Продолжение. Начало в №5, 7, 9, 11, 13/2008
Статья опубликована при поддержке компании «Альфа-союз». Если вас интересует оптовая или розничная закупка металлопроката в Санкт-Петербурге, то вам следует обратиться в «Альфа-союз». Компания способна предоставить весь спектр изделий металлопроката от нержавеющей ленты до алюминиевых листов, с сертификатами производителей и гарантией качества. Посетите официальный сайт компании www.alfa-sous.ru и подробно ознакомьтесь с каталогом предоставляемых товаров.
Волшебный сундучок
Цель: научить детей правильно
произносить слова со звуком э, развить у них
фонематический слух и речевое внимание.
Материал: коробка («волшебный
сундучок») и картинки с изображением предметов, в
названии которых есть звук э. Примерный набор
картинок: лебедь, репа, белка, девочка, кеды, лес,
чешки, дверь, воробей, печка, медведь, зебра, лев,
троллейбус, велосипед, орех, хлеб, лента, ракета.
Содержание
Воспитатель: У меня в сундучке есть
интересные картинки. (Достает одну.) Вот,
смотрите, здесь нарисована зе-е-бра. Сейчас вы
подойдете к сундучку, достанете по картинке и
скажете, что на ней нарисовано.
(Дети достают картинки и называют
предмет.)
Послушайте, как звучат слова: оре-е-ех,
ре-е-пка, бе-е-елка. В них слышится звук э.
Давайте назовем эти слова так, чтобы звук э
слышался отчетливо. (Дети повторяют за
воспитателем названия картинок, выделяя звук э,
и убирают их в сундучок.)
Козлята и ягнята
Цель: закрепить произношение звука э
в звукоподражательных словах.
Материал: картинки с изображением
козы и овцы.
Содержание
Воспитатель: Посмотрите, ребята,
какие картинки я вам принесла. Кто это? (Показывает
козу.) Правильно, коза. А это? (Показывает овцу.)
Конечно, овца. А кто детки у козы? (Козлята.) А у
овцы? (Овечки, ягнята.) Как кричат козлята?
Ме-е-е, ме-е-е. Как кричат овечки? Бе-е-е, бе-е-е.
Сейчас я буду вашей мамой-козой, а вы моими
козлятами. Вышли козлята погулять, свежей травки
пощипать. Идут они по лужочку и кричат ме-е-е. (Дети
повторяют за воспитателем, как кричат козлята.)
Наелись козлята травки и пошли домой к маме-козе.
Скажите мне еще раз, как они кричат? (Дети
повторяют звукосочетание.)
А теперь я буду вашей мамой-овечкой, а вы — моими
детками-ягнятками. Ягнята щиплют травку, громко
кричат. Как они кричат? (Дети несколько раз
произносят звукосочетание.)
Наелись ягнятки, попили водички и домой пошли.
Громко кричат. Еще раз скажите, как они кричат? (Дети
повторяют звукосочетание. Следить, чтобы звук э
они произносили длительно.)
Послушайте, ребятки, как звучат слова ове-е-ечки,
нае-е-елись, бе-е-е, ме-е-е.
В этих словах слышится звук э. Какой звук? (Э)
Козочки
Цель: уточнить и закрепить
правильное произношение звука э. Вовлекать
детей в игровой диалог.
Материал: картинка с изображением
козочки.
Содержание
Воспитатель: Сейчас я расскажу вам
историю. Жила-была козочка. Вот она. (Показывает
картинку.) Смотрите, какая красивая. Козочка
паслась на лугу, пила водичку из ручейка, щипала
травку. И улыбалась вот так: э-э-э. (Показывает,
как улыбалась козочка.) А теперь вы покажите,
как улыбалась козочка. (Упражнение повторяется
3–4 раза.)
Пришла к козочке девочка и спрашивает:
— Сыта ль моя козочка, сыта ль моя милая?
А козочка в ответ:
— Ме-е-е.
— Хочешь, козочка, водички? — спрашивает девочка.
— Ме-е-е, — отвечает козочка.
— Хочешь, козочка, хлебушка? — спрашивает
девочка.
— Ме-е-е, — отвечает козочка.
— Домой пойдем?
— Ме-е-е.
Сейчас я буду девочкой, а вы — козочками. Козочки
на лугу пасутся, щиплют травку. Козочки, хотите
водички? Как ответите? (Ме-е-е.) Вкусная травка?
(Ме-е-е.) Хотите хлеба? (Ме-е-е.) Хотите домой?
(Ме-е-е.) (Упражнение повторяется 3–4 раза.)
Хлеб вкусный. Водичка свежая. Травка сочная.
Наелись козочки и улыбаются: э-э-э.
Послушайте, ребятки, как звучат слова: хле-е-еб,
ме-е-е, де-е-евочка. В этих словах слышится звук э.
Какой звук? (Э)
Овечкина песенка
Цель: уточнить и закрепить
правильное произношение звука э.
Активизировать формы повелительного наклонения
глаголов.
Материал: игрушечная овечка.
Содержание
Воспитатель: А у нас сегодня гости.
Кто к нам в гости пришел? (Дети отвечают: овечка.)
Какую песенку поет овечка? (Дети: бе-е-е.)
Овечка может выполнять наши просьбы. Овечка,
поскачи. (Овечка скачет в руках воспитателя,
бе-е-е.) Овечка, спой. (Поет: бе-е-е.) Овечка,
ляг на бочок. (Игрушка ложится, бе-е-е.) Овечка,
ляг на спинку. (Ложится, бе-е-е.) (Просьбы
воспитатель произносит вместе с детьми.)
А сейчас вы будете моими овечками. Делайте, что я
вас прошу. Овечки, пойте. (Дети: бе-е-е.) Овечки,
ложитесь на спинку. (Ложатся, бе-е-е.) Ложитесь
на бочок. (Бе-е-е.) Щиплите травку. (Бе-е-е.)
Попейте водички. (Бе-е-е.) Идите, овечки, домой.
(Дети садятся на стулья.)
Послушайте, ребятки, как звучат слова: ове-е-ечка,
хле-е-еб, бе-е-е. В этих словах слышится звук э.
Какой слышится звук? (Э)
Качели
Цель: уточнить и закрепить
правильное произношение звука э. Учить детей
соединять слова с выразительными движениями,
включать движения в рассказики.
Материал: плюшевый медвежонок,
веревка.
Содержание
Воспитатель вносит в группу плюшевого
медвежонка. Дети рассматривают его.
Воспитатель: Смотрите, кто к нам
пришел! Это мишка. У мишки блестящие глазки.
Большие лапы. Круглые ушки. Знаете, как мишка
рычит? Э-э-э. Покажите, как ходит мишка косолапый и
рычит: э-э-э. (Дети повторяют за воспитателем,
как ходит и рычит мишка.)
А теперь мишка приглашает вас покачаться на
качелях. Вот так. (Воспитатель приседает,
отводит руки вниз за спину, произносит «э-э-эх!»,
встает, поднимает руки вверх вперед, повторяет
движения 3–4 раза.)
Давайте вместе покачаемся на качелях: э-э-эх!
э-э-эх!
(Упражнение повторяется 3–4 раза
вместе с детьми.) Воспитатель раскладывает на
полу веревку.
Пошли медвежата гулять и увидели ручеек.
Давайте прыгать через ручей: э-э-эх! э-э-эх! (Показывает,
как прыгать с места, помогая прыжку руками. Дети
повторяют за воспитателем прыжок через веревку.)
И в ручейке мы поплаваем. Прыгаем: плюх-плюх!
Плывем: э-э-эх, э-э-эх! (Вместе с детьми
изображает движения пловца.)
Устал мишка, уходит к себе домой, в лес. Давайте
скажем ему «до свидания».
(Дети прощаются с мишкой.)
Медвежонок Миша
Цель: уточнить и закрепить
правильное произношение звука э. Развивать
длительный выдох, артикуляционный аппарат детей.
Научить детей соотносить слово с выразительными
движениями. Вовлекать в игровое взаимодействие
со сверстниками.
Материал: плюшевый мишка.
Содержание
Воспитатель вносит в группу
игрушечного мишку. Дети здороваются с ним.
Воспитатель с детьми встают в круг, ведут
хоровод.
Воспитатель (читает стихотворение):
Бросил палку кверху мишка.
— Падай в шапку с ели, шишка!
Шишка хлоп по голове —
Стало шишек сразу две.
Скажите, ребятки, как мишка
разговаривает? (Дети: э-э-э.)
А сейчас вы будете медвежатами. Медвежата идут по
лесу и собирают шишки. Э-э-э. (Воспитатель
показывает, как мишка собирает шишки, дети
повторяют его движения.) Мишка бросил вверх
палку. (Воспитатель показывает, как мишка
бросает палку, дети повторяют его движения.)
Шишка свалилась медвежонку на голову. Выросла
шишка на лбу. Мишка заплакал: э-э-э. Пожалеем
мишку. Обнимем друг друга и скажем ласково: э-э-э.
Мол, не плачь, все пройдет. Подуйте на шишку:
фу-у-у. Почувствуйте холодный ветерок. (Упражнение
повторить 3–4 раза.)
Мишки, хотите меду? Э-э-э. Вот мед. Слизните его
язычком. (Дети вместе с воспитателем
изображают, как слизывают мед. Повторить 3–4 раза.)
Мишки, хотите водички? Э-э-э. Попили из ладошки.
А малины хотите? Э-э-э. Вот вам малина. Собирайте
ее.
А сейчас медвежата пойдут в свою берлогу.
Спокойного вам сна, мишки. До свидания.
Песенки-чистоговорки
Цель: уточнить и закрепить
правильное произношение звука ы в
звукоподражательных словах и фразах. Вовлекать
детей в игровое и речевое взаимодействие со
сверстниками, учить составлению небольших
рассказов.
Материал: коробка («сундучок»),
картинки с изображениями домика с трубой (на
горе), цветущего сада, пчел.
Содержание
Воспитатель: Смотрите, что я вам
принесла. Это сундучок с картинками. Сейчас мы
будем с этими картинками играть. Вот домик. У него
на крыше труба. Из трубы идет дым.
Бы-бы-бы — идет дым из трубы. (Картинку передают
по кругу.)
Ты-ты-ты — в саду цветы. (Передают картинку по
кругу в другую сторону.)
Ты-ты-ты — сели пчелы на цветы.
Воспитатель расставляет картинки на
наборном полотне.
Вот послушайте, какой рассказ у нас
получился. На горе стоит домик. На крыше труба. Из
трубы идет дым. Вокруг домика сад, в котором
растут цветы. На цветы сели пчелки. Кто хочет
рассказать про наши картинки?
Воспитатель вызывает всех желающих.
Мышонок и шары
Цель: уточнить и закрепить
правильное произношение звука ы в
звукоподражательных словах и фразах. Вовлекать
детей в игровое и речевое взаимодействие со
сверстниками.
Материал: игрушечный мышонок,
воздушные шарики, цветы, картинка с изображением
сыра.
Содержание
Воспитатель: Отгадайте загадку.
Маленькая, серенькая, живет в норке, любит корки.
Кто это? Правильно, мышка.
А что еще любит мышка? (Достает игрушечную мышку
и картинку с сыром.) Правильно, мышка любит сыр.
В сыре есть дырки.
Послушайте ребятки, как звучат слова: мы-ы-ышка,
сы-ы-ыр, ды-ы-ырка. В этих словах слышится звук ы.
А еще послушайте чистоговорку. Ры-ры-ры — у мышки
воздушные шары. (Достает шары.) Передавайте
друг другу шары и говорите: ры-ры-ры — дарю тебе
шары. (Дети передают воздушные шарики по кругу,
повторяя за воспитателем чистоговорку.)
А теперь передавайте цветы. Ты-ты-ты — вот тебе
цветы. (Дети передают по кругу цветы в другом
направлении, повторяя за воспитателем
чистоговорку.)
Скажем все вместе: ыр-ыр-ыр — любит мышка сыр.
Ырки-ырки-ырки — в сыре есть дырки. (Дети
повторяют за воспитателем чистоговорку.)
Послушайте слова: шары-ы-ы, цветы-ы-ы, сы-ы-ыр.
Какой звук слышится в этих словах? (Ы)
Слоны в автомобиле
Цель: уточнить и закрепить
правильное произношение звука ы в словах и
фразах. Побуждать детей к игровому диалогу.
Материал: машина, мышка, мишка, слоны.
Содержание
Воспитатель с детьми рассматривает
машину, в которой сидят звери.
Воспитатель: Это кто же к нам
приехал? (Мышка, мишка, слоны.) На чем они
приехали? (На машине.)
Ыны-ыны-ыны — у машины шины.
Давайте скажем эту чистоговорку вместе.
Дети повторяют за воспитателем
чистоговорку.
В машине за рулем сидит мишка. Он будет
катать зверей. Но просить его нужно так: «Мишка,
прокати мышку». Или: «Мишка, прокати слона». (Дети
просят мишку прокатить мышку или слона.)
Скажем все вместе: ы-ы-ы — трубят слоны. (Дети
повторяют за воспитателем чистоговорку.)
А теперь походите, как будто вы слоны. Слоны
трубят: ы-ы-ы. (Дети повторяют, как трубят слоны.)
Садитесь.
Ышка-ышка-ышка — в машине мышка. (Дети повторяют
за воспитателем чистоговорку.)
Или-или-или — слоны в автомобиле. (Дети
повторяют за воспитателем чистоговорку.)
Послушайте слова: мы-ы-ышка, маши-и-ина, слон-ы-ы.
Какой звук слышится в этих словах? (Ы)
По грибы
Цель: закрепить правильное
произношение звука ы в словах и фразах.
Соотносить глагол и выразительные движения,
поощрять общение детей по ходу игры.
Материал: корзинка с игрушечными
грибами.
Содержание
Воспитатель: Представьте себе, что
мы собираемся в лес по грибы, по ягоды. Сейчас
наденем высокие сапоги, свитер с длинными
рукавами, шапочку, чтобы комары не кусали. (Показывает,
как одеваться.) Возьмем с собой рюкзачок с едой,
корзиночки. Вот мы идем по лесу, разгребаем
палками листву, заглядываем под кусты. Набрали
полные корзинки грибов.
Бы-бы-бы — в корзине грибы. (Дети повторяют за
воспитателем чистоговорку.)
Ыжик-ыжик-ыжик — очень вкусный рыжик. (Дети
повторяют фразу за воспитателем.)
Теперь остановимся и отдохнем. Достанем из
рюкзачков хлеб, сыр, воду. Поедим и попьем. (Показывает,
как они это делают.)
Ыр-ыр-ыр — очень вкусный сыр. (Дети повторяют
фразу за воспитателем.)
Послушайте слова: сы-ы-ыр, ры-ы-жик, грибы-ы-ы,
комары-ы-ы. Какой звук слышится в этих словах? (Ы)
Назовем с вами эти слова так, чтобы звук ы
слышался отчетливо.
Дети и воспитатель произносят слова:
рыжик, грибы, комары, сыр.
Повтори за мной
Цель: научить длительно произносить
звук ы в словах. Активизировать формы
множественного числа существительных, учить
составлению небольших рассказов.
Материал: мяч, игрушечный бельчонок.
Содержание
Воспитатель вносит в группу
игрушечного бельчонка. Рассматривает его вместе
с детьми.
Воспитатель: Это маленький рыжий
бельчонок, его так и зовут — Рыжик. Ушки у него с
кисточками, а хвостик длинный и пушистый. Рыжик
легкий и проворный зверек. Он умеет ловко прыгать
по деревьям, а когда голодный, то грызет орешки.
Кто хочет рассказать про бельчонка?
Воспитатель вызывает всех желающих.
А теперь Рыжик хочет с вами поиграть. Он
будет бросать мяч и произносить слова. А вы
повторяйте за ним.
Дети встают в круг. Воспитатель
бросает мяч ребенку и, выделяя звук ы,
произносит слово. Ребенок должен поймать мяч,
повторить слово и вернуть мяч. Затем дети садятся
на свои места. Воспитатель ударяет мяч о пол и
произносит слово. Дети его повторяют, выделяя
звук ы.
Примерный набор слов: шары, носы, шарфы,
усы, столбы, кусты, шкафы, столы, мосты, ножи, сады,
грибы, мыши, лыжи, рыбы, крыши, зонты, торты, часы,
весы, банты.
Послушайте, ребятки, слова: ры-ы-жик,
лы-ы-жи, мы-ы-ши. В этих словах слышится звук ы.
Машины
Цель: уточнить и закрепить
правильное произношение звуков и и ы в
звукосочетаниях, обучить составлению небольших
рассказов. Вовлекать детей в игровое
взаимодействие со сверстниками.
Материал: большие и маленькие круги
(рули) по числу детей, детский игрушечный
автомобиль.
Содержание
Воспитатель вносит в группу красивый
автомобиль.
Воспитатель: Это машина. У нее есть…
(Дети: руль.) Правильно. За рулем сидит… (Дети:
шофер.) Маленькая машина сигналит: бип-бип. А
большая машина — грузовик сигналит: бып-бып.
Сейчас вы будете шоферами. У большой машины
большой руль, у маленькой — маленький. Выбирайте,
кто хочет большой руль, а кто — маленький. (Раздает
круги по желанию детей.)
Едут большие машины: бып-бып. (Дети повторяют
звукосочетания.)
А сейчас большие машины стоят. Поехали маленькие
машины: бип-бип. (Дети повторяют звукосочетания.)
Поменяйтесь рулями.
Теперь едут маленькие машины: бип-бип. Большие:
бып-бып. (Дети повторяют звукосочетания.)
И все вместе приехали в гараж.
Котенок умывается
Цель: уточнить и закрепить
правильное произношение звуков м, мь в
звукоподражаниях и словах. Обратить внимание на
присутствие звука м в словах. Соотносить
слово и выразительные движения.
Материал: игрушечные кошка и
котенок, бантик на веревочке.
Содержание
Воспитатель приносит в группу игрушки.
Воспитатель: Посмотрите, кто к нам
пришел. Это… кошка и ее… котенок. (Дети
подсказывают воспитателю, кто пришел к ним в
гости.)
Кошку зовут Мурка, а котенка Мурзик. Как зовут
кошку? (Дети отвечают.) Котенка? (Дети
отвечают.)
Кошка поет песенку своему котенку: мур-р-р,
мур-р-р.
А котенок нежно откликается маме: мяу, мяу.
Как мурлычет кошка? (Дети повторяют звуковые
сочетания.)
Как отвечает ей котенок? (Дети повторяют
звуковые сочетания.)
А сейчас мы с вами поиграем. Вы будете котятами, а
я — кошкой Муркой. Котята встали в круг и присели.
Я буду крутить эту веревочку у вас над головами, а
вы попробуйте дотянуться до бантика и
помяукайте. (Дети тянутся за бантиком и мяукают.)
Устали котятки, сели умываться. Вот как умываются
котята. (Воспитатель показывает выразительное
движение: языком как бы облизывает руку-лапу.
Повторить с детьми 4–5 раз.)
А сейчас котята будут лакать молочко. (Воспитатель
показывает, как котята лакают молоко. Повторить с
детьми 4–5 раз.)
Послушайте слова: М-М-Мурка, М-М-Мурзик, м-м-молоко.
Какой звук слышится в этих словах? (М)
Давайте скажем эти слова так, чтобы слышался звук
м.
Перекличка
Цель: уточнить и закрепить
правильное произношение звуков м, мь в
звукоподражаниях. Произносить их с разной силой
голоса, меняя тембр.
Материал: игрушечные кошка, котенок
и мышонок.
Содержание
Воспитатель загадывает детям загадку.
У норы она сидит
И добычу сторожит.
Сама мохнатенькая
Да усатенькая,
Зеленые глаза —
Всем мышам гроза.
(Дети отвечают: кошка.)
Воспитатель: Правильно, это кошка.
Как мяукает кошка? (Дети: мяу.) А как она
мурлычет? (Мур-р-р.)
Кошка мяукает низким голосом, а ее детки —
тоненьким. Кто детеныш у кошки? (Дети: котенок.)
А как он мяукает? (Дети тоненько: мяу.)
Вот наши кошка с котенком. (Достает игрушки.)
Как зовут кошку? (Дети: Мурка.) А котенка? (Дети:
Мурзик.)
Кошка с котенком играют в перекличку. Кошка
громко мяукает низким голосом. Вот так. (Воспитатель
мяукает за кошку.) Как она мяукает? (Дети
повторяют звуковые сочетания.) А котенок
отзывается тоненьким голосом, но тоже громко. Вот
так. (Воспитатель мяукает за котенка.) Как
котенок мяукает? (Дети повторяют звуковые
сочетания.)
А сейчас кошка мяукает тихо. И котенок мяукает
тоже тихо. (Воспитатель мяукает вместе с детьми.)
Сейчас я буду мамой-кошкой, а вы моими котятами. Я
мяукаю низким голосом, а вы — тоненьким. Я громко
— и вы громко. Я тихо — и вы тихо.
(Звукоподражания с разной силой голоса
повторяются 4–5 раз.)
Пока котята играли с мамой, прибежала
мышка.
Стали котята охотиться на мышку. Покажите, как
котята ловят мышку. (Дети повторяют за
воспитателем выразительные движения.)
Все, убежала шустрая мышка. Не догнали ее котята.
Послушайте слова: М-М-Мурка, М-М-Мурзик, м-м-мышка.
Какой звук слышится в этих словах? (М) Скажите
эти слова так, чтобы в них слышался звук м.
Поручения
Цель: уточнить и закрепить
правильное произношение звуков м и мь в
словах и фразах. Научить образовывать трудные
формы глаголов повелительного наклонения.
Материал: игрушечные мишка, мышка,
машина.
Содержание
Воспитатель приносит в группу игрушки
и рассматривает их вместе с детьми.
Воспитатель: Смотрите, к нам на
машине приехали в гости мишка и мышка. Мишка с
мышкой могут выполнять ваши поручения. Надо их
попросить: Мишка, поезжай; Мышка, поскачи.
(Дети дают игрушкам поручения.
Воспитатель подсказывает: Мишка, ляг на животик;
Мышка, ляг на бочок; Мишка, спой, и т.п. Выполняет
игровые действия с игрушками.)
А сейчас у меня к вам поручения. Дети,
ложитесь на спинку. Оля, повернись на бочок.
Сережа, ляг на животик. А теперь попрыгайте. И т.д.
Послушайте, ребятки, слова: м-м-мишка, м-м-милый,
м-м-мягкий. В этих словах слышится звук мь.
Давайте скажем вместе: мо-мо-мо — звери ели
эскимо. (Дети повторяют за воспитателем
выразительные движения: едят мороженое.)
Ну а теперь игрушки устали и поедут отдыхать.
Ата-ата-ата — до свидания, зверята.
(Игрушки уезжают на машине.)
Козлики и барашки
Цель: уточнить и закрепить
правильное произношение звука мь в
звукоподражательных словах. Произносить
звукоподражания с разной силой голоса.
Материал: шапочки-ободочки (белые) —
по числу детей. Картинки с изображениями козлика
и барашка.
Содержание
Воспитатель загадывает детям загадки.
В капусту он забрался
Осеннею порой:
Рогатый и лохматый
И с длинной бородой.
(Дети: козлик.)
Бегут по дорожке
Борода да рожки.
(Дети: козлик.)
Воспитатель: Козлик блеет: ме-е-е. (Показывает
картинку.)
А его друг барашек отвечает: бе-е-е. (Показывает
картинку.)
Сейчас вы будете козликами. (Надевает на детей
шапочки-ободочки.) Козлики ходят по лужку,
щиплют травку, пьют водичку. Разговаривают между
собой: ме-е-е. (Воспитатель показывает, как
козлики ходят по лужку. Дети повторяют его
движения.)
Хозяйка пригнала козликов домой.
А сейчас вы будете барашками. Барашки ходят по
лужку, щиплют травку, пьют водичку. Разговаривают
между собой: бе-е-е. (Воспитатель показывает, как
барашки ходят по лужку. Дети повторяют его
движения.)
Пастушок пригнал барашков домой.
Козлики сыты, весело переговариваются: ме-е-е. (Дети
повторяют звуковые сочетания.)
Барашки тоже довольны, тоже весело
разговаривают: бе-е-е. (Дети повторяют звуковые
сочетания.)
Устали козлики и барашки, легли поспать.
Отдохнули и проснулись, опять есть захотели.
Козлики громко блеют: ме-е-е. (Дети повторяют
звуковые сочетания.) Барашки громко блеют:
бе-е-е. (Дети повторяют звуковые сочетания.)
Идите, барашки и козлики, на лужок, поешьте там
свежей травки.
Игра повторяется еще один раз.