Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №21/2008

Обучение грамоте в образах и движениях

Продолжение. Начало см. в № 18, 19, 20/2008

Рисунок М.Овчинниковой

Рисунок М.Овчинниковой

Часть вторая. Буква Й. Буквы Я, Е, Ё, Ю

Занятие 1. Буква Й

Занятие начинается с игры на внимание.

Затем проводится игра с чтением карточек или с пропеванием звуков, по выбору педагога и детей. По ходу каждой игры педагог задает детям вопросы: «Как называются звуки, состоящие из голоса?»; «Какие гласные звуки вы умеете выделять?»; «Буквы для каких звуков вы обнаружили во время путешествия?» и т.п. Затем педагог предлагает детям послушать новую сказку.

Текст для чтения или рассказывания

Сказка про Колдунью, которую учили читать

Жила-была на свете Злая Колдунья. По правде говоря, она была не очень злая, да и колдовать как следует не умела. Но поскольку особенно доброй ее тоже нельзя было назвать, а как-то звать все-таки надо было, то и решили: пусть считается злой. За всю свою колдовскую жизнь Колдунья совершила только один по-настоящему злой поступок — когда была маленькой девочкой.

Дело в том, что в детстве у Колдуньи была очень строгая бабушка. Она мечтала сделать из маленькой Колдуньи знаменитую волшебницу и каждый день заставляла ее разбирать колдовской букварь. С завтрака до самого обеда маленькая Колдунья сидела за кухонным столом, заваленным сушеными мушиными ножками (бабушка варила из них эликсир бодрости), водила линейкой по строчкам и повторяла: «А-а-а! Б-б-б!». Для эликсира бодрости надо было нащипать ровно 435 мушиных ножек. На 249-й ножке бабушка все время сбивалась со счета и начинала сердиться: «И что это за чтение! А-а-а! Б-б-б! Никакой четкости, никакой выразительности! А скорость-то, скорость! Ты черепахой хочешь стать или волшебницей? Ну-ка, читай еще раз!». И бабушка начинала снова пересчитывать мушиные ножки, а маленькая Колдунья опять принималась за свое букварное мучение.

Как-то раз она прочитала страницу с буквой а, страницу с буквой б, страницы с буквой в и с буквой г. Потом одолела страницы с буквами д, е, ж, з, и. Но когда дошла до страницы с буквой й («и краткое»), терпение у нее лопнуло. (Педагог показывает детям картинку с буквой й.) «И краткое» была десятой буквой алфавита. А десять — это о-го-го как много! И маленькая Колдунья решила, что с нее хватит. «Ах ты, плохая десятая буква! — сказала она, чуть не плача. — Сейчас я тебя... я тебя... ЗАКОЛДУЮ!» Схватила она букву й («и краткое») и решила так спрятать, чтобы никто никогда ее не нашел. Но не так-то легко это сделать, если по колдовскому букварю ты научился разбирать только девять букв!

Буква «и краткое» обозначала звук [i]. Чтобы ее правильно читали и не путали с буквой и, «и краткое» носила на голове берет. (Педагог опять обращает внимание детей на картинку.) И куда бы Колдунья букву ни прятала, этот берет отовсюду торчал. Попыталась засунуть букву й («и краткое») в пузырек с йодом — не смогла завинтить крышечку: берет мешает! Решила пристроить й («и краткое») одному знакомому йогу, но тот носил чалму и берет был ему совершенно не нужен. Хотела спрятать й («и краткое») в баночке с йогуртом, но берет все время всплывал на поверхность, напоминая червяка. Такой йогурт никто бы не стал есть — так неаппетитно он выглядел.

Тут Колдунья, которую учили читать, так разозлилась, что сама проглотила свой заколдованный йогурт. И что же? У нее ужасно заболело горло! Она даже «Ай! Ой! Уй!» громко кричать не могла. Бабушке пришлось отложить мушиные ножки и вызвать доктора.

Доктор пришел, велел Колдунье открыть рот и увидел, что в горле у нее, словно кость, застрял берет от буквы й («и краткого»). Взял он пинцет, ухватил им берет и вытащил на свет божий. Вместе с буквой. «И краткое» положили обратно в букварь, а маленькой Колдунье прописали успокоительную микстуру, настоянную на тараканьих усах. Бабушка очень обрадовалась такому рецепту и добавила от себя примочки из лягушачьих лапок, а также притирки из крысиных хвостов. Это служило ей утешением: раз маленькая Колдунья не может хорошо учиться, пусть хоть лечится!

С тех пор Колдунью и прозвали Злой: трудно быть доброй, если по три раза на дню надо пить всякую гадость! Букварь читать — и то лучше было!

Задание для детей

Нужно нарисовать картинку к сказке.

Картинки вывешиваются на выставке. Дети объясняют, что они нарисовали. Дома можно нарисовать еще одну картинку.

Занятие 2. Буква Й

Занятие начинается по уже привычной схеме: проводится ритмическая игра или игра на внимание. Затем — игра с чтением букв на демонстрационных карточках.
Затем педагог и дети рассматривают картинки, размещенные на выставке (нарисованные на предыдущем занятии и дома) и восстанавливают содержание сказки про Злую Колдунью, заколдовавшую букву «и краткое».

Беседа с детьми

«Какую букву решила заколдовать маленькая Колдунья? Какой звук обозначает буква й? Куда пыталась спрятать букву Колдунья, которую учили читать? С какого звука начинаются слова «йод», «йогурт», «йог»? Как вы думаете, зачем буква й носит берет? (Принимаются любые фантастические версии.)
Версия педагога: «Буква й носит берет, чтобы не мерзнуть:

Чтоб не мерзнуть на рассвете,
Ходит буковка в берете.

Это и есть волшебные слова, которые помогут изобразить знак для звука [i]».

Задания для детей

1. «Нарисуйте большую разноцветную букву й («и краткое»)».

2. «Придумайте слова, которые оканчиваются на звук [i]».

Словарик: чай, репей, случай; получай, назначай, включай, передай, сделай, обедай, засыпай.

3. «Попробуйте спеть звук [i]. Не получается? Наверное, у вас в горле, как у маленькой Колдуньи, застревает берет! Не расстраивайтесь. Так и должно быть.

В отличие от звуков [а] [о] [у] [э] (наших старых знакомых) звук [i] не умеет петь. Он не является гласным. Но он очень нужен».

4. «Вспомните, как постанывала Колдунья, которую учили читать, когда у нее в горле застряла буква й: «Ай! Ой! Уй!» Кто сможет сложить эти слова из букв на карточках?» (Задание выполняют несколько детей, которых вызвал педагог.)

5. «Нарисуйте в альбоме любое слово, составленное из карточек. Какая буква не сумела встать в пару с буквой й и составить с ней слово? (Буква ы.) Почему?» (Буква ы никогда не встречается в начале слов.)

Занятие заканчивается звуковыми играми (одна-две игры по выбору.)

Домашнее задание для желающих: на альбомном листе нарисовать много разноцветных буковок й.

Занятие 3. Буквы Ё, Я, Е, Ю

Занятие начинается со звуковых игр и игр с карточками или буквами на кубиках. Дети распознают буквы, складывают из них слова-междометия. Затем педагог предлагает послушать еще одну сказку.

Текст для чтения или рассказывания

Буквоедская сказка

Жил-был на свете мальчик Петя. Он очень любил рисовать. Петя рисовал деревья, машины, домики, вертолеты, солдат, собаку Пальму и кота Тигрика. А еще Петя умел рисовать некоторые буквы: букву а, и букву о, и букву у, и букву э. И даже букву ы, хотя она такая трудная! У нее кругленький животик и палочка, чтобы опираться, когда по строчке ходишь.
Петя любил, чтобы у него в рисунках был порядок. Машины, когда нужно было, ездили по улицам. А в другое время стояли в гаражах. И вертолеты отдыхали от полетов на аэродроме. Собака Пальма спала в будке, а кот Тигрик — в большой корзинке на коврике. Только буквы были какими-то бездомными.
Взял как-то Петя листочек бумаги и нарисовал домик, чтобы им было, где жить.
В домике пять окошек. Из каждого окошка буква выглядывает, песенку поет, а из трубы на крыше дым идет.

(Педагог показывает детям картинку, на которой нарисован домик с окошками и «поющими» буквами.)

Прошло несколько дней, и Петя научился рисовать новую букву — букву й в новеньком берете. Буква й погляделась в зеркальце, представилась обитателям нарисованного домика и спросила:
— Где бы мне погулять?
Ведь если некуда пойти погулять, берет совершенно не нужен. А буква «и краткое» так им гордилась.
Тогда Петя быстро нарисовал большой зеленый лес. Там росли грибы и ягоды, и можно было дышать свежим воздухом. Петя даже не догадывался, что в этом лесу недавно поселится страшный, лохматый, горбатый, бородатый Дед-Буквоед1. Раньше Дед-Буквоед жил в другой сказке, а потом та сказка счастливо закончилась. Буквоеду больше некого было пугать. Теперь он сидел без дела в лесу, ковырял в носу и думал, как бы ему буквы в лес заманить и суп из них сварить.
Думал-думал и придумал.
Раздобыл себе красную шапочку, взял в руки корзиночку, пришел к буквенному домику, сел под окошечко и давай причитать тоненьким голоском:

— Ах, я бедная-бедная крошка!
Как пойду я одна по дорожке?
Как до бабушки я добегу?
По пути заблудиться могу!

Добрые буквы из домика высыпали, Деда-Буквоеда окружили, на все лады его утешают, слезки вытирают:

— Не плачь, бедная-бедная лапочка!
Не плачь, девочка в красной шапочке!
Мы пойдем через лес с тобой,
Чтоб не страшно было одной.

Дед-Буквоед одним глазом плачет, а другим смеется: как легко он буквы обманул! Решили буквы «Красную Шапочку» через лес проводить. Буква й («и краткое») ее за руку берет, буква о впереди идет, буква ы охраняет тыл, буква э веселит изо всех сил, буквы а
и у помогают кричать «Ау!».

Повел Дед-Буквоед буквы в лес. Идет и бормочет:

— Буквоед! Буквоед!
Что ты сваришь на обед?

Спросит и сам себе отвечает:

— План твой был совсем не глуп:
Буквы ты положишь в суп!

Буквы его спрашивают:

— Красная Шапочка! Что это ты говоришь?

А Буквоед отвечает:

— Это я песенку пою. Для храбрости.
Пришли к избушке. Никакой бабушки там нет и отродясь не было! Зато в печи огонь горит, на огне котел кипит. Сорвал Дед-Буквоед с головы красную шапочку, схватил сачок и давай буквы ловить. Поняли а, о, у, э, ы, й, что их обманули. Испугались — да поздно! Лишь подружка буква ы быстро прыгнула в кусты. Всех остальных Буквоед схватил, посолил, березовым соком залил и в котел опустил. Ложкой помешивает, живот свой поглаживает, ждет, пока буквы сварятся.
В это самое время Петя из детского сада вернулся. Посмотрел на картинку, видит — никто больше в домике не живет, песни не поет. А над лесом — гроза собирается, буквенный дым поднимается!
Схватил Петя свой игрушечный пистолет и побежал буквы спасать — даже переодеться не успел. Ворвался в избушку, наставил пистолет на Буквоеда и кричит:
— Ах ты, гадкий Буквоед! Не получишь свой обед!
Буквоед увидел Петю и испугался! Сильно-сильно задрожал и быстро-быстро убежал.

Задания для детей

1. «Нарисуйте картинку к сказке».

Детские рисунки вывешиваются на выставке.

Домашнее задание для желающих: нарисовать новые картинки или доделать ту, что начали на занятии.

Занятие 4. Буквы Ё, Я, Е, Ю

Занятие начинается со звуковых игр. Затем проводится игра, во время которой дети распознают буквы на карточках и читают слова-междометия. Арсенал игровых пособий можно пополнить крупными кубиками.
Можно предложить детям пользоваться персональными наборами кубиков.
Например, педагог показывает карточку с какой-нибудь буквой и говорит: «Найдите такую же!» Или педагог беззвучно имитирует произнесение гласного звука, а дети должны найти кубик с буквой, которой можно изобразить этот звук.
Затем педагог предлагает еще раз рассмотреть рисунки, нарисованные к сказке. Ведь к ним добавились новые картинки. Что на них изображено?
Рассматривая картинки, дети восстанавливают сюжет сказки.
После этого педагог рассказывает сказку дальше.

Текст для чтения или рассказывания

Буквоедская сказка (продолжение)

Схватил Петя свой игрушечный пистолет и побежал буквы спасать — даже переодеться не успел. Ворвался в избушку, наставил пистолет на Буквоеда и кричит:
— Ах ты, гадкий Буквоед! Не получишь свой обед!
Буквоед увидел Петю и испугался! Сильно-сильно задрожал и быстро-быстро убежал.
А по дороге котел уронил, буквенный суп, что варил, разлил!
Вывалились вареные буквы из котла. Смотрит Петя на них — не узнает. Нет ни а, ни о, ни э, ни у. И буква ы куда-то пропала. Вместо них стоят перед Петей какие-то незнакомые знаки. (Педагог показывает детям картинки с изображением новых букв.) Петя спрашивает:
— Здравствуйте! Вы кто?
Незнакомые буквы ему отвечают:
— Мы — я, ё, е и ю!
Посмотрел Петя внимательно, прислушался и догадался: пока буквы а, о, э, у варились, к каждой из них приклеился кусочек буквы «и краткое» вместе со своим звуком [i]. Получились совсем новые буквы. Каждая по целых два звука в себе хранит.

Зашумованная картинка

Зашумованная картинка

В букве я сидят звуки [i] и [а], в букве ё — звуки [i] и [о], в букве е — звуки [i] и [э], в букве ю — звуки [i] и [у]. Вот чудеса!
Пошли они домой. Буква ы, что в кустах пряталась, тоже с ними пошла.
Дома папа остро-остро наточил Пете карандаш, и он в каждом окошке нарисованного домика очень красиво написал а, о, у, э вместо тех букв, что в котле сварились и в я, ё, ю, е превратились. Двузвучным буквам Петя построил домик по соседству. Тоже с треугольной крышей и с трубой.
Потом Петя обнес двор заборчиком и у ворот поставил сторожевую будку. В будке поселилась буква й («и краткое»), которую пришлось написать еще раз, но ей это только на пользу пошло — такая она стала ладная да красивая. Стали они жить-поживать, друг друга не обижать. А Петя на них любовался и красиво писать старался!

Домашнее задание для желающих — нарисовать картинку к сказке.

Занятие 5. Буквы Ё, Я, Е, Ю

В начале занятия проводится ритмическая игра и игра на распознавание букв.
Затем дети и педагог разглядывают картинки на выставке и вспоминают содержание сказки, рассказанной на предыдущем занятии.
Педагог спрашивает, кто из детей запомнил название новых букв, предлагает найти карточки с их изображением. Показывает в быстром темпе карточки с новыми буквами, а дети должны их называть.

Предлагаются новые игры.

«Найди букву на ощупь».

Выбирается «жмурка», которому завязывают глаза. Перед ним раскладывают трафареты букв, сделанных из проволоки или картона. Среди этих букв он ощупью должен найти ту букву, которую назовет водящий.
Игра имеет несколько степеней сложности и различные варианты.
Начинать надо с двух букв, увеличивая их численность.

«Разложи буквы в нужном порядке».

Педагог приглашает к доске или в центр круга (в зависимости от выбранной им позиции) какого-нибудь ребенка. Перед ребенком — карточки с известными буквами. Педагог называет буквенный ряд: «А, о, э». Ребенок должен запомнить последовательность букв и выложить на условленном месте карточки с названными буквами.
Чем длиннее ряд, тем выше нагрузка на краткосрочную память.
Эту же игру можно проводить в виде командного состязания.
Команды соревнуются по очереди. Сначала на старте строится одна команда. Педагог называет буквенный ряд. Играющие по очереди бегут к условному месту и выкладывают по одной букве — пока не выстроится весь названный ряд. Затем выступает другая команда. При подведении итогов учитывается время выполнения задания и количество допущенных ошибок.
Игру можно усложнить еще больше, если дети будут иметь дело с рельефными буквами и работать с закрытыми глазами.
С завязанными глазами играющие не смогут бегать. Поэтому соревноваться могут пары играющих, заранее занявших позиции у демонстрационных столов или у доски.

«Разложи буквы в два ряда».

Соревноваться могут как два игрока, так и команды. Из общего набора букв одной команде надо выбрать те, которые обозначают гласный звук, другой — гласный и звук [i].
Играть можно как с открытыми, так и с закрытыми глазами.


1 Персонажа по имени Буквоед придумал Михаил Раскатов в сказочной повести «Пропавшая буква».

Рейтинг@Mail.ru