Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №24/2008

Всегда ли дети плясали у елки?

Зеленая елочка, украшенная игрушками, со звездою на вершине. Сколько мы себя помним, она всегда была символом Нового года, символом сказочных надежд и волшебства. Однако судьба елки в нашей стране причудлива, непоследовательна и даже драматична.

Публикация статьи произведена при поддержке компании «АльянсСтройКомплект». В компании «АльянсСтройКомплект» вы сможете подобрать строительные материалы для любых видов работ, будь то пеноблоки, утеплители или пиломатериалы. Все это вы сможете найти и заказать их на официальном сайте компании http://aliansbp.ru

Обычай наряжать хвойное деревце был введен Петром Первым, «подсмотревшим» его у немцев и голландцев, и легко вписался в ряд древних языческих обрядов, связанных с украшением деревьев и принятых у самых разных народов, населяющих Россию. С тех пор украшение елки было приурочено к Рождеству и получило многослойное символическое значение. Елка отождествлялась и с Райским древом, на котором в изобилии росли чудесные плоды; и с крестом, на котором погиб Спаситель; и с длинной, сложной дорогой, по которой, ведомые волшебной звездой, шли поклониться чудесному младенцу волхвы. Эта звезда и венчала верхушку елки, выступая одновременно и символом дома Давидова, к которому принадлежал приемный отец Иисуса Иосиф.

Что же удивляться, если в эпоху активной борьбы с «религиозным опиумом» обычай наряжать елку рассматривался как «поповская затея» и подвергался резкой критике со стороны новых общественных активистов. Даже елка в Сокольниках, на которой в компании детей веселился сам «дедушка» Ленин и о которой поколения шестидесятых и семидесятых знают по хрестоматийному произведению, не спасла этот обычай от осуждения. С середины двадцатых и до тридцать пятого года елка была практически запрещена.

Причины, побудившие большевистское начальство реанимировать обычай, весьма туманны. Известно, что в газете «Правда» за 28 декабря 1935 года появилась заметка под названием «Давайте организуем к Новому году детям хорошую елку!»:

«В дореволюционное время буржуазия и чиновники буржуазии всегда устраивали на Новый год своим детям елку. Дети рабочих с завистью через окно посматривали на сверкающую разноцветными огнями елку и веселящихся вокруг нее детей богатеев. Почему у нас школы, детские дома, ясли, детские клубы, дворцы пионеров лишают этого прекрасного удовольствия ребятишек трудящихся Советской страны? Какие-то, не иначе как «левые» загибщики ославили это детское развлечение как буржуазную затею».

(Цитируется по статье Е.В. Душечкиной «Легенда о человеке, подарившем елку советским детям» — журнал «Отечественные записки», 2003, № 1.)

Далее следовала рекомендация повсеместно организовать елки, которая на языке советской риторики означала приказ. И приказ этот был неукоснительно исполнен. В тридцать пятом году елки нарядили (впервые после почти десятилетнего перерыва) и продолжали наряжать и в последующие годы — несмотря на повсеместное разрушение храмов и широкомасштабные кампании по аресту священнослужителей. И несмотря на то, что инициатора елочной «реанимации» члена ВКП(б) П.Постышева в 1938 году арестовали, а через год расстреляли.

Возрожденная елка тем не менее усилиями большевистских идеологов утратила всякую связь с Рождеством. Если она что и символизировала, то господство новой советской власти. И об этом самым наглядным образом свидетельствовала пятиконечная звезда на верхушке, прямо соотносившаяся со звездами на башнях Кремля и вытеснившая звезду Вифлеемскую. Такая замена казалась вполне органичной. Каким смыслом наделялись яблоки и орехи в фольге, развешенные на ветвях? Возможно, они составляли волшебную альтернативу тем страшным голодным годам, память о которых была еще очень свежа, а на Украине и в Поволжье они еще даже не стали воспоминанием. Но изменившаяся символика елки была скорее скрытой, чем явной, этаким бессознательным проявлением господствующих в головах установок. А вообще-то советская елка возникала практически в пустоте, без видимой опоры на традицию. И потому нам даже трудно себе представить, сколько эмоций, переживаний и деятельностных метаний вызвал у советских педагогов середины тридцатых партийный призыв по организации елки.

В 1936 году, задолго до наступления Нового года, в Наркомпросе провели широкое совещание практических работников, на котором, среди прочих, обсуждались такие вопросы:

  • «Нужно ли делать елку сюрпризом для детей, или дети должны знать об ее организации.

  • Можно ли детям самим украшать елку, и хорошо ли, когда дети сами делают игрушки на елку.

  • Как украшать елку.

  • Объединять ли разные возрасты детей на елке или делать отдельно елку для младших и старших.

  • Давать ли ряженых на елке и каких, можно ли дать Деда Мороза.

  • Можно ли устраивать елку на воздухе (во дворе).

  • Нужны ли подарки на елке и какие».

Подобная постановка вопросов совершенно немыслима, к примеру, в дореволюционных интеллигентных семьях.
Но педагогика тридцатых предпочитала создавать велосипед — на пролетарских колесах. И создала-таки.
На поставленные вопросы были сформулированы исчерпывающие ответы, созданы рекомендации и зафиксированы в специальных методичках. Например, в методичке Е.Флериной «Елка в детском саду».
Многими из этих рекомендаций мы живем до сих пор. Мы даже не можем помыслить себе, что Новый год в детском саду можно встречать как-нибудь иначе. И попробовал бы кто-нибудь сегодня запретить елку или отменить Деда Мороза! Или тех самых «ряженых», присутствие которых так горячо обсуждалось в 1936 году.

Рейтинг@Mail.ru