Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №24/2008
Рождество — не просто один из самых значимых праздников христианства.
В суровую холодную ночь, согласно пророчеству, появляется на свет Младенец. Он кажется беспомощным и уязвимым, но ему предстоит совершить величайший подвиг — стать Спасителем мира. На земле наступает ночь радости — родительской и общечеловеческой, природной и божественной.
Рождество — праздник удивительно трогательный, понятный и близкий детям.
Мама, кормящая своего малыша, животные, согревающие крошечного ребенка своим дыханием, странствующие волшебники (или цари), пришедшие поклониться новому Царю; ошарашенные чудесной вестью пастухи — от этих образов веет доброй сказкой, легко и органично вписывающейся в детский мир.
Художники разных времен и народов создавали на рождественские сюжеты замечательные картины. И праздник Рождества, независимо от вероисповедания, от степени нашей религиозности и причастности к храмовой жизни, позволяет нам вместе с ребенком отправиться в путешествие — в мир живописи.

Угадай картину

Пречистая Дева Мария
Иисуса Христа породила,
В ясли положила.
Звезда ясна сияла,
Трем царям путь показала —
Три царя приходили,
Богу дары приносили,
На коленки припадали,
Христа величали.
Дай же, хозяин добрый,
И нам пирог сдобный!

(Из рождественских колядок)

Мы предлагаем вам провести с детьми старшего дошкольного возраста рождественскую игру «Узнай картину». С помощью этой игры решаются самые разные образовательные задачи. Ее можно проводить на Святочной неделе в качестве элемента развивающего занятия или в ходе праздничной детско-родительской встречи.

Для начала требуется создать видеоряд из репродукций с изображением Рождества или Мадонны с младенцем.
Чтобы выставка получилась действительно красивой и «говорящей», вам потребуется помощь родителей. Репродукции должны быть цветными и достаточно крупными, чтобы дети могли рассмотреть подробности и детали картин. Для начала лучше использовать работы европейских мастеров, а не иконы. Иконопись требует особого восприятия. О том, как знакомить детей с этим видом живописи, мы расскажем позже — перед Пасхой.
Выставку можно торжественно открыть после рождественских праздников. Во время открытия педагог расскажет детям рождественские легенды.
Рассказ можно не сопровождать непосредственным отсылом к той или другой картине: дети слушают истории. Этого достаточно.
Затем можно предложить: а теперь рассмотрите картины. Сможете ли вы догадаться, что на них изображено? Это самостоятельная работа. Не стоит требовать от детей мгновенной реакции. Но если они «опознают» тот или иной сюжет, надо обязательно их выслушать, порадоваться вместе с ними сделанному открытию.

Затем, через пару дней, педагог предлагает детям поиграть.
Дети садятся полукругом перед выставкой. Педагог садится так, чтобы видеть картины, и говорит: «Сейчас я задумаю картину и расскажу вам о ней. Сумеете вы догадаться, какую картину я задумал? Играем с условием: вы должны выслушать описание картины от начала до конца. И только потом ее назвать». Это условие очень важно: ведь вы будете задавать образец описания, обозначать детали, на которые сами дети, может, и не обратили бы внимания. Автора и название картины на первых порах можно не называть.
Это усложнение вводится тогда, когда дети научатся узнавать и описывать картины.

Леонардо да Винчи «Мадонна Литта»

Леонардо да Винчи «Мадонна Литта»

«В комнате с полукруглыми окошками молодая женщина кормит ребенка. С нежной грустью склонилась она над ним, раздумывая о его судьбе. Одета она в красное платье — признак принадлежности к царскому роду. На плечах — синий плащ, отражающий небо. А ребеночек? Он тоже нежно прижимается к своей маме. Но смотрит на нас — грустным, недетским взглядом. Это Мария с младенцем».

(Мадонна с младенцем («Мадонна Литта») кисти Леонардо да Винчи.)

Рафаэль Санти «Мадонна с младенцем и Иоанном Крестителем» («Прекрасная садовница»)

Рафаэль Санти «Мадонна с младенцем и Иоанном Крестителем» («Прекрасная садовница»)

«На фоне летнего пейзажа (белые облака на голубом небе) молодая женщина гуляет с двумя голенькими малышами. Она одета в красное платье — знак принадлежности к царскому роду. На плечо наброшен темно-синий плащ. В руках — книга. Это Священное Писание. Детки спокойны и доверчивы. Но взгляды их кажутся отрешенными — будто бы они знают что-то такое, чего дети знать не должны. Тельце одного малыша слегка прикрыто тогой. Он опирается на палочку. Потом, когда он вырастет, тогу сменит одежда из шкур и посох отшельника. Другого малыша женщина ласково держит за ручку. Картина ограничена полукруглой рамкой — будто мы смотрим в монастырское окошко».

(Мадонна с младенцем и Иоанном Крестителем («Прекрасная садовница») работы Рафаэля Санти.)

В.К. Шебуев «Рождество Христово (Поклонение пастухов)»

В.К. Шебуев «Рождество Христово (Поклонение пастухов)»

«В маленьком загоне для скота, на краю города, у самых крепостных стен царит возбуждение. В кормушке для скота, называемой «ясли», лежит маленький ребеночек. Над ним склонились молодая женщина с молитвенно сложенными руками и пожилой человек. Над головами у них светящиеся круги — нимбы. Это Мария и Иосиф — мама новорожденного и его приемный отец. У кормушки на коленях стоят пастухи и крестьянские дети в простой одежде. Они поражены чудом: от Младенца исходит сияние. С неба взирают на молящихся и Младенца ангелы. А вдали видны горы и вереницы людей. Все они идут в город Вифлеем по приказу императора Августа — записать свое имя в специальную книгу. Картина написана в зеленоватых цветах. Так художник передал сумрак, смягченный светом родившегося Младенца. Ведь если густой синий смешать с желтым, получится как раз такой цвет».

(«Рождество Христово (Поклонение пастухов)». Художник В.К. Шебуев.)

Рафаэль Санти «Мадонна с младенцем и маленьким Иоанном Крестителем»

Рафаэль Санти «Мадонна с младенцем и маленьким Иоанном Крестителем»

«В комнате с полукруглыми окнами сидит молодая женщина в красном платье, в синем плаще, наброшенном на плечо. Такая одежда символизирует принадлежность к царскому роду. Это Мария. На коленях у нее сидит ребенок, которого она нежно прижимает к себе. Это Иисус. Рядом стоит другой малыш — одетый в косматую шкурку, с тростью, увенчанной крестом. Когда этот ребеночек вырастет, его станут называть Иоанном Крестителем. Малыш на руках у Марии протягивает маленькому Иоанну цветок. Над головами Марии, Иисуса и Иоанна — тонкие очертания кругов-нимбов — знак святости. За окнами видны башни старинного города».

(«Мадонна с младенцем и маленьким Иоанном Крестителем» кисти Рафаэля Санти.)

 Герард Давид «Поклонение волхвов»

Герард Давид «Поклонение волхвов»

«На ступенях замка сидит молодая женщина в синем плаще. Ее голову венчает белый прозрачный головной убор. Это Мария. На руках у нее младенец Иисус. Из дальних стран, узнав по приметам о рождении нового великого Царя, прибыли к Младенцу иноземные цари с дарами. Они в богатых красно-синих одеждах. Один из них — темнокожий, с тюрбаном в руках. Обнажив головы, опустились цари на колени и преподнесли в дар маленькому Иисусу миро, ладан и золото. Миро и ладан — это дорогие жидкости с тонким запахом. Они — в серебряных сосудах».

(«Поклонение волхвов» кисти Герарда Давида.)

Джорджоне «Поклонение пастухов»

Джорджоне «Поклонение пастухов»

Дети довольно быстро научатся угадывать картины по описанию. Каждый раз, поощряя отгадавшего, можно уточнять: «Сережа совершенно верно отгадал картину. Это картина Рафаэля “Прекрасная садовница”».
Через пару дней можно предложить кому-нибудь из детей загадать и описать картину. На первых порах с описанием можно помогать.
Самый сложный вариант — когда картина загадывается и описывается по памяти. Это упражнение можно предложить родителям во время рождественской встречи.

Рейтинг@Mail.ru