Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №20/2008

О новых подходах к оценке качества дошкольного образования

Окончание. Начало в № 17, 18, 19/2008

Развитие системы дошкольного образования

В настоящее время существуют различные формы поддержки более высокого качества предоставляемых услуг. Во-первых, это статус «центра развития»: в ряде регионов учреждения такого статуса получают большее финансирование по сравнению с остальными. Однако этот статус прежде всего связан со вполне определенными условиями, которым никак не сможет соответствовать какая-нибудь надомная группа или мини-сад, и в которых при этом могут замечательно развивать детей.

Во-вторых, это система грантовой поддержки, которая определяется в ходе конкурсов. Такая система существует в Красноярске, Москве, ряде других городов. Тут объявляются конкурсы, по результатам которых заведения-победители единовременно получают некоторую сумму. Однако интересы развития системы (а развитие подразумевает именно существенные, а не просто количественные изменения) требуют планомерной поддержки более качественных образовательных услуг, например, в форме коэффициента нормативно-подушевого финансирования. Такой коэффициент должен начисляться по итогам аттестации и аккредитации в том случае, если учреждение/организация обеспечивает высокий уровень качества образования.

Если в роли критериев качества образования выступают способности и развитие личности ребенка, не может идти речь о раз и навсегда определенных путях их развития и диагностики. Собственно, педагогическая и психологическая инноватика — это поиск новых путей и проявлений (а значит, диагностических инструментов) психического развития ребенка. Именно поэтому процедуры оценки качества и аккредитации должны быть открыты для появления новых образовательных систем, работающих в экспериментальном режиме. При неизменности критериев качества образования в эксперименте могут значительно варьироваться его показатели и используемый диагностический инструментарий. В качестве примера можно привести проекты социально значимой направленности, в рамках которых развитие коммуникативных способностей понимается как включение детей в широкий социальный контекст местного социума.

Таким образом, на повышенный норматив подушевого финансирования могут претендовать ОО/ОУ, обеспечивающие высокое качество образования и/или реализующие экспериментальную образовательную программу.

Служба независимой оценки качества на муниципальном уровне осуществляет аттестацию учреждений и организаций, включая проведение конкурсов на дополнительный «стимулирующий» коэффициент к нормативу подушевого финансирования.

Служба независимой оценки качества на региональном уровне осуществляет разработку регионального регламента работы муниципальных служб оценки качества дошкольного образования.

Участие гражданского сообщества в системе оценки качества дошкольного образования

Привлечение родителей как представителей гражданского сообщества для оценки качества образования вполне правомерно. Однако следует обратить внимание на то, что родительское сообщество какого-либо детского сада не обязательно является сознательным носителем гражданского заказа. Каждый в отдельности родитель может обладать своими, особыми ценностями и личными предпочтениями, его представления о качестве образования могут оказаться достаточно хаотичными или заданными прошлым опытом, бытующими стереотипами о дошкольном образовании. Кроме того, вовлечение родителей («не специалистов») в процедуру оценки качества образования достаточно болезненно воспринимается многими педагогами. Эти обстоятельства выдвигают особые требования к содержанию, форме и процедуре опроса родителей. По сути, такие опросы должны позволить не только получить от родителей обратную связь о развитии детей и их отношении к дошкольному учреждению/организации, но и развивать родительские представления о качестве образования.

Процедура опроса родителей является совершенно необходимой для выяснения оценки качества работы хотя бы потому, что неприятие родительской массой некоторых педагогических начинаний — даже при их явной прогрессивности — создает трещину между образовательной организацией и семьей, ведет к рассогласованию ценностей и методов, к созданию конфликтной напряженности. То есть не способствует качественной работе и снижает эффект образовательных усилий педагогов.

Это не означает, что от экспериментов нужно отказываться, если их не принимает родительская среда. Это означает, что любая инновационная деятельность требует работы не только на детей, но и на семью. Требует продумывания пропагандистской и разъяснительной деятельности.

Чтобы выявить реальную оценку родителей деятельности ДОУ и работающих в нем педагогов, процедура опроса родителей должна быть анонимной и тайной. Разработка методик родительской оценки работы отдельных педагогов — еще более тонкий момент. Совершенно исключена тотальная оценка педагога со стороны родителей по принципу «плохой — хороший — средний». Иными словами, нужно сказать, что привлечение родителей — всех участников процесса — к оценке качества работы ОО совершенно необходимо. Но должны быть разработаны корректные методики такого участия, учитывающие особенности родителей как заказчиков (их разный образовательный уровень, разные притязания и требования, разную степень понимания задач образовательного процесса).

Выскажите мнение

Уважаемые коллеги!

Мы приглашаем вас принять участие в дискуссии о проблемах качества образования. Считаете ли вы справедливым финансировать дошкольные учреждения в зависимости от уровня качества образования? Если нет, то почему?

Может быть, у вас есть опыт оценки качества образования, которое обеспечивают дошкольные учреждения, и этот опыт расходится или совпадает с описанными выше подходами, напишите нам об этом.

Если вы в своем городе, районе, регионе пытались создать службу независимой оценки качества образования, расскажите о том, что из этого получилось: удалось ли вам решить поставленную задачу? С какими проблемами вы столкнулись?

К чему, по-вашему, приведет установка на измерение качества работы отдельного педагога? Вообще: возможно ли это в реальности — измерить его?

!Мы напоминаем вам: с нового учебного года Минобразнауки РФ включило дошкольные учреждения в некоторые эксперименты по модернизации образования. Но это пока еще эксперименты. И от того, как вы к ним отнесетесь — поймете ли их, поддержите или нет — зависит дальнейшая судьба всей системы.

Рейтинг@Mail.ru