Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №21/2008

НОСИТ ОДУВАНЧИК ЖЕЛТЫЙ САРАФАНЧИК

Многие дети пяти-шести лет не имеют представления о том, что такое растение в целом и из чего оно состоит. Некоторые дошкольники, например, называют одуванчиком только соцветие растения, а растение с бутоном или только с листьями и стеблем одуванчиком уже не считают. Большинство детей также не знают, что корень тоже является частью растения. В их представлении растение — это только надземная часть. Работа с предлагаемым комплектом карточек позволяет ликвидировать такие пробелы в знаниях дошкольников. Кроме того, она помогает на конкретном примере дать ребенку понятие о целом и его частях, о сезонных изменениях в организме растения, о природных факторах, воздействующих на него и помогающих ему расти и размножаться.

Экологические игры Натальи Рыжовой

Комплект состоит из 15 карточек.

№ 1 — корень одуванчика в почве;
№ 2 — листья и цветоножка («стебелек»);
№ 3 — раскрытое соцветие;
№ 4 — бутон;
№ 5 — закрытое соцветие;
№ 6 — пчелы, опыляющие одуванчик;
№ 7 — «головка» одуванчика с семенами-парашютиками;
№ 8 — семена, разлетающиеся от ветра;
№ 9 — листья одуванчика (прикорневая розетка);
№ 10 — одуванчик под снегом зимой;
№ 11— солнце;
№ 12 — ветер;
№ 13 — ночь;
№ 14 — дождь;
№ 15 — снег.

Вариант 1

Цель работы с карточками — дать представление о разных частях (строении) растения и их функциях.

Объяснение материала можно построить следующим образом.

Жил на свете Одуванчик. Были у него листья-ручки, которые он тянул к солнышку». (Прикрепляем к стенду карточки № 9 и 11.)

Вопрос детям: «Что еще былo у Одуванчика?»

Если дети отвечают: «Цветок», воспитатель располагает над карточкой № 9 карточку № 3 и спрашивает, правильно ли составлен «Одуванчик». Получилось неправильно, поэтому воспитатель задает следующий вопрос-подсказку: «На чем растет цветок?» (прикрепляем карточку № 3 над карточкой № 2, карточку № 9 убираем) — и одновременно объясняет: «Еще у нашего Одуванчика было тоненькое тельце-стебелек, на котором держалась головка цветов». Воспитатель обращает внимание детей на то, что «головка» Одуванчика на самом деле не один цветок, а много маленьких цветочков, тесно прижатых друг к другу. Затем это можно показать на экскурсии.
Напомним детям: когда они нюхают цветок одуванчика, нос у них становится желтым. «В цветках одуванчика есть желтый порошок, мелкий, как пыль. Поэтому он называется «пыльца». А еще в цветах есть вкусный сок — нектар. Прилетит пчела попить вкусный сок (меняем карточку № 3 на карточку № 6) и испачкается в желтом порошке. Потом полетит искать вкусный сок на другом одуванчике, отряхнет там желтый порошок-пыльцу с лапок, и тогда вместо цветов появятся у одуванчика семена с пушинками-парашютиками. (Меняем карточку № 6 на карточку № 7.) Постарел наш Одуванчик, стал седым».

Статья опубликована при поддержке интернет-магазина лакокрасочных материалов "Краски на диване". Продажа лаков и красок для деревянных и минеральных фасадов, для бани и сауны, а также масла и воски, эмали, антисептики, шпатлевки, штукатурки, грунты, декоративные покрытия, растворители и отвердители. Подбор цвета он-лайн, доставка день в день. Посмотреть полный каталог, цены и сделать заказ Вы сможете здесь.

Вопрос детям: «Как вы думаете, для чего семенам Одуванчика нужны такие пушинки-парашютики?» Выслушав ответы, заключаем: подует ветер (прикрепляем рядом с одуванчиком карточку № 12), разлетятся парашютики с семенами по белу свету. Полетают-полетают, а потом опустятся на землю, и вырастут из них новые одуванчики — детки нашего Одуванчика (показываем карточку № 8). Составив Одуванчик из карточек (за исключением карточки № 1), задаем вопрос: «Чего еще не хватает нашему Одуванчику? Может, мы что-нибудь забыли?» Подсказка: «Откуда Одуванчик берет пищу, что держит его в земле?» (Прикрепляем под карточкой № 2 карточку № 1.) «У Одуванчика есть большой толстый корень, в нем он «запасает» пищу. А еще есть много маленьких корешков. С их помощью он сосет из земли воду и «пищу». Корень «держит» Одуванчик в земле».
В заключение анализируем рисунок Одуванчика в целом, указывая, из каких «частей» сложен одуванчик и какую роль они выполняют в жизни растения.

Задание детям: сложить одуванчик из своих карточек самостоятельно. Можно это сделать и с помощью воспитателя, который называет по очереди «части» одуванчика, а дети выбирают их из имеющихся карточек. Можно предложить детям нарисовать одуванчик с цветами и семенами и выделить на рисунке все части растения, о которых рассказал воспитатель. Пусть дети вспомнят другие растения и сами скажут, видели ли они у этих растений цветки, корни. Можно обратить внимание ребят и на комнатные растения.

Вариант 2

Цель работы с карточками: дать представление о сезонном развитии растения, о его связях с окружающей средой.

Этот вариант игры рассчитан на несколько занятий. Предложите детям понаблюдать за одуванчиком, который растет во дворе детского сада или возле их дома. Можно предложить им нарисовать рисунки по своим наблюдениям, зарисовать одуванчик в разное время года.
Занятие проводится в форме рассказа, по ходу которого воспитатель меняет на стенде карточки и задает детям вопросы.

Рассказ:

Ранней весной Валера и папа пошли на огород. Папа взял с собой большую лопату, а Валера маленькую. И только начали они копать, как Валерина лопатка уперлась во что-то твердое. Он позвал папу. «Это — корень одуванчика, — объяснил папа. — Он мешает расти на огороде другим растениям, надо выкопать его из земли». «Папа, — попросил Валера, — давай оставим корешок. Это будет мой одуванчик, я буду смотреть, как он растет». «Ну ладно, один оставим, тем более что он на краю огорода», — не стал возражать папа и продолжил копать землю.
А Валера решил для своего одуванчика сделать забор из палочек, чтобы не потерять его из виду. Теперь он знал, что в земле есть корень одуванчика. (Прикрепляем к стенду карточку № 1.) Через несколько дней папа с сыном опять пришли на огород, на месте корешка уже зеленели листочки. (Прикрепляем карточку
№ 9.
) Валера очень обрадовался, что его одуванчик начал расти, а папа ему объяснил, что весной начинают расти все растения, потому что греет солнышко. (Прикрепляем карточку
№ 11.
)
Прошло еще несколько дней, и Валерина семья в полном составе пришла на огород. Мальчик сразу бросился к своему одуванчику. Он опять не узнал его: кроме листьев, у одуванчика вырос стебелек, на верхушке которого сидел цветочный бутон. (Прикрепляем карточку № 4 над карточкой № 2.) Валера поискал другие одуванчики и увидел, что многие из них уже открыли свои желтые головки. «А мой почему закрыт?» — огорчился он. «Не унывай, уже немного осталось ждать», — заверила мама. И она оказалась права. Через день, когда Валера сам прибежал в гости к одуванчику, он увидел красивую желтую головку. (Меняем карточку № 4 на № 3.) Цветок был раскрыт навстречу солнцу, к нему летели пчелы, они садились на него, что-то искали, довольно жужжали и улетали. (Меняем карточку № 3 на № 6.) У некоторых пчел на ногах были желтые шарики. Валера нагнулся и понюхал цветок. Нос у него тут же стал желтым, как ножки у пчел, но он этого не заметил. «Мама, мой одуванчик расцвел!» — закричал мальчик с порога, вернувшись домой. «Я это сразу поняла, — улыбнулась мама, — у тебя нос желтый». «Почему?» — Валера вытер нос, отчего его ладошка тоже стала желтой. «Потому что у тебя на носу особый цветочный порошок. Он очень мелкий, как пыль, поэтому называется пыльцой, — объяснила мама. — Пчелы ищут в цветках одуванчика особый вкусный сок — нектар, который для них приготовлен. А когда пьют вкусный сок, могут испачкаться, как ты испачкался в желтом порошке». «Ну и что?» — недоумевал Валера. «А то, что ты меня не дослушал, — недовольно поморщилась мама. — Пчелы попьют сок на одном цветке, испачкаются в его порошке-пыльце, полетят на другой цветок — тоже сладкий сок пить. А порошок с их лапок упадет на этот цветок, и через некоторое время на месте цветка появится семя-парашютик». «Только бы мне не прозевать, когда появятся эти парашютики», — подумал Валера.
Прошло несколько дней, солнышко грело все жарче, а дождика не было и не было. Валерин одуванчик наклонил головку, уронил листик на землю, совсем плохо ему стало без воды. Но вот наконец солнышко закрыла большая туча (меняем карточку № 11 на карточку № 14) и пошел долгожданный дождь. Умылся одуванчик, напился, стал опять красивым и сильным. Наступило лето, и Валера обнаружил, что его одуванчик опять изменился. Поседел одуванчик, постарел. (Вместо карточки № 3 ставим карточку № 7.) Вместо цветов появились у него семена, пушистики-парашютики. Однажды подул сильный ветер (прикрепляем карточку № 12), и полетели семена-парашютики в разные стороны. «Мам, наш одуванчик стал совсем лысым, ни одного волоска-парашютика на голове не осталось», — засмеялся Валера, когда увидел, что одуванчик в который раз изменился. «Зато у него теперь много деток вырастет в других местах, — заметила мама и, улыбнувшись, добавила: — Особенно на нашем огороде». (Прикрепляем карточку № 8 вместо карточки № 7.)
Потом Валера уехал к бабушке, а одуванчик остался один. Летом он стал опять похож на себя весеннего, потому что у него остались только листья. (Убираем карточки № 8 и 2, прикрепляем карточку № 9.) Правда, листья стали побольше и потемнее. К осени они увяли, пожелтели, упали на землю. Вернулся Валера домой, сразу побежал проведать одуванчик.
А там опять один корешок в земле остался, крепко сидит. «Теперь он опять стал очень толстым, таким же, как ранней весной», — сказала мама. «Он что — толстеет?» — удивился Валера. «Конечно, корешок может толстеть и худеть, — подтвердила мама. — После того, как парашютики улетели, корешок начинает толстеть — запасать пищу на зиму. Для этого ему нужна пища, которая находится в земле. Мы с тобой запасаем на зиму картошку в подвале, помидоры в банках, а одуванчик запасает пищу в своем корне. Чем больше запасы — тем толще корень. Если жучки разные подземные не сгрызут осенью, то к весне из этого корешка появится новый стебелек, новые листочки. А чтобы листочки-цветочки могли расти, корешок отдает им всю еду, которую с осени припас. И чем больше становятся листья, стебель, тем больше худеет его корень. Летом он совсем худеньким бывает. Запасов в нем почти не остается». «Как и у нас в погребе, мы ведь к лету тоже все съедаем», — добавил Валера. «Конечно, — согласилась мама, — похудеет корешок, разлетятся парашютики-семена по белу свету, он начнет опять толстеть, пищу для будущего одуванчика запасать. И так каждый год».
«Значит, мой одуванчик на следующий год опять вырастет?» — обрадовался Валера. «Да, все повторится. Зиму он проведет под снегом (прикрепляем карточки № 10 и 1), а весной на этом месте вырастет красивый одуванчик, очень похожий на твой первый. Потому что такая жизнь у одуванчиков. И не только у них, но и у других растений», — закончила свой рассказ мама.

Закрепление материала

Вопросы:

а) Что нужно для того, чтобы вырос одуванчик?
б) Как менялся одуванчик (весной, летом, осенью, зимой)?

Дети выполняют задание при помощи карточек.

Вариант 3

Объединяет цели и задачи предыдущих вариантов.

Составляем одуванчик из карточек, проговаривая по ходу работы, из каких частей он состоит и для чего они нужны.

Объясняем, что необходимо одуванчику для роста.

  • Солнышко: одуванчик начинает расти, когда становится тепло, а в листьях одуванчика есть специальные зеленые «зернышки», в которых только на солнышке может «готовиться» особая пища для одуванчика (по ходу рассказа появляются соответствующие карточки) (карточка № 11).

  • Ветер: разносит легкие семена одуванчика. А чтобы они могли летать, у семян есть специальные парашютики-пушинки. Если бы у одуванчика были не семена-парашютики, а семена в ягодах, они были бы тяжелыми, и ветер не смог бы их унести (карточка № 12).

  • Пчелы и другие насекомые: переносят пыльцу с одних цветов на другие; без этой желтой пыльцы-порошка не могут появиться семена (карточка № 6).

  • Дождь: одуванчик должен пить воду, его поит и дождик, и подземная вода, иначе он засохнет. Напомним детям, что и комнатные растения мы постоянно поливаем, чтобы они не засохли (карточка № 14).

  • Почва: это «живая земля», в ней растет корешок одуванчика, он крепко держит одуванчик в земле и «кормит» его. Чем богаче земля-почва, тем больше еды для одуванчика (карточка № 1).

  • Снег: зимой снег укрывает землю белым одеялом, под которым корешку одуванчика не холодно. Если бы снега не было, корень мог бы погибнуть от сильных морозов, «замерзнуть» (у него ведь нет теплой шубы и варежек, как у нас), и из него уже не выросли бы листья и цветы (карточки № 10 и 15).

Обратим внимание и на то, что цветущий одуванчик изменяется в течение суток, он бывает разным ночью и днем. (Для объяснения материала карточки № 1, 2, 3, 11 выставляем на стенд. Затем карточку № 11 заменяем на карточку № 13.) Солнышко исчезло, наступила ночь. Что будет с цветком одуванчика? (Меняем карточку № 3 на № 5.) Цветок закрылся. Почему? Ночью не летают пчелы, не переносят порошок-пыльцу с цветка на цветок, он и закрывается, «спит».
А когда появляется солнышко, цветы раскрываются. Закрываются и открываются цветы одуванчика в одно и то же время. Кроме того, цветы одуванчика закрываются и в дождливую погоду. (Если мы карточку № 13 заменим на карточку № 14, то одуванчик не изменится.)

Использование комплекта карточек для проверки знаний

Варианты заданий:

1. Сложить из разных карточек одуванчик и назвать его части.

2. При помощи замены карточек показать, как изменяется одуванчик в разное время года. (Карточки может менять воспитатель, а ребенок должен соответствующим образом менять внешний вид одуванчика.)

3. Показать, как выглядит одуванчик днем и ночью, в солнечную и дождливую погоду.

4. Сложить из карточек одуванчик и разложить вокруг него картинки, изображающие то, что нужно одуванчику, чтобы он мог расти. Объяснить, для чего нужны одуванчику солнце, ветер, земля-почва, пчелы, снег, дождь (вода).

Более сложное задание: воспитатель изготавливает карточки с изображением другого растения и просит ребенка выполнить задания, которые он выполнял по комплекту «Одуванчик».

Правильно выполненные задания означают, что дети усвоили, из каких частей состоят одуванчик и другие растения, как одуванчик изменяется (развивается) в течение года и какие условия нужны для его существования.

Рейтинг@Mail.ru