Начальник Департамента образования,
культуры и спорта белгородской администрации
Николай Васильевич Перестенко
|
Белгородская область, выиграв сложный
многоступенчатый конкурс, вошла в состав
экспериментальных регионов Комплексного
проекта модернизации образования.
В этом году муниципальные дошкольные
учреждения, как и было обещано министерством,
были подключены к проекту — в частности, к той
его части, которая касается перехода на новую
систему оплаты труда.
«Рисковать» в управлении образования
столицы области начали с сентября.
Но внимание к проблемам дошкольного
образования начало набирать силу задолго до
этого.
«Проблемы дошкольного образования в
Белгороде курирует лично глава города В.Н.
Потрясаев, — рассказывает начальник
Департамента образования, культуры и спорта
белгородской администрации Николай Перестенко.
— У нас разработана стратегия городского
развития до 2025 года. И в ней дошкольное
образование занимает не последнее место.
Выделены контрольные индикаторы
поступательного движения этой сферы. Каждый шаг
нами отслеживается, и ежемесячно мы докладываем
главе о достигнутом и о проблемах, требующих
решения».
Дошкольное образование Белгорода стоит
на трех китах: содержательные аспекты
образования и его уровень, материальная база
детских садов и кадры. По этим направлениям и
ведется работа.
Как и в других крупных городах страны,
белгородцы вынуждены решать проблемы очередей
на места в дошкольные учреждения.
Эта проблема — на первый взгляд сугубо
социального характера — может тем не менее
сказаться на качестве образования.
«Мы знаем, что увеличение количества
мест в детских садах сегодня вынужденно
происходит за счет увеличения количества детей в
группах. Что тут скрывать: перенаполняемость
имеет место, — констатирует Николай Васильевич.
— А ведь мы хотим, чтобы в садиках к каждому
малышу относились внимательно,
встречали-провожали, находили время для бесед с
родителями. Если в группе не 15 человек, как это
должно быть, а 20, делать это значительно труднее.
Но мы объясняем ситуацию родителям. И
доплачиваем педагогам за каждого ребенка,
посещающего группу в дополнение к имеющемуся
нормативу. Поэтому наши педагоги материально
заинтересованы в том, чтобы и в этих условиях
держать планку качества. Они следят, чтобы в
группе соблюдался режим проветривания, но не
было бы сквозняков. Они детей закаляют, физически
укрепляют. И, должен сказать, воспитанники наших
садиков болеют не часто. Мы стремимся к тому,
чтобы всеми возможными средствами снижать
заболеваемость детей. К тому же мы в нашем городе
не отказались от специалистов в детских садах, не
стали на этом экономить. Мы считаем, что
инструкторы по физической культуре,
медработники, музыкальные руководители — все
эти специалисты очень важны для того, чтобы дети
получали действительно качественное
образование. И мы думаем о том, чтобы они получали
нормальную заработную плату».
Охват детей дошкольным образованием в
Белгороде составляет сегодня 81%. А к 2010 году его
планируют повысить до 89%.
В частности — за счет строительства
новых детских садов и реконструкции старых.
Строительство новых садиков сопряжено с
рядом трудностей — не только исключительно
финансового порядка. Одно из препятствий —
нехватка земельных участков, требуемых для
строительства детского сада. Свободные
земельные площади, как правило, можно найти в
новых, строящихся районах. А в центре города
каждый квадратный метр земли на вес золота.
И проблему очередей, как ни странно,
труднее всего решать именно здесь.
Поэтому городские власти прибегают к
реконструкции, надстройке и достройке уже
существующих зданий.
Сначала казалось, что можно прибегнуть к
организации садов, встроенных в жилые дома. Но
здесь желание управленцев образования
сталкивается с жесткими требованиями СанПиНов,
требующих, в частности, для детских садов
отдельно проложенной канализационной системы,
системы вентиляции и т.п. Поэтому сады-«встройки»
открыть невероятно сложно.
Надстройки новых этажей используются в
Белгороде как способ расширения площадей уже
имеющегося здания, но только там, где это
допускается конструкцией перекрытий. К тому же
при надстройках требуется заново перекрывать
крышу, и это блокирует работу всего детского
сада.
Поэтому наиболее оптимальным вариантом
в городе считают пристраивание помещений к уже
имеющимся и функционирующим садам.
Но для детского сада требуется не только
здание, но и благоустроенная прогулочная
территория. На это в городе выделяются
специальные средства.
Здесь, однако, очень активны и сами
сотрудники детских садов. Белгородские
садовские участки могут служить предметом
гордости системы образования.
«Невозможно не отметить и активность
наших родителей, — подчеркивает Николай
Перестенко. — Здорово они нам помогают. Иной раз
— по собственной инициативе. Один игрушки в
детский сад купит, другой отметит, что неплохо
было бы крыльцо центрального входа подновить,
бригаду рабочих пришлет. Попечительство и
меценатство у нас развиты».
Но, кроме строительства, обновления и
пополнения материальной базы садиков, в
Белгороде приступили к решению важнейшей
проблемы — проблемы заработной платы педагогов
дошкольного образования.
23 сентября 2008 года на сессии Горсовета
было принято решение довести заработную плату
воспитателей детских садов до 10 000 рублей.
Уже в начале октября педагоги получат за
свой труд совершенно «новые» деньги. Зарплата
молодого специалиста, не имеющего стажа и доплат,
составит 7000 рублей. А воспитатель высшей
категории, работающий в Центре развития ребенка,
получит 14 196 рублей. И это — без стимулирующих
надбавок и доплат за подработку. Если же
учитывать последнее, зарплата такого
специалиста может достигнуть 17 000 рублей.
Белгородские садики, кажется, вступают в
полосу процветания.
О системе распределения денежных
средств при новой системе оплаты труда мы
расскажем в следующих номерах.