа, позволяющая эффективно вести занятия, не может превышать 8–12 человек.
По одной простой причине: такое количество детей ведущий группы может держать в поле внимания, видеть их почти одновременно. Добавь еще одного, и этот «лишний» из поля выскочит. Значит, информативность занятия для него автоматически снизится — в силу того, что педагог не сможет контролировать его внимание, захватить его.
Я думаю, что некоторые опытные педагоги способны со временем расширить границы поля внимания и контролировать группу детей в 13–15 человек. Не могу сослаться на специальные исследования. Исхожу исключительно из собственного опыта. Но эти 15 никак не могут превратиться в 25, и тем более —  в 32.
В этом сложность. Огромная, почти непреодолимая сложность. Поскольку 30 детей — это уже другая арифметика и другая педагогика. В отношении тридцати мы почти бессильны следовать принципу «глаза в глаза». Тридцать мы скорее всего можем только строить и водить шагом. Возможно — с песнями и речевками. Речевка — это тоже из области психологии, тоже организационно-дисциплинарный метод. Но это другая психология.
Хотя была же Мария Монтессори — с ее группами из 40 человек! И там, по свидетельству очевидцев, царили редкий порядок и дисциплина.

Иными словами, дисциплина — сложнейшая тема. Но очень важная для организации педагогического процесса.
И мы постараемся, чтобы наши читатели могли вынести для себя какой-нибудь сухой практический остаток.
И мы, конечно, приглашаем всех желающих к участию в разговоре.

Вот темы, которые мы собираемся обсудить на страницах газеты

1. Тишина в группе: всегда ли она нужна, и как ее добиться?

2. Поощрения и наказания: как и за что вы наказываете детей? В каких случаях ваши методы оказываются бездейственными? Есть ли наказания эффективные, но недопустимые? Являются ли поощрения и наказания двумя концами одной педагогической палки?

3. Ваши методы удерживать внимание детей на занятии. Как заставить детей себя слушать? Что такое «организационный момент» в вашем понимании?

4. Гигиенические навыки. Как вы учите детей правильно мыть руки? Можно ли считать ванную комнату образовательным пространством?

Как бороться с любителями побрызгаться? Что делать с теми, кто вытирается чужим полотенцем?

5. Детский сон. Можно ли говорить о педагогической составляющей организации дневного сна? Как заставить детей спать? Что делать с «неспящими» старшими дошкольниками? Как снизить болезненность этого режимного момента для малышей, адаптирующихся к детскому саду?

6. Поведение во время игры с игрушками и после игры. Как учить детей убирать за собой игрушки? Что делать с теми, кто не хочет подчиняться этому правилу? Что делать, если дети конфликтуют из-за игрушек? Если они ломают игрушки?

7. Вещи должны содержаться в порядке: как добиться порядка в шкафчиках? Как сделать так, чтобы дети перед сном аккуратно вешали одежду на стульчики?

Возможно, вы и сами предложите какие-то темы для обсуждения. Ждем ваших писем и фотографий.

Рейтинг@Mail.ru