Ребенок двигается неловко и шумно,
объясняла Мария Монтессори, потому что не умеет
иначе. Нужно знакомить его с различными
степенями неподвижности, ведущей к тишине. Для
этого педагоги «Домов ребенка» использовали
специальные упражнения.
Например, дети получали задание встать со стула
шумно, а потом — тихо, не делая резких движений,
не двигая стул и не раскачивая его.
Также детей учили ходить на цыпочках. На полу в
комнате каждого «Дома ребенка» обязательно
существовала начертанная линия. (Сегодня ее
выкладывают цветным скотчем.) Ребенок по просьбе
учительницы должен был пройти вдоль линии на
носочках так, чтобы его почти не было слышно.
Упражнение могло усложняться: требовалось
бесшумно двигаться на цыпочках между стоящих в
некотором беспорядке стульев, не задевая их.
Точно так же детей специально тренировали в
умении бесшумно передвигать предметы на полках,
осторожно брать их оттуда и ставить на место —
обязательно на то же самое место.
Иногда в группе устраивали «уроки тишины» —
договаривались разговаривать только шепотом.
Это условие выполняли не только дети, но и
учительница. В результате каждый ребенок должен
был стараться расслышать ее слова, произносимые
издали. Это, по мнению Монтессори, требовало от
него настороженного внимания, готовности ловить
звуки.