Это сегодня нам кажется, что
Снегурочка была, есть и будет. Мы просто не
представляем без нее новогодней елки. Но
персонаж этот достаточно молодой, у елки
появился сравнительно недавно и является
продуктом творческой фантазии мастеров детской
книги.
Само имя «Снегурочка» изначально
связано с русской народной сказкой, в которой
бездетные дед и баба решают слепить себе
доченьку из снега.
Случается чудо, снежная девочка
оживает и приходит в дом к старикам, радуя их
своим существованием, красотой, добротой и
трудолюбием. В результате дед с бабой забывают о
чудесном происхождении Снегурочки, о ее особой,
нечеловеческой природе. Они хотят видеть в ней
обычного ребенка в среде обычных детей, хотят,
чтобы Снегурочка «веселилась», и этим губят ее:
отправляют прыгать с парнями и девушками через
костер.
Печальная сказка о родительской
глупости, о желании навязать ребенку свои
представления о счастье.
Но, конечно, не это усмотрел в образе
Снегурочки величайший драматург XIX столетия
Александр Николаевич Островский. Для него
Снегурочка стала трагическим символом красоты,
не выдерживающим испытания страстной
человеческой любовью. «Снегурочка» Островского
побудит Н.А. Римского-Корсакова написать оперу, а
Михаила Врубеля вдохновит на создание
живописного образа.
Но это сюжеты, связанные с культурной
жизнью дореволюционной России. И Снегурочка
Врубеля и Островского имеет мало общего с той
Снегурочкой, которую мы знаем как верную
спутницу Деда Мороза.
В драме Островского повествуется о
Снегурочке — дочери Весны и Мороза, волшебной
девушке, появившейся на стыке времен года. Весна
и Мороз отправляют ее к людям, считая, что там ей
будет лучше, чем в лесу: в их дочери слишком много
человеческого. Усыновляют Снегурочку бобыль с
бобылихой — бездетные крестьяне из царства
Берендея: этот сюжетный ход Островский
позаимствовал из народной сказки.
Знакомая нам «новогодняя Снегурочка»
состоит с Морозом совсем в других родственных
отношениях: он — дед, она — его внучка. Классики
советской детской литературы Лев Кассиль и
Сергей Михалков, сочинявшие сценарии для
кремлевских елок, видимо, решили, что образ
девочки-внучки психологически ближе малышам, чем
образ холодной взрослой красавицы. И в отличие от
своей тезки «снежная» природа Снегурочки никак
не сказывается на ее характере: она веселая,
любит петь, танцевать и всегда помогает Деду
Морозу раздавать малышам подарки.
Время появления Снегурочки на
кремлевской сцене относится примерно к 50-м годам.
Поколение, пережившее войну, налаживало мирную
жизнь в стране и придумывало для своих детей
новые интересные сказочные сюжеты.
Снегуркин вернисж
Расскажите детям сказку «Снегурочка»,
почитайте новогодние сказки, в которых
Снегурочка является действующим лицом, покажите
произведения искусства с образом Снегурочки. А
потом предложите детям и родителям создать
Снегурочкин портрет. Это может быть рукодельная
или живописная работа, а может быть фотопортрет
девочки в новогоднем костюме. Вернисаж таких
портретов станет замечательным украшением
интерьера детского сада к празднику.
В.М. Васнецов. «Снегурочка». 1899 г.
|
М.А. Врубель. Эскиз костюма Снегурочки
для оперы Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка».
1890 г.
|
Н.К. Рерих. Эскиз костюма к сказке А.Н.
Островского «Снегурочка». 1912 г.
|
Кадр из мультфильма «Снегурочка». 1952 г.
Новогодняя открытка. Художник
В.Зарубин
Снегурочка из детского сада № 69, г.
Белгород