Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №22/2008

Риск — благородное дело

Начальник Департамента образования, культуры и спорта белгородской администрации Николай Васильевич Перестенко

Начальник Департамента образования, культуры и спорта белгородской администрации Николай Васильевич Перестенко

Белгородская область, выиграв сложный многоступенчатый конкурс, вошла в состав экспериментальных регионов Комплексного проекта модернизации образования.

В этом году муниципальные дошкольные учреждения, как и было обещано министерством, были подключены к проекту — в частности, к той его части, которая касается перехода на новую систему оплаты труда.

«Рисковать» в управлении образования столицы области начали с сентября.

Но внимание к проблемам дошкольного образования начало набирать силу задолго до этого.

«Проблемы дошкольного образования в Белгороде курирует лично глава города В.Н. Потрясаев, — рассказывает начальник Департамента образования, культуры и спорта белгородской администрации Николай Перестенко. — У нас разработана стратегия городского развития до 2025 года. И в ней дошкольное образование занимает не последнее место. Выделены контрольные индикаторы поступательного движения этой сферы. Каждый шаг нами отслеживается, и ежемесячно мы докладываем главе о достигнутом и о проблемах, требующих решения».

Дошкольное образование Белгорода стоит на трех китах: содержательные аспекты образования и его уровень, материальная база детских садов и кадры. По этим направлениям и ведется работа.

Как и в других крупных городах страны, белгородцы вынуждены решать проблемы очередей на места в дошкольные учреждения.

Эта проблема — на первый взгляд сугубо социального характера — может тем не менее сказаться на качестве образования.

«Мы знаем, что увеличение количества мест в детских садах сегодня вынужденно происходит за счет увеличения количества детей в группах. Что тут скрывать: перенаполняемость имеет место, — констатирует Николай Васильевич. — А ведь мы хотим, чтобы в садиках к каждому малышу относились внимательно, встречали-провожали, находили время для бесед с родителями. Если в группе не 15 человек, как это должно быть, а 20, делать это значительно труднее. Но мы объясняем ситуацию родителям. И доплачиваем педагогам за каждого ребенка, посещающего группу в дополнение к имеющемуся нормативу. Поэтому наши педагоги материально заинтересованы в том, чтобы и в этих условиях держать планку качества. Они следят, чтобы в группе соблюдался режим проветривания, но не было бы сквозняков. Они детей закаляют, физически укрепляют. И, должен сказать, воспитанники наших садиков болеют не часто. Мы стремимся к тому, чтобы всеми возможными средствами снижать заболеваемость детей. К тому же мы в нашем городе не отказались от специалистов в детских садах, не стали на этом экономить. Мы считаем, что инструкторы по физической культуре, медработники, музыкальные руководители — все эти специалисты очень важны для того, чтобы дети получали действительно качественное образование. И мы думаем о том, чтобы они получали нормальную заработную плату».

Охват детей дошкольным образованием в Белгороде составляет сегодня 81%. А к 2010 году его планируют повысить до 89%.

В частности — за счет строительства новых детских садов и реконструкции старых.

Строительство новых садиков сопряжено с рядом трудностей — не только исключительно финансового порядка. Одно из препятствий — нехватка земельных участков, требуемых для строительства детского сада. Свободные земельные площади, как правило, можно найти в новых, строящихся районах. А в центре города каждый квадратный метр земли на вес золота.

И проблему очередей, как ни странно, труднее всего решать именно здесь.

Поэтому городские власти прибегают к реконструкции, надстройке и достройке уже существующих зданий.

Сначала казалось, что можно прибегнуть к организации садов, встроенных в жилые дома. Но здесь желание управленцев образования сталкивается с жесткими требованиями СанПиНов, требующих, в частности, для детских садов отдельно проложенной канализационной системы, системы вентиляции и т.п. Поэтому сады-«встройки» открыть невероятно сложно.

Надстройки новых этажей используются в Белгороде как способ расширения площадей уже имеющегося здания, но только там, где это допускается конструкцией перекрытий. К тому же при надстройках требуется заново перекрывать крышу, и это блокирует работу всего детского сада.

Поэтому наиболее оптимальным вариантом в городе считают пристраивание помещений к уже имеющимся и функционирующим садам.

Но для детского сада требуется не только здание, но и благоустроенная прогулочная территория. На это в городе выделяются специальные средства.

Здесь, однако, очень активны и сами сотрудники детских садов. Белгородские садовские участки могут служить предметом гордости системы образования.

«Невозможно не отметить и активность наших родителей, — подчеркивает Николай Перестенко. — Здорово они нам помогают. Иной раз — по собственной инициативе. Один игрушки в детский сад купит, другой отметит, что неплохо было бы крыльцо центрального входа подновить, бригаду рабочих пришлет. Попечительство и меценатство у нас развиты».

Но, кроме строительства, обновления и пополнения материальной базы садиков, в Белгороде приступили к решению важнейшей проблемы — проблемы заработной платы педагогов дошкольного образования.

23 сентября 2008 года на сессии Горсовета было принято решение довести заработную плату воспитателей детских садов до 10 000 рублей.

Уже в начале октября педагоги получат за свой труд совершенно «новые» деньги. Зарплата молодого специалиста, не имеющего стажа и доплат, составит 7000 рублей. А воспитатель высшей категории, работающий в Центре развития ребенка, получит 14 196 рублей. И это — без стимулирующих надбавок и доплат за подработку. Если же учитывать последнее, зарплата такого специалиста может достигнуть 17 000 рублей.

Белгородские садики, кажется, вступают в полосу процветания.

О системе распределения денежных средств при новой системе оплаты труда мы расскажем в следующих номерах.

Рейтинг@Mail.ru