Я работаю педагогом-психологом в
детском саду для детей с нарушениями
опорно-двигательного аппарата и речевыми
проблемами. Самое трудное и важное для меня — это
взаимодействие с родителями. А психологическая
помощь без контакта с семьей приносит мало
пользы. Видеокамера помогает мне и воспитателям
наладить доверительные отношения с родными
наших воспитанников.
Я начала работать с видеокамерой 17 лет
назад, когда, заинтересовавшись практической
психологией, пришла в группу личностного роста.
Первые упражнения, съемка и просмотр фильма,
сделанного своими руками, запомнились мне на всю
жизнь. Возможность видеть и слышать себя со
стороны, смотреть, как ведут себя люди в
различных ситуациях, анализировать их поступки с
помощью опытного руководителя научили меня
таких вещам, которые невозможно почерпнуть из
книг.
Статья опубликована при поддержке компании «Пластика ОКОН». Делая ремонт в квартире, первым делом, замените стеклопакет. Это обеспечит сохранение тепла зимой, и отличную шумозащищенность. Приобрести пластиковые окна в рассрочку можно в компании «Пластика ОКОН», по адресу www.plastika-okon.ru. Отличный выбор, гарантия качества и профессиональный монтаж, сделают замену окон легкой и быстрой.
Ребятишки в моей группе разные. Одни
развиты физически и интеллектуально, у них
хорошо поставлена речь, они умеют играть со
своими сверстниками. У других же неважная
координация, навыки самообслуживания слабые, они
плохо говорят, да и интеллектуальное развитие
оставляет желать лучшего.
Вместе с воспитателями мы разделили
детей на подгруппы и составили план дальнейшей
работы. Но для начала решили провести
родительское собрание на тему «Возрастные
особенности детей младшей группы». Нам очень
хотелось, чтобы это было не формальное
мероприятие, а разговор, который действительно
помог бы семьям в воспитании детей.
И тут нам пришла идея сделать небольшой,
на 30–40 минут, фильм из жизни ребят этой группы:
совместные и индивидуальные занятия, обед, игры.
Мы рассказали родителям о задачах этого фильма и
заручились их согласием.
Когда работа была закончена, мы вместе с
воспитателями по материалам съемки обсудили
характеры детей, их поведение, навыки, умение
общаться друг с другом. Наша задача заключалась в
том, чтобы показать родителям, как развиваются
наши воспитанники, не давая при этом никаких
характеристик и оценок. В фильм мы решили
добавить несколько небольших рассказов о
культуре еды, навыках игры и особенностях
обучения в этом возрасте. Кроме того, подобрали
упражнения и игры на развитие мелкой моторики
рук, которыми можно заниматься дома.
На собрании перед просмотром фильма мы
сказали родителям, что в любой момент запись
можно остановить, если у них возникнут какие-либо
вопросы.
Успех был несомненный: никто из
присутствующих не остался равнодушным. Родители
впервые увидели своего ребенка в детском
коллективе, без мамы и бабушки. Каждая мама
видела, как ест ее сын или дочка, умеет ли держать
ложку или прячет руки, ожидая, что кто-то придет и
накормит, как ведут себя за столом другие дети.
Как ее ребенок добивается желаемого, как играет,
убирает игрушки, и т.д и т.п. Многие мамы и папы
задавали вопросы, на которые мы тут же отвечали,
одни подходили после собрания и просили
побеседовать с ними лично, другие спрашивали
разрешения переписать фильм, так как им хотелось
еще раз посмотреть его дома.
Люди ведь разные, и каждый сам выбирает
для себя способ получения информации. Как бы то
ни было, мы достигли своей цели: родители
задумались, правильно ли они воспитывают своего
ребенка. В конце собрания мы решили каждый год
устраивать просмотр таких фильмов, чтобы видеть,
как растут и развиваются наши дети.
План воспитательной работы с
использованием видеосъемки
Подготовительный этап
1. Предварительный опрос родителей,
получение письменного разрешения на съемку.
2. Придумывание сюжетов в зависимости от темы
родительского собрания.
3. Подготовка детей к съемке, знакомство с
оператором, привыкание к работе камеры. Многих
детей снимают дома, поэтому они быстро перестают
обращать внимание на камеру.
4. Видеосъемка.
5. Просмотр вместе с воспитателями, отбор
материала для обсуждения с родителями.
6. Составление плана анализа. Подбор и распечатка
рекомендаций для каждого родителя.
Основной этап. Проведение собрания
1. Знакомство и рассказ воспитателя о
том, какие вопросы будут обсуждаться на собрании.
2. Просмотр видеоматериала:
а) всего фильма целиком и его общий
анализ;
б) просмотр фильма по частям, анализ каждой из
них;
в) просмотр фильма с остановкой, когда у
родителей появятся какие-либо вопросы.
Заключительный этап
1. Устное или письменное обсуждение
сведений, которые родители получили в ходе
собрания.
2. Разработка плана совместной работы дома и в
группе, если с родителями установились
доверительные отношения.
3. Вручение письменных рекомендаций каждому
родителю.
Советы воспитателю, который ведет
собрание:
1. Не оценивайте никого из детей с точки
зрения хороший – плохой, умный – глупый и т.д.
2. Не сравнивайте детей между собой. Видеозапись
хороша тем, что родители все видят сами и смогут
сделать выводы самостоятельно.
3. Анализируйте не детей, а их поступки. Переход на
личности вызовет раздражение у родителей, и
доверие будет потеряно.
4. При анализе больше говорите о положительных
моментах.
5. Дайте возможность родителям поговорить о своем
ребенке, тактично пресекая при этом критику
других детей. |