Сразу выносим за
скобки слова «талант от Бога». В данном случае
они слишком расплывчаты и ничего не объясняют.
Педагог, наверное, должен быть культурным
человеком. Но может таковым и не быть. Педагог
должен быть методически грамотен. Но это, как
правило, приходит с опытом. Педагог должен
обладать суммой знаний по некоторым предметам.
Но эта «сумма» — понятие весьма относительное.
А вот то, без чего культурный, методически
грамотный и знающий человек не может стать
педагогом, укладывается в простейшую формулу:
«Не умеет держать дисциплину».
«Умение держать дисциплину» — это
педагогическое поведение, вынуждающее детей
подчиняться определенным правилам. Оно связано
со способностью манипулировать детьми — их
желаниями, поступками, их возбуждением и
торможением.
Это можно делать грубо, подавляя инициативу и
самовыражение, обижая и унижая. Это можно делать
тонко, искусно используя своеобразные механизмы
детского реагирования, угадывая и направляя
детские желания, делая их фундаментом выполнения
собственных требований.
Но, так или иначе, педагог начинается с «умения
держать дисциплину».
Все мы по-разному понимаем слово «дисциплина»,
поскольку по-разному определяем тот набор
правил, которым дети должны следовать. К тому же у
всех нас разные амбиции. Одни хотят, чтобы
заданные правила выполнялись только в нашем
присутствии, другие — чтобы выполнение правил
становилось внутренней потребностью ребенка.
И все сталкиваются с определенными трудностями.
Главная трудность заключается в том, что
педагогу — в группе ли, в классе — постоянно
приходится противостоять стихийно
проявляющейся воле ребенка. Не одного ребенка, а
двадцати детей, а то и больше. И усталость после
рабочего дня связана вовсе не с тем, что ты
столько-то времени говорил, столько-то времени
скакал под музыку, а столько-то времени кидал мяч
или разливал суп. Усталость связана с
необходимостью заставлять других (детей) себя
слушать, побуждать скакать их вместе с тобой,
учить ловить брошенный мяч и добиваться этого, и
требовать такого поведения, чтобы тарелки с
разлитым супом не опрокидывались.
Иными словами, во время рабочего дня мы сильнее
всего устаем не от напряжения творческой мысли,
не от создания пособий, и даже не от выполнения
физической работы, а именно от противостояния
воль — своей и детских.
Это обстоятельство требуется признать и
взглянуть на него без ханжеского стеснения.
Только в этом случае к решению проблем с
организацией дисциплины можно будет подойти с
умом и сколько-нибудь технологично.
Статья опубликована при поддержке многопрофильного завода "ООО ФОРК".
Компания занимается производством воздухоохладителей (встроенных и
поверхностных), маслоохладителей МБ 20-30,
газоохладителей и их комплектующих – оребренных труб (спирально-навивных,
сварных, биметаллических) и трубных пучков (возможно изготовление по чертежам
заказчика). Высокое качество, соответствие ГОСТам и нормативным документам,
доступные цены. Узнать подробнее о компании, производимой продукции, цены и
контакты Вы сможете на сайте, который располагается по адресу:
http://vozduhoohladiteli.com/.
Технология,
конечно, как и советы «мастеров», порой разбивают
о реальность условий, в которые мы поставлены.
Ведь работать в переполненных группах гораздо
сложнее, чем в группах с
пятнадцатью-шестнадцатью детьми. Не очень
понятно, как высчитывалась и высчитывается норма
наполняемости. Определяют ее гигиенисты, видимо,
исходя из «квадратных метров», положенных на
маленького индивида. Они рассчитывают кубометры
воздуха на душу детского населения и возможность
вместить в группу то или иное количество столов и
при этом положить в угол ковер, обозначающий
пространство для игры.
Это в общем-то никуда не годится. Не то, что для
игры стелют ковер, а то, что нормы наполняемости
групп отданы на откуп гигиенистам, а психологи в
этом процессе никак не участвуют. Они в эту нишу
еще не пробились: слишком молода в нашей стране
практическая психология. А гигиенисты давно
отрастили длиннющую бороду — как у
Карабаса-Барабаса.
В середине 80-х годов в России (в Москве) появились
первые психологические консультации для
родителей. Их основательница, известный детский
психолог, профессор Алла Спиваковская в то время
вела семинар для педагогов — тоже один из первых
семинаров, рассказывающий учителям и
воспитателям о методах и приемах практической
психологии: как, к примеру, можно рассаживать
детей в классе, почему не всегда нужно сидеть за
партами (за столами), чем отличается позиция
педагога, стоящего за учительским столом («над
детьми»), и педагога, сидящего с ними в кругу,
когда глаза детей и взрослого находятся на одном
уровне. Почему одним детям важно, чтобы педагог
время от времени их ласково касался или держал за
руку, а другие могут обходиться без этого. Иными
словами, преподавала психологическую грамоту
педагогического поведения, давно уже ставшую
классикой в странах западного мира.
И педагоги с удовольствием «примеряли» на себя
различные позы по методике Вирджинии Сатир,
рефлексировали свои ощущения от бесед «глаза в
глаза», от ласковых поощрительных прикосновений
во время решения трудной задачи или публичного
отчета. И так это все их захватило, что они не
могли, просто не могли не воззвать: «Ну, скажите,
можно ли рассчитывать на то, что психология
когда-нибудь придет в школу?» Они, конечно, имели
в виду не персонифицированную психологию в виде
новой штатной единицы, а возможность
реализовывать принципы психологически
грамотного поведения. И Спиваковская тогда
ответила очень категорично: «Нет. Это совершенно
невозможно. Школа для этого не приспособлена. Она
решает другие задачи».
С этим можно поспорить. Хотелось бы поспорить.
Особенно, когда речь идет не о школе, а о
пространстве детского сада. Ведь тем, кому
однажды показали буквы и научили складывать их в
слова, почти невозможно разучиться читать. Для
этого нужно пережить мозговую травму.
И некоторые из нас прилагали и прилагают
титанические усилия, чтобы этот тезис — о
невозможности психологически грамотного
поведения педагога — был опровергнут.
Но это трудно, невероятно трудно. Возвращаюсь к
переполненным группам и к расчетам гигиенистов.
С точки зрения психологии детская группа,
позволяющая эффективно вести занятия, не может
превышать 8–12 человек.
По одной простой причине: такое количество детей
ведущий группы может держать в поле внимания,
видеть их почти одновременно. Добавь еще одного,
и этот «лишний» из поля выскочит. Значит,
информативность занятия для него автоматически
снизится — в силу того, что педагог не сможет
контролировать его внимание, захватить его.
Я думаю, что некоторые опытные педагоги способны
со временем расширить границы поля внимания и
контролировать группу детей в 13–15 человек. Не
могу сослаться на специальные исследования.
Исхожу исключительно из собственного опыта. Но
эти 15 никак не могут превратиться в 25, и тем более
— в 32.
В этом сложность. Огромная, почти непреодолимая
сложность. Поскольку 30 детей — это уже другая
арифметика и другая педагогика. В отношении
тридцати мы почти бессильны следовать принципу
«глаза в глаза». Тридцать мы скорее всего можем
только строить и водить шагом. Возможно — с
песнями и речевками. Речевка — это тоже из
области психологии, тоже
организационно-дисциплинарный метод. Но это
другая психология.
Хотя была же Мария Монтессори — с ее группами из
40 человек! И там, по свидетельству очевидцев,
царили редкий порядок и дисциплина.
Иными словами,
дисциплина — сложнейшая тема. Но очень важная
для организации педагогического процесса.
И мы постараемся, чтобы наши читатели могли
вынести для себя какой-нибудь сухой практический
остаток.
И мы, конечно, приглашаем всех желающих к участию
в разговоре.
Вот темы, которые мы
собираемся обсудить на страницах газеты
1. Тишина в группе: всегда ли она
нужна, и как ее добиться?
2. Поощрения и наказания: как и за что
вы наказываете детей? В каких случаях ваши методы
оказываются бездейственными? Есть ли наказания
эффективные, но недопустимые? Являются ли
поощрения и наказания двумя концами одной
педагогической палки?
3. Ваши методы удерживать внимание
детей на занятии. Как заставить детей себя
слушать? Что такое «организационный момент» в
вашем понимании?
4. Гигиенические навыки. Как вы учите
детей правильно мыть руки? Можно ли считать
ванную комнату образовательным пространством?
Как бороться с любителями побрызгаться?
Что делать с теми, кто вытирается чужим
полотенцем?
5. Детский сон. Можно ли говорить о
педагогической составляющей организации
дневного сна? Как заставить детей спать? Что
делать с «неспящими» старшими дошкольниками? Как
снизить болезненность этого режимного момента
для малышей, адаптирующихся к детскому саду?
6. Поведение во время игры с
игрушками и после игры. Как учить детей убирать
за собой игрушки? Что делать с теми, кто не хочет
подчиняться этому правилу? Что делать, если дети
конфликтуют из-за игрушек? Если они ломают
игрушки?
7. Вещи должны содержаться в порядке:
как добиться порядка в шкафчиках? Как сделать
так, чтобы дети перед сном аккуратно вешали
одежду на стульчики?
Возможно, вы и сами предложите какие-то
темы для обсуждения. Ждем ваших писем и
фотографий.
|