Профессиональный успех закладывается
в детстве
Исследование особенностей становления
и развития профессионального сознания в
юношеском возрасте, а также психологические
проблемы взрослых людей, имеющих трудности с
профессиональным сознанием, показали: человек
полноценно приобретает ту или иную профессию
только в том случае, когда у него есть адекватный
образ этой профессии. Если принять во внимание
широко известный факт, что у педагогов и
психологов бывают наиболее трудные и проблемные
дети, а врачи представляют собой самую
нездоровую часть населения, то становится
очевидным: это напрямую связано с их
профессиональным самосознанием, которое, в свою
очередь, возникает и развивается на основе
образа профессии.
Статья опубликована при поддержке компании «Audivi». Пышное торжество ставит перед женщиной тяжелую задачу – выглядеть на все 100. Добиться этого поможет профессиональные визажисты компании «Audivi», выезжающие к клиенту на дом. Посетив официальный сайт компании http://audivi.ru/, вы сможете заказать выезд визажиста, который поможет вам создать великолепную прическу, дополнив ваш образ.
«Загадочный» образ профессии возникает
в дошкольном возрасте. Он является одновременно
и основой игры, и ее продуктом. Образ профессии
возникает у ребенка при взаимодействии с близким
взрослым. Семья демонстрирует ребенку те или
иные профессии и особенности их реализации. Это и
«профессия» мамы и папы, и те профессии, которые
родители реализуют на работе. Очень важно, чтобы
родитель, общаясь и играя с ребенком, отправляясь
на прогулку или по делам, обращал внимание малыша
на свою социальную роль: сейчас, в магазине, он
покупатель, в автобусе — пассажир, за рулем
собственного автомобиля — водитель, в зоопарке
— посетитель, в театре — зритель, в
парикмахерской — клиент, в поликлинике —
больной, а в детском саду — воспитатель. Это
позволит ребенку правильно воспринимать
взрослого в разных ситуациях, верно «считывать»
то или иное сообщение. Усвоение различных
социальных ролей взрослого, а потом и своих
собственных в конечном счете приведет к
формированию образа профессии.Помимо этого,
хорошо и правильно, если взрослый, посещая вместе
с малышом публичные места, объясняет особенности
профессий разных людей. В рамках одного
исследования, проведенного много лет назад,
детей из двух групп детского сада водили в
зоопарк. Детям одной группы просто показывали
зверей, а другим рассказывали, что это тетя,
которая кормит тигров, а это дядя, который лечит
обезьян. Обезьяны баловались и съели что-то
вредное, у них заболел живот, теперь приходится
их лечить. Дети первой группы, выслушав
объяснения, тут же про них забыли, а дети второй
группы не только с удовольствием играли в
зоопарк много дней после экскурсии, но еще и
задавали взрослым разные вопросы, ответы на
которые позволили им разнообразить игру и
сделать новую информацию содержанием
собственной деятельности.
«Хорошая семья» — «хороший детский
сад»
Что же такое благополучная и даже
хорошая семья для ребенка-дошкольника?
Если все члены семьи реализуют
отношения с малышом, разделяют с ним общее
пространство, а их действия можно назвать
взаимодополняющими, если семья создает условия
для развития смысловой сферы личности малыша
через воображение и игру, то семья оказывается
психологически благополучной, адекватной
психологическим и личностным особенностям детей
дошкольного возраста.
Семья помогает создать ребенку
смысловое личностное пространство. Но домашнее
воспитание, осуществляемое родителями или
гувернантками, не исчерпывает всех задач
дошкольного возраста: дети, получавшие
дошкольное образование дома, как правило, имеют
трудности при адаптации к школе и часто
оказываются психологически не готовыми к
школьному обучению.
Поэтому ребенок нуждается и в семейном,
и в общественном воспитании. Ему полезно
посещать детский сад. Только здесь он полноценно
осваивает общепринятые нормы и общекультурные
значения.
Понимание ценности семейного
воспитания, с одной стороны, и общественного
воспитания, осуществляемого детским садом, с
другой стороны, создает основу взаимодействия
семьи и образовательного учреждения. Они
дополняют друг друга, обеспечивая ребенку
успешное развитие.
Но по своему устройству семья и детский
сад должны походить друг на друга гораздо в
большей степени, чем, например, семья и школа, — в
силу возрастных особенностей дошкольников.
Иными словами, устройство любого
образовательного учреждения для дошкольников,
если оно желает соответствовать психологическим
особенностям детей и создавать условия для
развития, должно быть по своей структуре и
атмосфере приближено к семье.
Конструктивное взаимодействие семьи и
образовательного учреждения оказывается
полезным не только для обучения и развития
ребенка, но положительно влияет на развитие
семьи в целом. Положительные изменения в детях
заставляют родителей с уважением относиться к
детскому саду, вызывают в них интерес к
происходящему, побуждают включаться в
совместные дела.
2008 год прошел в нашей стране под знаком
Семьи. Это заставило нас проявить особое
внимание к семье как к институту, побудило к
организации самых различных акций вместе с
семьями наших воспитанников. Значит ли это, что с
наступлением нового, 2009, года о семье и ее
проблемах забудут?
Надеюсь, что нет. За этот год мы многому
научились. И эти полученные уроки не должны
пройти даром.