№ газеты |
Учебный материал |
17 |
Лекция № 1. Детское
конструирование и формы его организации в свете
специфики детского творчества.
Психологические особенности детского
творчества. Техническое и художественное
детское конструирование. Взаимосвязь игры и
детского конструирования. Формы организации
обучения, направленные на преодоление
недостатков спонтанного детского
конструирования. |
18 |
Лекция № 2. Формирование
конструирования как универсальной умственной
способности, лежащей в основе творчества.
Виды конструирования. Характеристика видов
детского конструирования и система обучения
детей разным видам конструирования. |
19 |
Лекция № 3. Конструирование из
строительного материала.
Методика организации занятий. Примерные
конспекты занятий.
Контрольная работа № 1. |
20 |
Лекция № 4. Конструирование из
деталей конструктора.
Методика организации занятий. Примерные
конспекты занятий. |
21 |
Лекция № 5.
Конструирование из бумаги.
Методика организации занятий. Примерные
конспекты занятий. |
22 |
Лекция № 6. Конструирование из
природного материала.
Методика организации занятий. Примерные
конспекты занятий.
Контрольная работа № 2. |
23 |
Лекция № 7. Относительно новые
виды конструирования в практике дошкольных
учреждений.
Конструирование из крупных блоков.
Компьютерное конструирование. |
24 |
Лекция № 8. Конструирование из
разных материалов на участке детского сада. Основные
подходы к организации детской деятельности.
Формы организации совместного
детско-родительского творчества. |
|
Итоговая работа |
Статья опубликована при поддержке интернет - ресурса "Туристер.ру". Интерактивная социальная сеть для туристов «Туристер.ру» позволит вам не только вести блог о свих путешествиях, но и оставлять отзывы о посещении стран или, к примеру, отзывы об отелях Дубровника и Сербии. Посетите сайт ресурса «Туристер.ру» и откройте для себя замечательный мир общение любителей путешествий.
Литература
1. Дьяченко О.М. Воображение
дошкольника. М.: Знание, 1986.
2. Кудрявцев Т.В. Психология
технического мышления: (Процесс и способы
решения технических задач). М.: Педагогика, 1975.
3. Матюшкин А.В. Проблемные
ситуации в мышлении и обучении. М.: Педагогика, 1972.
4. Парамонова Л.А. Формирование
обобщенных представлений у детей дошкольного
возраста в процессе конструктивной деятельности
// Умственное воспитание дошкольников / Под ред.
Н.Н. Поддьякова. М.: Педагогика, 1972.
5. Парамонова Л.А. Особенности
поисковой деятельности детей в конструировании
// Содержание и методы умственного воспитания
дошкольников. / Под ред. Н.Н. Поддьякова. М.:
Педагогика, 1980.
6. Парамонова Л.А., Урадовских Г.В.
Роль конструктивных задач в формировании
умственной активности детей: старший дошкольный
возраст // Дошкольное воспитание, 1985, № 7.
Лекция № 7. Относительно новые виды
конструирования в практике дошкольных
учреждений
Компьютерное и практическое
конструирование. Конструирование из крупных
модулей (блоков)
Для свободного и творческого создания
замыслов и их воплощения дети должны иметь
достаточно развитые гибкие и подвижные
пространственные представления. Мысленное
оперирование образами — важная составляющая
воображения и творческого конструирования. С
этой целью необходимо организовать специальное
обучение детей старшего дошкольного возраста,
обеспечивающее поэтапное формирование у них
пространственных представлений.
Одним из средств обучения является
компьютерное конструирование — относительно
новый вид конструирования в практике дошкольных
учреждений. Использование компьютера органично
включено в систему занятий и, как правило,
является завершающим элементом в системе
каждого этапа формирования пространственных
представлений. Решению компьютерных задач
предшествуют другие, которые ребенок решает без
помощи машины.
Эти задачи педагоги могут с успехом
использовать в своей работе, даже если в детском
саду отсутствует компьютерный класс и занятия на
компьютерах не предусмотрены.
Упражнения и задания первого этапа
формирования пространственных представлений
ребенка
Игра «Сложи картинку»
|
На первом этапе детей учат выделять
конфигурацию объектов и формируют у них
представление о траектории вращательного
движения плоскостных фигур. Для этого дети
решают практические и компьютерные задачи.
Сначала детям предлагают игры «Сложи картинку»,
«Сложи яйцо», а затем — компьютерную игру
«Построй домик».
В игре «Сложи картинку» используются
открытки с доступным для детей сюжетом,
разрезанные на четыре (шесть) части разной
конфигурации. Эти части кладут на стол лицевой
стороной вниз, чтобы дети ориентировались не на
рисунок, а на конфигурацию частей. После того как
дети, практически опробуя разные варианты
расположения, находят верное решение и
складывают картинку, им предлагают ее склеить,
наложив сверху намазанный клеем лист бумаги. В
результате дети могут сами убедиться в
правильности своего решения (перевернуть
картинку и посмотреть ее изображение).
Игра «Сложи яйцо»
|
В игре «Сложи яйцо» задача усложняется:
нужно без практических пробующих действий, а
только на основе зрительного соотнесения
полуовалов собрать три целых «яйца».
Прежде чем дать это задание, с детьми проводят
подготовительную работу — анализируют объекты.
Для этого на доску прикрепляют несколько
половинок таких же разрезанных овалов (но
больших размеров), расположенных ломаной линией
разреза вниз, и вместе с детьми определяют
количество выступов каждого разреза. Далее
выделяют самый большой выступ и по отношению к
нему все остальные. Затем каждому выступу
находят свое место в другой половинке овала.
Иначе говоря, детям дают ориентиры.
После такого обследования дети находят
на своих карточках по две соответствующие
половинки, закрашивают их одним цветом, затем
вырезают и соединяют, образуя три целых
овала-«яйца». Дети могут украсить их разными
способами: нарисовать узоры красками,
фломастерами или сделать аппликацию. Последнее
дети делают с особым интересом, что очень
оживляет занятие.
Затем детям предлагают компьютерную
программу «Построй домик». (Эта игра разработана
под руководством Л.Парамоновой и создана для
широкого потребления Ассоциацией «Компьютер и
детство».)
На экране появляется контурное
изображение домика, а рядом с ним — изображение
рабочего стола, на котором находится половинка
«разбитого» кирпича, имеющая определенную
конфигурацию. Внизу экрана расположены в ряд
изображения нескольких половинок «разбитых»
кирпичей разной конфигурации. Из этого ряда
ребенок только на основе зрительного анализа
каждый раз выбирает ту половинку кирпича,
которая соответствует другой, появляющейся на
столе. И только в случае правильного подбора
ребенок продвигается в «строительстве» дома.
Действует ребенок путем нажатия трех
определенных клавиш. Практика показывает, что
программа «Построй домик» является одной из
любимых детьми компьютерных программ.
Три описанных выше задания тесно
связаны между собой и даются в порядке
постепенного усложнения: сначала дети действуют
путем практических проб, затем — с опорой на
наглядность, и, наконец, используют умение
зрительно соотносить части разной конфигурации
для их объединения при решении компьютерной
задачи — в опосредованной деятельности.
Задачи другого типа требуют от детей
создания целостной конфигурации объекта по
опорным точкам. В практической деятельности дети
конструируют заборчики разной конфигурации. Эти
задачи были разработаны Н.Н. Поддьяковым и
успешно использовались им в целях обучения детей
умению намечать очертания будущей постройки. А
это, как показали наши исследования,
способствует развитию умения выделять
конфигурацию объекта, чтобы получить целостное
представление о нем.
Конструирование заборчиков можно организовать
следующим образом. Воспитатель ставит на стол
два домика (можно использовать готовые картонные
домики или заранее построить из деталей
строительного материала) и предлагает обнести их
общим забором. Далее число домиков
увеличивается, меняется их месторасположение, а
задача остается той же. Последнее задание еще
больше усложняется и выглядит так: в центре стола
располагается один большой дом, а вокруг него —
четыре маленьких, которые дети должны обнести
общим забором так, чтобы центральный дом остался
вне забора. В результате того, что домики каждый
раз располагаются по-разному, у детей получаются
заборчики разной конфигурации. Воспитатель
обращает внимание детей на очертания, контуры
этих конфигураций, что очень важно для освоения
следующей за этим компьютерной программы «Лиса и
цыплята».
В игре «Лиса и цыплята» на экране
появляются цыплята, между ними — лиса. При каждом
предъявлении количество цыплят и их
расположение меняется, а внизу экрана появляются
разные конфигурации «ограждений», пользуясь
которыми дети спасают цыплят от лисы. При
правильном выборе формы заборчика лиса
оказывается за ним, при неправильном — за
забором остается кто-то из цыплят, и сразу
пропадает с экрана. Дети видят, сколько цыплят
они спасли (на это указывает и цифра на курином
домике) и сколько спасти не удалось.
Для определения формы ограждения
ребенок каждый раз прослеживает взором
расположение цыплят и соотносит его с
меняющимися внизу экрана формами, делая при этом
их мысленный поворот. Точкой отсчета при этом
является лиса (а не сам ребенок), а цыплята —
опорные пункты для выбора конфигурации забора.
Решение этих задач способствует переходу детей
от ориентировки «от себя» к ориентировке «от
объектов».
Упражнения и задания второго этапа
формирования пространственных представлений
ребенка
На втором этапе обучения у детей важно
сформировать представления об объемности
предмета путем выделения в нем разных сторон. Для
этого необходимо организовать анализ деталей
строительного материала, направленный на
определение формы каждой из граней. Провести эту
работу с детьми можно на двух занятиях.
На первом занятии дети в процессе
практической деятельности учатся выделять
стороны таких деталей, как кубик, кирпичик,
призма. Они обводят на бумаге грани этих деталей
карандашом, каждую из них закрашивают
определенным цветом и вырезают; делают
отпечатки, закрашивая грани деталей красками и
плотно прижимая их к бумаге. Вырезанными формами
дети обклеивают детали, делают их разноцветными
и строят сказочный цветной город.
Компьютерная игра «Построй домик»
На втором занятии у детей формируется
представление о том, что одна и та же форма может
быть гранью разных геометрических фигур. Это
занятие проводится по подгруппам (4–6 человек в
каждой) в форме игры «Отгадай, что за деталь». На
столе у воспитателя располагается подставка с
большим картонным листом, имеющим несколько
отверстий, разных по величине и форме: квадрат,
прямоугольник, круг. Воспитатель через то или
другое отверстие показывает грань одного из
геометрических тел (вырез отверстия совпадает с
гранью по форме и размеру) и предлагает детям
найти в имеющемся у них наборе деталь с такой же
стороной. Отгадывание детали по одной из ее
сторон представляет для детей, как правило,
большой интерес. Они с удовольствием
обнаруживают, что одна и та же форма грани может
быть в разных деталях (например, квадрат является
гранью куба и призмы). Закончить это занятие
можно игрой «Посмотри в бинокль». Дети по
предложению воспитателя берут по две одинаковые
детали (бруски, цилиндры, пластины) и, приставляя
их к глазам, «смотрят в бинокль», называя форму
его окошечек.
Приобретенный в практической
деятельности опыт выделения граней и их формы у
объемных фигур служит основой для перехода к
компьютерной программе «Сосчитай фигуры», в
которой для анализа предъявляются изображения
таких геометрических тел, как куб,
параллелепипед, пирамида, цилиндр, призма, и
отдельных простых предметов, составленных из них
(домик, качели, коляска и др.).
В этой программе экран разделен на три
зоны: зона предъявления, зона решения, зона
полученного результата. В первой зоне
изображается какое-то геометрическое тело (или
какой-то предмет, например, качели), которое
ребенок должен мысленно расчленить на
составляющие его грани. Во второй зоне
появляются все узнанные ребенком формы, и
обозначается их количество, а в третьей —
правильно проанализированное геометрическое
тело. После трех неудачных попыток ребенка
машина сама выдает правильный результат, а
взрослый вместе с ребенком выясняют, в чем
состояла его ошибка.
Таким образом, у детей формируются
представления об объемности предмета путем
выделения в нем разных сторон. Отрыв формы от
самой фигуры и обратный процесс — «вращивание»
формы в фигуру — способствуют формированию
представления у детей не только об объемности
тел, но и о том, что одна и та же форма может быть
гранью разных геометрических тел. В результате
дети могут, опираясь на изображение тела,
определить его форму.
Упражнения и задания третьего этапа
формирования пространственных представлений
ребенка
На третьем этапе обучения у детей важно
сформировать умение не только выделять
отдельные грани геометрического тела, но и
удерживать в памяти их пространственное
соотношение после поворота тела. С этой целью
можно использовать практическое
конструирование и компьютерную программу
«Волшебный гараж».
Компьютерная игра «Волшебный гараж»
Практическое конструирование сводится
к двум заданиям: постройке разноцветного забора
и постройке волшебного города.
Для выполнения первого задания детям
дают набор кубиков с разноцветными гранями и
предлагают построить забор так, чтобы верхняя
его часть была красного цвета, внутренняя
(обращенная к домику) — зеленого и внешняя —
синего цвета. Несмотря на простоту конструкции,
дети поначалу делают ошибки в подборе цветов, в
основном ориентируясь только на один, как
правило, красный. Воспитатель в этом случае
должен повторить условия, акцентировать
внимание детей на ошибках. Это стимулирует детей
к поиску правильного решения, и, прежде чем
установить очередной кубик, они неоднократно
поворачивают его, держа в руках и отыскивая
нужное его положение.
Для выполнения второго задания детей
организуют по подгруппам (по трое в каждой). Затем
дают набор кубиков и кирпичиков с гранями разных
цветов и предъявляют образец домика, выполненный
воспитателем из таких же деталей (кубиков и
кирпичиков), но одноцветных. Каждый из трех детей
получает свое задание, например: «Построй свой
домик так, чтобы снаружи он был весь красный».
Данная конструкция по сравнению с предыдущей
(забором) — более сложная, но дети справляются с
ней достаточно легко: они ищут сначала нужное
положение каждой детали, сопровождая этот поиск
рассуждениями типа: «Раз здесь синий, то к нему
тоже нужно синий, а тогда наверху будет красный».
С этой же целью можно использовать крупные
модульные «Занимательные кубики».
После таких занятий детям предлагают
компьютерную программу «Волшебный гараж», в
которой нужно загнать машинки разного цвета в
гараж. Освоение этой программы осуществляется на
трех занятиях.
На первом занятии детей учат правильно
пользоваться клавишами и выделять передний вид
куба (гаража). Воспитатель говорит: «Это
волшебный гараж. Он может повернуться к тебе
любой стороной, какой ты только захочешь. Вот
этой волшебной палочкой (стрелочкой, находящейся
внизу экрана) ты нажимаешь на клавишу любого
цвета, и гараж поворачивается к тебе стороной
этого цвета». Первый поворот делает взрослый, а
далее дети действуют сами (на экране создается
иллюзия поворота). Взрослый обращает внимание
детей на соответствие цвета клавиши цвету
стороны гаража, находящейся перед ними.
На втором занятии взрослый вводит новое
условие: «Вы уже заметили, — говорит он, — что к
гаражу подъезжают машины разного цвета, но не
всегда они попадают в гараж, потому что каждая из
них может въезжать только в свой отсек гаража.
Подумайте, как шофер узнает свой отсек?» Как
правило, дети отвечают верно: «По цвету», — а
взрослый продолжает: «Да, когда перед машиной
находится отсек гаража такого же цвета, как и она,
то дверь открывается, и она въезжает. Вот сейчас
подъехала машина красного (синего и др.) цвета.
Надо подумать, отсек какого цвета будет перед
нами, когда гараж повернется к машине красным
(синим и др.) цветом. Какой цвет будет перед нами
(последние два слова интонационно
подчеркиваются), такую клавишу и надо нажать».
Такое постепенное введение детей в
задачу позволяет большинству детей сразу же
ухватить общий принцип решения задачи. Но всегда
есть часть детей, которая испытывает
определенные трудности и допускает ошибки.
Поэтому на третьем занятии детей лучше
объединить так, чтобы в паре был ребенок, успешно
решающий все варианты задачи. Именно объяснение
одного ребенка позволяет другому лучше осознать
способ выполнения задания. Многовариантность
задачи исключает момент запоминания детьми
решения и ставит их в условия обдумывания
каждого варианта.
В процессе овладения этой компьютерной
программой у детей формируется умение делать
мысленные повороты объекта вокруг своей оси на 90,
180, 270°, ориентируясь при этом не только на
положение своего тела, но и на другой предмет, т.е.
меняя точку отсчета. Таким образом, дети учатся
выделять отдельные грани геометрической фигуры
и оперировать ими в образном плане.
Упражнения и задания четвертого этапа
формирования пространственных представлений
ребенка
Построение проекций объемной
конструкции на нескольких компьютерах
|
На четвертом этапе обучения необходимо
сформировать у детей умение выделять две стороны
более сложного предмета (а не геометрического
тела) и проецировать их на экране компьютера. В
качестве такого предмета может быть ключ.
В практической деятельности
организуется анализ формы разных ключей и
скважин; дети подбирают вместе с воспитателем
ключ к определенной скважине для того, чтобы
открыть дверь. Затем каждый на бумаге обводит
карандашом свой ключ; далее все ключи собираются
вместе, и дети отгадывают, у кого какой ключ
нарисован. В случае ошибки воспитатель просит
детей подсчитать зубцы, посмотреть на их
взаимное расположение (например, верхний дальше
от среднего, чем нижний и т.п.).
После этого детям можно давать компьютерную
программу «Золотой ключик», содержащую два типа
задач. Первый тип связан с выделением
фронтальной проекции ключа, а второй — с
выделением его профильной проекции. Эти два типа
задач предлагают детям поочередно; каждый из них
имеет несколько вариантов.
Вначале в правом верхнем углу экрана
появляется объемное изображение ключа, а в
нижней части — четыре фронтальные проекции
разных ключей. Дети должны найти среди них ту
проекцию, которая соответствует ключу,
изображенному в объеме.
А затем детям дают задачу второго типа. В
углу экрана остается то же объемное изображение
ключа, а вместо профильных изображений ключей
появляется изображение трех дверей с четко
прорисованными скважинами, являющимися в данном
случае профильными проекциями ключей. Детям надо
найти, к какой из этих дверей подойдет
нарисованный в объеме ключ, и тогда дверь
открывается.
В следующих вариантах (их семь) меняется
форма ключа, и дети опять должны подобрать нужные
проекции (фронтальную и профильную). Если решение
правильное — то на экране появляется веселый
Буратино, а если неправильное — Карабас-Барабас.
После овладения этой компьютерной
программой дети способны работать со следующей
— «Конструктор». Они учатся изображать проекции
объемной конструкции и, наоборот, создавать
конструкции по ее видам.
В программе «Конструктор» заложены
основные геометрические формы: треугольник,
квадрат, круг, трапеция. Ребенок может, нажимая на
разные клавиши, выбирать нужную форму,
закрашивать ее (в красный, синий, зеленый цвета) и
оперировать ею на плоскости экрана: передвигать
в разных направлениях (по горизонтали, по
вертикали, диагонали), постепенно поворачивать
(каждый раз на 45°), уменьшать или увеличивать ее
размеры. Все это позволяет детям создавать на
экране разнообразные плоскостные конструкции.
Работа на компьютере самым тесным
образом переплетается с практическим
конструированием и представлена тремя типами
задач.
Первый тип задач предусматривает
составление одной из проекций предлагаемой
детям объемной конструкции. На первом занятии
перед ребенком ставят очень простую конструкцию
(домик, автомобиль, кораблик и т.п.), состоящую из
пяти знакомых деталей. Взрослый предлагает
построить такую же на компьютере. Затем он
начинает ее воспроизводить из деталей
конструктора, а ребенок то же самое делает на
компьютере. При этом взрослый, положив одну
деталь, ждет, пока ребенок выбирает форму,
соответствующую ее фронтальному виду, и
определяет ее местонахождение, а затем только
кладет следующую. Такая совместная деятельность
помогает ребенку на начальном этапе
устанавливать соответствие между заданной
деталью и плоскостным ее изображением,
задействовать уже имеющийся у него опыт.
На втором занятии задание можно
усложнить. Объемный образец новой конструкции
располагают в середине зала. Так как компьютеры
стоят полукругом, то дети, сидящие за разными
компьютерами, видят разные стороны
конструкции-образца. Каждый ребенок,
воспроизводя образец, изображает на компьютере
ту сторону, что расположена прямо перед ним. В
этом случае сравнение полученных проекций,
проводимое вместе с детьми, имеет особо важное
значение — оно подводит к пониманию того, что
одна и та же конструкция имеет разные стороны,
которые выглядят по-разному. Обсудив сначала
вместе с воспитателем, дети убеждаются в этом,
меняясь местами.
Построение проекций объемной
конструкции на нескольких компьютерах
Второй тип задач предусматривает
возведение постройки по одной из проекций.
Вначале педагог набирает на экране компьютера
проекцию и предлагает построить по ней
конструкцию. При этом он ее называет (дом, машина
и др.) и говорит, что здесь изображена только одна
сторона. Конечно же, несмотря на одну общую
сторону, у детей получаются разные домики, разные
машины, отличающиеся комбинаторикой деталей.
Возведение построек по одной проекции
объемной конструкции
А на следующем занятии дети сами
составляют проекцию и по ней создают постройку:
например, один ребенок набирает проекцию на
компьютере, а двое других в соответствии с ней
создают конструкцию. Здесь возможны различные
варианты объединения детей. При этом взрослый
помогает детям проанализировать уже готовые
постройки и соотнести их с заданной проекцией. В
результате дети приходят к выводу, что поскольку
конструкции получаются разными, то для того,
чтобы создать точную конструкцию, необходимо
иметь несколько ее видов.
Выбор объекта, изображенного на экране
|
Третий тип задач используется на следующем
занятии. Перед детьми ставят две-три похожие
между собой конструкции, одна из которых
спроецирована на экране. Воспитатель говорит:
«Здесь изображены три вида одного из этих
корабликов (домиков, мостиков, машин): вид
спереди, вид сбоку и вид сверху. Сравните
кораблики с этими видами и догадайтесь, какой из
них изображен на компьютере». Таким же образом
детям предлагают еще 2–3 варианта разных
объектов и их изображений. Успешность выполнения
этих заданий во многом зависит от тщательности
анализа образцов самих конструкций и их
проекций. Вариантов заданий такого типа может
быть множество. В результате такой работы дети
учатся проецировать объемные конструкции
(выделять три ее вида) и создавать конструкцию по
проекциям.
Задачи такого типа детям очень нравятся,
и их можно повторить, используя крупные мягкие
модули вместо мелкого строительного набора. При
этом постройки-образцы должны быть самыми
простыми по конструкции (содержать не более
двух–четырех модулей). Однако воспроизведение
крупногабаритной постройки на экране компьютера
с помощью мелких плоскостных геометрических
фигур значительно повысит эффект обучения. Дети
в конце концов поймут, что, например,
компьютерная форма куба — это изображение грани
мелкого деревянного и крупного модульного куба,
а значит, форма объекта не зависит от его
размеров.
В этих заданиях большое значение имеет
цвет. Поэтому детали одноцветного строительного
конструктора следует оклеить цветной бумагой.
Можно изготовить набор строительного материала
из цветного картона по выкройкам, конфигурация
которых показана на рисунке. Перед последней
операцией склеивания в каждую деталь такого
конструктора насыпаются мелкие камешки на одну
четверть объема.
Обучение по вышеописанной системе, как
показало экспериментальное исследование,
способствует эффективному формированию у детей
гибких динамических пространственных
представлений, а также умения представлять
объемное тело, основываясь на его плоскостном
изображении, что составляет основу графического
моделирования конструкций. Все это оказывает
положительное влияние на общее умственное
развитие, и прежде всего на развитие образного
мышления и воображения. А это, в свою очередь,
положительно влияет на характер разных видов
продуктивной деятельности (конструирование из
разных материалов, рисование, лепка, аппликация и
др.) и ее результаты. Образы, создаваемые детьми,
отличаются большей выразительностью и
оригинальностью. При этом разработанные нами
содержание и принципы организации обучения
могут составить важное звено в общей системе
формирования творческого конструирования.
При проведении такого обучения особое
внимание следует обратить на следующие моменты.
Во-первых, необходима организация
совместной деятельности как взрослого с
ребенком, так и детей между собой, поскольку дети,
работая за компьютером, очень нуждаются в
общении друг с другом. Стремление ребенка помочь
другому, объяснить отдельные моменты программы,
показать, как он сам справился с заданием, делают
процесс обучения более живым и интересным,
способствуют лучшему осознанию способов
выполнения задач, что значительно повышает
продуктивность обучения. Наиболее удачным
является попарное объединение детей.
Во-вторых, введение
соревновательных элементов (типа «Кто быстрее»,
«Кто больше» и т.п.), широко распространенных в
компьютерных играх, отрицательно сказывается на
обучении, поскольку не дает возможности спокойно
обдумать свои действия; одни дети излишне
волнуются и попадают в стрессовую ситуацию, а
другие — их игнорируют.
В-третьих, для фиксации внимания
детей на полученном результате целесообразно
использовать нейтральные по своему влиянию
способы: веселая и грустная мелодия, смеющееся и
печальное личико и т.п. Более сильные моменты
фиксации, особенно при отрицательных
результатах (например, гуси-лебеди хватают
детей), являются крайне нежелательными,
поскольку одни дети, боясь ошибиться, резко
снижают свою активность, а другие — наоборот,
стремятся к неверному решению, начиная получать
удовольствие от отрицательного подкрепления.
В-четвертых, описанное содержание
обучения может стать одним из звеньев в общей
дидактической системе детского сада. Оно связано
с решением разных задач, кроме уже указанных:
сенсорного воспитания, морального и
эмоционального развития, формирования общения и
др.
Конструирование из крупных модулей
(блоков)
Конструирование из крупных модулей —
еще один вид относительно новых форм
конструирования.
В настоящее время широкое
распространение получили цветные мягкие
объемные и плоскостные крупногабаритные модули.
В педагогической практике их используют на
занятиях (по математике, физкультуре и др.) и в
разных видах детской деятельности (игре,
конструировании и др.).
Рассмотрим специфические возможности
использования крупных модулей в целях
обогащения детского конструирования в старшем
дошкольном возрасте. Крупномасштабное
конструирование с использованием разнообразных
по форме, цвету и размеру модулей предоставляет
детям уникальную возможность осваивать
достаточно большое пространство с помощью
предметов, сделанных самими детьми. В отличие от
мелких настольных материалов крупногабаритные
модули позволяют детям создавать конструкции
для игр, спортивных соревнований и т.п.,
соответствующие не только их функциональному
назначению, но и собственному росту, а также
росту взрослых.
Переключение внимания детей с игрушек
(«строим гараж для машинок», «кроватки для кукол»
и т.п.) на людей (самих себя, других детей,
взрослых) существенно влияет на изменение
характера самого конструирования. Конструкции
отличаются тщательной дизайнерской проработкой,
предусматривающей их прочность, удобство,
красоту. В этих целях детям можно предложить
сделать предварительные карандашные
схематические наброски, которые они затем
практически исполняют. При этом дети или
отказываются от них и ищут другие решения путем
использования разных комбинаций блоков, их
пространственного изменения и т.п., или после
практических решений вносят изменения в свои
нарисованные схемы. Все это способствует
развитию пространственных представлений,
проектного мышления, воображения и творчества.
Конструируя из крупных модулей, дети осваивают
как плоскостное пространство, так и объемное: они
объединяют модули, ставя их не только рядом друг
с другом, но и друг на друга. Благодаря этому они
обнаруживают эффект устойчивости и
неустойчивости вертикальных сооружений и
зависимость их устойчивости от расположения
отдельных модулей по отношению друг к другу и от
их веса. Причем в конструировании из крупных
модулей в отличие от конструирования из мелких
деталей ребенок ощущает это (объем, вес,
устойчивость), поскольку при практических
действиях с модулями у него задействованы как
мелкие, так и крупные мышцы всего тела, что
способствует развитию его сенсомоторной сферы,
координации движений.
Крупные модули в основном делятся на два
типа: объемные и плоскостные. И в соответствии с
этим можно создавать крупномасштабные как
объемные, так и плоскостные конструкции.
Конструкция из набора «Модуль-игра»
Для объемного конструирования наиболее
целесообразно использовать наборы крупных
модулей типа «Занимательные кубики»,
«Модуль-игра» (автор С.Л. Новоселова),
«Волшебная башня» (авторы Л.А. Парамонова,
Ф.А. Юнусов, Т.В. Чернышева), «Змейка». Для
плоскостного конструирования можно
использовать наборы типа «Мозаика», «Сердечко» и
т.п. Все перечисленные модульные изделия
производятся московской фирмой «Аконит» из
высокопрочных, гигиенически безопасных и
легкомоющихся материалов: поролона и
разноцветной искусственной кожи.
Вопросы и задания
1. Сколько этапов формирования
пространственных представлений детей описано в
лекции?
2. Назовите упражнения и задачи,
используемые для развития пространственных
представлений детей на каждом этапе.
3. Сделайте одну-две дидактические игры из
описанных в лекции. Их можно использовать как на
занятиях по творческому конструированию, так и
на занятиях по развитию математического
мышления — групповых и индивидуальных.
Рисунки Г.Егорова