Современные дети, как и дети минувших эпох,
любят играть.
Но сегодня уже понятно: игра, как любая другая
социальная деятельность, требует обучения.
Педагоги и психологи все чаще отмечают: детская
игра оскудевает с точки зрения содержания и
двигательной активности. Но виноваты в этом в
первую очередь взрослые, не уделяющие игре
должного внимания, не умеющие организовывать
игры и с легкостью заменяющие их занятиями по
обучению счету и письму.
Научить ребенка играть можно только играя с ним.
Я знакомлю своих воспитанников с народными
подвижными играми своего детства с самого
раннего возраста, когда они только приходят в
детский сад.
Совсем не всегда на мой призыв «Давайте
поиграем» дети откликаются сразу и с
удовольствием. Особенно — на прогулке, которую
они считают своим личным временем и порой желают
избежать вмешательства педагога в свои дела. Я
тем не менее не оставляю попыток организовать
игру. Ведь стоит заинтересовать двух-трех
человек, и игра заражает всех остальных.
В результате дети моей группы знают и любят самые
разные подвижные игры и способны играть
самостоятельно, проявляя творческую активность
и изобретательность.
Вот несколько игр, которыми мне хотелось бы поделиться с коллегами.
Заря
Дети встают в круг, закладывая руки за
спину. Один из играющих — «заря» — ходит позади
круга с лентой, приговаривая:
Заря-зарница,
Красная девица,
По полю ходила,
Ключи обронила.
Ключи золотые,
Ленты голубые.
Кольца завитые —
За водой пошла!
С последними словами водящий
осторожно кладет ленту на плечо одному из
играющих и бежит по кругу. Игрок с лентой на плече
должен заметить «метку», схватить ленту,
побежать в другом направлении и постараться
достигнуть своего места раньше водящего. Если
это не удается, он становится зарей, и игра
повторяется.
Пирожок
Играющие встают друг за другом
цепочкой, ухватив предыдущего игрока за пояс.
Первый в цепочке — «булочник», последний —
«пирожок».
Водящий — «покупатель».
Покупатель подходит к булочнику и затевает с ним
разговор:
— Здравствуй, булочник-дружок! Не продашь ли
пирожок?
— Как не продать! Тебе выбирать!
— Продай самый вкусный — с яйцом и капустой! Вот
тебе рубли: один, два, три!
— Коль поймаешь, бери!
Покупатель бежит в конец колонны, пытаясь
схватить пирожок. Пирожок, в свою очередь,
старается добежать до головы цепочки и встать
перед булочником. Если ему это удастся, он сам
становится булочником, а покупатель остается
покупателем. Если покупатель осалит пирожок, он
становится булочником, а осаленный пирожок —
покупателем.