Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №22/2008
У практиков и управленцев дошкольного образования время от времени возникают проблемы, которые не решить без помощи государства и представителей высшей власти.
На вопросы о перспективах развития дошкольного образования отвечает Оксана СКОРОЛУПОВА, консультант Отдела развития и нормативного регулирования общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации.
От себя добавим: Оксана Алексеевна — редкий сегодня человек в министерских эшелонах, которому до дошкольного образования есть дело.

Наши злободневные проблемы

Оксана СКОРОЛУПОВА

В последнее время регионы предприняли титанические усилия для увеличения количества мест в государственных детских садах.
С точки зрения цифр и демографической динамики эти усилия не привели к желаемому результату. Внутренние ресурсы практически исчерпаны, а очереди не сокращаются. В некоторых крупных городах они даже увеличиваются. Есть ли, по-вашему, выход из этой ситуации?
Планируется ли Министерством образования и науки РФ разработка федеральной целевой программы по расширению сети дошкольных образовательных учреждений, в которой будет предусмотрено целевое выделение средств федерального бюджета регионам на строительство и укрепление материальной базы данных учреждений образования?

Решение вопроса о целесообразности разработки федеральной целевой программы поддержки дошкольного образования, предусматривающей выделение субсидий из федерального бюджета на строительство (реконструкцию) зданий дошкольных образовательных учреждений, является компетенцией Правительства Российской Федерации.

В настоящее время, пока Минобрнауки России не получило данное поручение Правительства, более целесообразно предусмотреть меры по обеспечению доступности дошкольного образования в рамках уже существующих федеральных целевых программ (например, федеральных целевых программ «Социальное развитие села до 2010 года», «Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2007–2015 годы», «Юг России» (2008–2010 годы) и др.).

Кроме того, возможно предусмотреть софинансирование из средств федерального бюджета программ регионального развития, разрабатываемых субъектами Российской Федерации, используя механизмы бюджетного регулирования, закрепленные в Бюджетном кодексе Российской Федерации.

В соответствии с Бюджетным кодексом, при недостаточности собственных источников финансирования бюджеты субъектов Российской Федерации вправе получить финансовую поддержку из федерального бюджета в порядке компенсации дополнительных расходов через фонд компенсаций и фонд софинансирования. Эти фонды формируются при разработке проекта закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

В свою очередь, при недостаточности средств местных бюджетов для выполнения расходных обязательств по предоставлению общедоступного и бесплатного дошкольного образования муниципалитет вправе получить финансовую поддержку из регионального бюджета.

Это подтверждается и соответствующими определениями, сформулированными в постановлении Конституционного суда Российской Федерации от 15 мая 2006 г. № 5-П.

Когда речь заходит о расширении сети за счет внебюджетных организаций, региональные управленцы, как правило, реагируют двумя способами. Первый: не желают об этом слушать. Негосударственные детские сады воспринимаются чуть ли не как «вражеские» структуры. Второй способ реакции: управленцы рассказывают о своих усилиях по выведению из тени и легализации «домашних детских садов» и «гувернерских групп», которые разбиваются о существующую нормативно-правовую базу. Можно ли это прокомментировать?

С целью более полного удовлетворения потребностей населения в услугах дошкольного образования у субъектов Российской Федерации в настоящее время существуют достаточные нормативно закрепленные полномочия для внедрения новых организационных форм дошкольного образования. Так называемые «семейные детские сады», надомные или гувернерские группы, семейные клубы, социальные игровые комнаты могут в настоящее время быть организованы как структурные подразделения муниципальных или государственных ДОУ, которые должны будут обеспечивать указанные формы квалифицированными кадрами, осуществлять психолого-педагогическое сопровождение их деятельности и контроль за нею с целью обеспечения достаточно высокого качества предоставляемых услуг. Следует, однако, отметить, что такие «семейные детские сады» и «надомные группы» нельзя отнести к внебюджетным.

Положительный опыт организации «надомных групп» или «групп семейного типа» реализуется с 2003 года в Челябинской области. Здесь разработано Примерное положение о порядке организации групп семейного типа при муниципальных дошкольных образовательных учреждениях, утвержденное Главным управлением образования и науки Челябинской области (в настоящее время — Министерство образования и науки Челябинской области) и согласованное с ФГУ «Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Челябинской области». В указанном Примерном положении определяется порядок создания, организации работы и финансирования группы семейного типа. В качестве приложения к Примерному положению разработана форма акта приема жилого помещения к эксплуатации в качестве группы семейного типа, который составлялся комиссией в составе представителей органа управления образованием (как правило, председателя комиссии), органов санэпиднадзора, органов пожарного надзора, а также представителя администрации образовательного учреждения, при котором организовывалась группа семейного типа. Также по согласованию с министерством разработано и успешно применяется в педагогической практике положение о филиале дошкольного образовательного учреждения.

Опыт организации «семейных детских садов» реализуется с 2007 года в Москве. Семейные детские сады создаются в системе Департамента образования города Москвы на основании постановления Правительства Москвы от 30.10.2007 г. № 951-ПП «Об утверждении примерного положения об организации деятельности семейного детского сада» (приложения).

В январе 2008 года был открыт первый семейный детский сад, с сентября их стало 83. В семейных детских садах воспитывается 281 ребенок.   Наиболее  востребованны они в Центральном (19), Юго-Западном (16) и Западном (13) округах.

Семейные детские сады позволяют решить несколько задач:

— предоставляют многодетным родителям возможность трудоустройства, не прерывая процесса воспитания детей,
— оказывают существенную материальную поддержку многодетным семьям,
— сокращают очередность в детские сады, 
— значительно меняют менталитет матерей, которые проходят подготовку перед началом своей деятельности, изучают образовательные программы, вместе с детьми посещают ряд занятий непосредственно в саду,
— дают возможность домашним детям для более полного развития.

Людмила Николаевна Гостева, имеющая четверых детей и высшее техническое образование, одна из первых в Центральном округе Москвы открыла  семейный детский сад. Она пишет: «Когда я познакомилась с программой «Первые шаги», поняла, что раньше воспитывала своих малышей непоследовательно. Из методических книг, которые мне выдают в детском саду, я узнала много нового и поняла, что теперь хочу получить второе высшее образование — педагогическое».

Главным «пугалом» для расширения сети за счет внебюджетных организаций на сегодняшний день являются СанПиНы и Роспожнадзор. Их требования оказываются непреодолимыми для маленьких надомных садиков. Должны ли эти нормы, на ваш взгляд, пересматриваться? От кого зависит инициатива разработки новых СанПиНов — с учетом новой ситуации в дошкольном образовании и реформистской установки на создание рынка дошкольных образовательных услуг?

В целях реализации Федерального закона от 1 декабря 2007 г. № 309-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта» Минобрнауки России должно разработать федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и к условиям ее реализации.

Среди условий реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования особое место занимают санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. Действующие в настоящее время «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. СанПиН 2.4.1.1249-03» (утверждены постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 26 марта 2003 г. № 24) имеют ряд существенных недостатков. Во-первых, они разработаны только для одного вида дошкольных образовательных учреждений — детского сада, и мало подходят для организации деятельности остальных семи видов ДОУ, утвержденных новой редакцией Типового положения о дошкольном образовательном учреждении: детского сада для детей раннего возраста; детского сада для детей предшкольного (старшего дошкольного) возраста; детского сада присмотра и оздоровления; детского сада компенсирующего вида; детского сада комбинированного вида; детского сада общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развития детей; центра развития ребенка — детского сада.

Во-вторых, действующие СанПиНы внутренне противоречивы и порой содержат требования, не отражающие нашей действительности, например, применяемых в практике работы ДОУ современных моющих и дезинфицирующих средств, использования продуктов питания, производимых в данной местности, и т.п.

В-третьих, требования СанПиН нередко противоречат требованиям Роспожнадзора, предъявляемым к пожарной безопасности зданий ДОУ и требований МЧС по обеспечению антитеррористической безопасности дошкольных учреждений.

Таким образом, безусловно, действующие СанПиНы требуют существенной переработки. Это планируется сделать в 2009 году в рамках проекта Федеральной целевой программы развития образования Российской Федерации на 2006–2010 годы.

Считаете ли вы, что появление новых форм — не только содержательно новых, но и устроенных на иных финансово-экономических основаниях — и создание ситуации конкуренции между образовательными учреждениями может оказать серьезное влияние на изменение качества дошкольного образования?

Перспективным с точки зрения совершенствования организационно-правовых форм организации дошкольного образования является переход к форме автономных учреждений. Автономные учреждения активно развиваются в Тюменской области. Здесь из 486 образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, 257 являются автономными учреждениями, из них 162 функционируют в городах и поселках городского типа, 95 — в сельской местности. Организация автономных учреждений дошкольного образования позволяет более активно привлекать родителей воспитанников к непосредственному участию в управлении дошкольным учреждением образования через систему попечительских, общественных и управляющих советов. В свою очередь, дошкольное учреждение становится более открытым к общественным запросам, ожиданиям родителей из разных слоев населения. Реализуемые в автономных учреждениях, реализующих программу дошкольного образования, механизмы финансирования, отличные от муниципальных, позволяют дошкольному учреждению активно развиваться, повышать материальный и социальный статус педагогов.

В других субъектах Российской Федерации организация автономных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, осуществляется в виде регионального или муниципального эксперимента. Например, в Пермском крае в 2008 году будут созданы 6 таких учреждений.

Безусловно, введение новой организационно-правовой формы дошкольного образования — дошкольных образовательных автономных учреждений — может оказать серьезное влияние на изменение качества дошкольного образования, поскольку, как показала практика, одним из условий организации указанных учреждений является наличие конкурентной среды между образовательными учреждениями, реализующими программы дошкольного образования. Естественно, что победителем в этой «конкурентной борьбе» станет то образовательное учреждение, которое оказывает образовательные услуги более высокого
качества.

Привлекательной стороной образовательных автономных учреждений, необходимой для развития творческих способностей детей и вовлечения в процесс образования их родителей, является то, что в отличие от бюджетных учреждений, управление которыми осуществляется главным образом лишь на административной основе, управление автономными учреждениями происходит с участием гражданских институтов и родительской общественности, реализуя принцип демократического, государственно-общественного характера управления образовательным учреждением.

Сегодня становятся невероятно популярными всевозможные конкурсы и фестивали, связанные с выведением дошкольников «на большую сцену». Участие дошкольных учреждений, педагогов и детей в разного рода шоу, конкурсах художественной самодеятельности и спортивных мероприятиях городского уровня, как правило, приветствуется городскими и региональными властями, а детские «достижения» порой прямо увязываются с качеством образования.
Как вы относитесь к подобной детской «фабрике звезд»?

Отношусь к этому крайне отрицательно. Дошкольное образование — это не шоу-бизнес и не спорт высших достижений, нацеленные на достижение высоких результатов отдельными детьми. Цель дошкольного образования — это адекватное возрастным и индивидуальным особенностям гармоничное развитие каждого, подчеркиваю, каждого ребенка, посещающего дошкольное образовательное учреждение. Способности в наших детях в дошкольном возрасте только зарождаются, только начинают развиваться. Необходимо дать ребенку возможность реализоваться в наиболее привлекательной для него деятельности, не ограничивая его только одним направлением развития — художественно-эстетического или физического, или интеллектуального. Постоянное участие детей в творческих конкурсах, в интеллектуальных марафонах на уровне района, муниципалитета, города подразумевает довольно жесткий тренинг (скажем прямо — натаскивание) каких-то узконаправленных способностей.

А цель дошкольного образования — развить универсальные способности детей, которые позволят им успешно развиваться и обучаться в школе и в дальнейшей жизни.

Кроме того, любой конкурс — это отбор немногих лучших из всех остальных. Маша лучше всех поет — какая хорошая девочка Маша! А Ваня — быстрее всех бегает, он выиграл конкурс, родители гордятся сыном-победителем. А вот Коля лучше всех дежурит, Света внимательна к малышам, Анечка заботливо ухаживает за зверятами в живом уголке, Миша — хороший друг и всегда рад помочь своим сверстникам, а Андрей умеет придумывать новые интересные игры и с ним всегда так весело играть! Какие конкурсы мы должны организовать, чтобы оценить достоинства и достижения этих детей? Не только их интеллектуальные, физические и творческие способности, но и нравственные качества, может быть, даже организационный талант? И нужны ли такие конкурсы? И нужно ли нашим детям много конкурсов, «хороших и разных»? А может быть, педагогам следует все же сосредоточить свои усилия не на организации нескольких ярких мероприятий, а на кропотливой ежедневной педагогической работе, которая поможет развить у детей самые разные способности, сформировать самые важные нравственные качества?

Я бы назвала социальными достижениями ребенка именно такие качества, а не победы в отдельных конкурсах.

Однако конкурсы и выставки в дошкольных учреждениях все же есть и останутся. Но цель этих выставок — вовлечь всех детей (часто — детей и их родителей) в творческий процесс, побудить к совместному творчеству, не «убить» желание ребенка творить — рисовать, конструировать, мастерить что-то своими руками. Я за такие — традиционные для дошкольного образования конкурсы и выставки.

Рейтинг@Mail.ru