Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №24/2008
В книге Аллы Арушановой и Елены Рычаговой «Игры со звучащим словом» представлена система усложняющихся заданий на развитие фонематического восприятия, отработку звукопроизношения, развитие интонационной выразительности речи.
Одна из важных задач речевых игр связана с подготовкой детей младшего дошкольного возраста к составлению коротеньких сочинений-описаний.
В играх используются многообразные игрушки и картинки. Это приблизительный набор. Он может быть заменен аналогичными предметами по усмотрению педагога.
Рекомендуется организовывать игры в свободное от занятий время по желанию детей.

Игры со звучащим словом

Продолжение. Начало в № 5, 7, 9, 11, 13, 23/2008

Разноцветный сундучок

Цели: уточнить и закрепить правильное произношение звуков м и мь, развивать речевое внимание и речевой слух детей.

Материалы: картинки с изображениями предметов, в названиях которых есть звуки м и мь, месяц, мишка, мясорубка, мед, мел, миска, мячи, милиционер; машина, морковь, майка, мак, мороженое, муха, малина, муравей, матрешка, молоток. (Возможны варианты.) Сундучок для картинок, наборное полотно, синий и зеленый кружки, мяч.

Статья опубликована при поддержке туристического онлайн-агентства «Хипвэй». Ищите горящую путевку? Тогда обратитесь в «Хипвей». Здесь вы сможете подобрать подходящий вам тур, оплатить его и получить все необходимые документы онлайн – не выходя из дома. Посетите официальный сайт турагентства http://hipway.ru и подробно ознакомьтесь с предоставляемыми услугами.

Содержание

Воспитатель:

Я картинки положила
В разноцветный сундучок.
Ну-ка, Оля, выходи,
Вынь картинку, назови.

Ребенок подходит к воспитателю, достает картинку и называет предмет. Воспитатель произносит вместе с ребенком название, выделяя голосом звуки м, мь. Ставит картинку на наборное полотно: около синего кружка — названия со звуком м, около зеленого — со звуком мь.

Воспитатель: Послушайте, ребятки, слова: м-м-матрешка, м-м-морковка, м-м-машина. Какой звук слышится в этих словах? (М)
Теперь послушайте слова: мь-мь-мишка, мь-мь-мяч, мь-мь-мед. В этих словах слышится звук мь. Какой вы слышите звук? (Мь)
А сейчас мы поиграем в игру, которая называется «Повтори за мной». Встаньте в круг. Я буду бросать мячик и называть слова, выделяя звук м или мь. Надо сказать слово так, как сказала его я, и перекинуть мячик мне.

Слова: метро, мебель, Миша, Мила, Митя, Мурзик, Мурка, мама, малыш, мармелад, марка, мартышка, монетка и т.п.

Что исчезло?

Цели: уточнить и закрепить правильное произношение звуков п и пь. Развивать речевое внимание и речевой слух детей. Научить образовывать формы родительного падежа существительных множественного числа.

Материалы: игрушки и парные предметы — перчатки, петушки, пирамидки, погремушки, пуговицы, пароходики, помидоры, поросята, попугаи (возможны варианты).

Содержание

Воспитатель: Сейчас я объясню вам, как надо играть в игру «Что исчезло?».
Постарайтесь запомнить игрушки, которые лежат на столе. Закройте глазки. (Воспитатель прячет какие-либо игрушки.) А теперь откройте глазки и отгадайте, что исчезло со стола.

Воспитатель раскладывает на столе пять пар одинаковых игрушек. Дети запоминают, что лежит на столе. Воспитатель убирает одну пару. Когда ребята угадали, каких игрушек нет, на их место ставят другую пару. Если игра заинтересовала детей, ее повторяют.
Сначала роль ведущего выполняет взрослый, потом кто-либо из детей.

Послушайте слова: п-п-пуговица, п-п-пароход, п-п-попугай. В этих словах слышится звук п. Какой вы слышите звук? (П)
А теперь послушайте слова: п-п-перчатки, п-п-петушок, п-п-пирамидка. В этих словах слышится звук пь. Какой вы слышите звук? (ПЬ)

Чудесный мешочек

Цели: уточнить и закрепить правильное произношение звуков п, пь. Развивать речевой слух детей. Научить детей сочинять небольшие рассказы.

Материалы: игрушки и различные предметы — пуговицы, наперсток, попугай, поросенок, петушок, пирамидка, погремушка, помидор, перец; красивый пестрый мешочек.

Содержание

Воспитатель: А сейчас мы поиграем в игру «Чудесный мешочек».
Смотрите, какой красивый мешочек. В нем лежат разные игрушки и предметы. Надо опустить руку в мешочек, взять предмет и на ощупь догадаться, что это такое. Назовите предмет, достаньте его и расскажите о нем.
Вот, например, это — пуговица. Она круглая, плоская. У нее есть дырочки. Ее можно пришить к рубашке или кофточке. С помощью пуговичек застегивают одежду.

Воспитатель руководит игрой, подсказывая порядок действий. Вытащенный предмет называет вместе с ребенком, выделяя голосом звуки п, пь.

Послушайте, как звучат слова: п-п-погремушка, п-п-попугай, п-п-поросенок. В этих словах слышится звук п. Какой вы слышите звук? (П)
А теперь послушайте другие слова: п-п-петушок, п-п-пирамида, п-п-перец. В этих словах слышится звук пь. Какой вы слышите звук? (ПЬ)

Петрушкины загадки

Цели: уточнить и закрепить правильное произношение звуков п и пь в словах и фразах. При отгадывании загадок указывать на главные признаки предметов. Обогащать словарь детей образными словами.

Материалы: картинки с изображением предметов, в названии которых есть звуки п, пь, — поросенок, пальто, черепаха, помидор, капуста, пирамидка, погремушка, петух, пианино, пила, велосипед и т.п. (возможны варианты), игрушечный Петрушка, красивая коробка (сундучок), наборная доска, указка.

Содержание

Воспитатель приносит в группу Петрушку, который держит сундучок с картинками.

Воспитатель: Дети, смотрите, кто к нам пришел! Это Петрушка, он принес красивые картинки. Покажи-ка нам, Петрушка, свои картинки.

Петрушка (за него говорит воспитатель): Хорошо, я буду показывать, а вы скажете мне, что на них нарисовано.

Петрушка достает картинки и расставляет их на наборной доске, дети называют изображенные предметы.

Воспитатель: А сейчас вы будете давать Петрушке задания. Называйте картинки, а он будет их показывать. Просить надо вежливо: «Петрушка, покажи, пожалуйста, поезд» или «Петрушка, покажи, пожалуйста, петушка».

Дети дают задания Петрушке. Петрушка каждый раз спрашивает: «Правильно?». Иногда он ошибается и показывает не ту картинку. Дети смеются.

Давайте отгадаем Петрушкины загадки. Отгадки найдите среди картинок.

Хвост с узорами,
Сапоги со шпорами,
Ночью распевает,
Время считает.

(Петух.)

Спереди — пятачок,
Сзади — крючок,
Посередине — спинка,
А на ней щетинка.

(Поросенок.)

Держусь я только на ходу,
А если встану — упаду.

(Велосипед. С.Маршак)

Вот на грядке новая загадка:
Сто листов, а вовсе не тетрадка.

(Капуста.)

Кто имеет пятачок,
Не зажатый в кулачок?
На ногах его копытца.
Ест и пьет он из корытца.

(Поросенок.)

По ходу отгадывания загадок Петрушка показывает картинки-отгадки. Когда игра закончена, он прощается с детьми и уходит.

Умные картинки

Цели: уточнить и закрепить правильное произношение звуков в словах и фразах. Обратить внимание детей на звуки п и пь в словах. Вовлекать детей в игровое и речевое взаимодействие со сверстниками.

Материалы: картинки с изображениями предметов, в названиях которых есть звуки п и пь, — платье, пальто, пуговица, помидор, пылесос, погремушка, пароход, петух, пианино, перо, пила, персик, перец, печенье, пирамидка (возможны варианты), красивая коробка (сундучок), наборное полотно, синий и зеленый кружки.

Содержание

Воспитатель вносит в группу сундучок с картинками.

Воспитатель: Смотрите, ребятки, какой красивый сундучок я вам принесла. Сейчас я буду показывать вам картинки, а вы называйте, что на них нарисовано.

Достает по одной картинке, вместе с детьми называет их, выделяя голосом звуки п, пь, и ставит на наборное полотно: с твердым п — рядом с синим кружком, с мягким пь — с зеленым.

Посмотрите, около синего кружка стоят картинки, в названиях которых есть звук п. Назовем их. (Дети хором произносят слова, выделяя звук п.)
Около зеленого кружка стоят картинки, в названиях которых есть звук пь. Назовем их. (Дети хором произносят слова, выделяя звук пь.)
С этими картинками можно играть. Чтобы их получить, надо подойти ко мне и попросить: «Дайте мне, пожалуйста, петушка». (Или поезд, печенье, пирамидку.)

Дети по очереди подходят к воспитателю и просят картинку, четко произнося ее название. Потом садятся на свои места и разговаривают друг с другом, рассматривая картинки. Затем воспитатель собирает картинки обратно в сундучок.

А теперь поиграем звуками. Передавайте друг другу картинку и при этом говорите:
Ок-ок-ок — Петя-петушок.

Угадай по звуку

Цели: уточнить и закрепить правильное произношение звуков б, бь в звукоподражаниях и словах. Развивать речевой слух и речевое внимание детей.

Материалы: бубен, барабан, балалайка, игрушечный бычок, корзинка.

Содержание

Воспитатель вносит в группу корзину с игрушками. Дети окружают ее.

Воспитатель: Ребятки, смотрите, что я вам принесла. Хотите узнать, какие игрушки лежат в корзинке? Садитесь, сейчас будем отгадывать загадки. Кто это?

Голова, да рожки,
Да четыре ножки.
Громко мычит:
Му-у-у — говорит.

(Бычок.)

Это, ребята, бычок. (Достает игрушку.) Он из сказки к нам пришел и что-то нам принес. Что это?

Сам пустой,
Голос густой,
Дробь отбивает,
Шагать помогает.

(Барабан.)

А вот барабан. Послушайте, как он звучит: бум-бум-бум. (Дети вместе с воспитателем повторяют звукоподражание.)
А это что за музыкальный инструмент так звонко гремит: бим-бим-бим, бим-бим-бим? (Достает бубен.) Как он звучит? (Дети вместе с воспитателем повторяют звукоподражание.)
Бычок принес барабан, бубен и звонкую балалайку. Балалайка звенит: бам-бам-бам, бам-бам-бам. (Достает балалайку.) Как она звучит? (Дети вместе с воспитателем повторяют звукоподражание.)
Сейчас бычок с вами поиграет. Закройте глазки. Бум-бум-бум. Что звучит? (Дети: барабан.)
Бим-бим-бим. Что звучит? (Дети: бубен.)
Бам-бам-бам. А это что звучит? (Дети: балалайка.)
Послушайте, как звучат слова: б-б-бычок, б-б-бара-б-б-бан, б-б-балалайка. В этих словах слышится звук б.

В конце игры игрушки прощаются с детьми, и воспитатель складывает их в корзинку.

Бей, барабан

Цель: закрепить правильное произношение звуков б и бь в словах и фразах.

Материалы: барабан, корзинка, игрушечные бегемот, белка, обезьяна, собака.

Содержание

Воспитатель вносит в группу барабан.

Воспитатель:

Бей, барабан!
Барабан, барабань!
Барбей!
Брбань!
Барабан!

(В.Маяковский)

Давайте скажем вместе: бан, бан, бан, барабань, барабан! (Дети хором повторяют слова. Воспитатель барабанит.)
Кто хочет постучать по барабану? Я подойду к каждому, кто хочет.
Скажем вместе: бан, бан, бан, барабань, барабан!
Барабанит барабан.

Дети хором повторяют. Воспитатель барабанит.

Кто еще хочет постучать по барабану?
Повтори за мной: бан, бань, бан, барабань, барабан.

Ребенок говорит чистоговорку и барабанит по барабану; воспитатель передает барабан следующему ребенку.

Смотрите, какие к нам пришли зверюшки (достает игрушки из корзинки). Они тоже хотят побарабанить по барабану.
От-от-от — барабанит бегемот. (Дети хором повторяют чистоговорку.)
Елка-елка-елка — барабанит белка. (Дети хором повторяют чистоговорку.)
Яна-яна-яна — барабанит обезьяна. (Дети хором повторяют чистоговорку.)
Ака-ака-ака — барабанит собака. (Дети хором повторяют чистоговорку.)
Послушайте слова: б-б-бегемот, б-б-белка, об-б-безьяна — в этих словах слышится звук бь.
А вот как звучат слова: соб-б-бака, б-б-бара-б-б-бан, б-б-бара-б-б-банит — в них слышится звук б.
А теперь звери пойдут играть к детям ясельной группы. Давайте попрощаемся с ними, скажем зверятам: «До свидания!»

Что изменилось?

Цели: закрепить правильное произношение звуков б, бь в словах и фразах. Активизировать предлоги с пространственным значением и форму повелительного наклонения глагола ехать.

Материалы: игрушечные машина, белочка, собака, обезьяна, бычок, бегемот.

Содержание

Воспитатель: Смотрите, ребята, к нам едут игрушки на машине.
Би-би-и-и, би-би-и-и, уйди с пути! (Повторяет вместе с детьми.)
Кто к нам приехал? (Дети называют, воспитатель расставляет игрушки на столе по мере называния.)
А сейчас звери будут с нами играть. Запомните, кто где и как стоит. Теперь закройте глазки. (Сажает бегемота в кабину.) Откройте глазки. Что изменилось? (Бегемот спрятался в кабину.)

Воспитатель переставляет игрушки: помещает их в кабину, за машину, около колеса, под машину, прячет игрушки за спиной. Дети отвечают, кого не стало, кто куда спрятался.
Сначала игрушки переставляет воспитатель, потом — кто-нибудь из детей.

Послушайте слова: б-б-бегемот, об-б-безьяна. В этих словах есть звук бь.
А теперь послушайте слова: соб-б-бака, б-б-бычок. В них звук б.
Ребята, давайте покатаем игрушки на машине. Посадим бегемота.
— Бегемот, поезжай!
Посадим обезьяну.
— Обезьяна, поезжай!
И т.п.
Давайте встанем. Поехали! Едем на машине и гудим:
Би-би-и-и, би-би-и-и!
Уйди с пути!

Чудесный мешочек

Цели: закрепить правильное произношение звука б в словах и фразах. Научить детей составлять небольшие рассказы.

Материалы: нарядный мешочек, поднос, овощи и фрукты — банан, баклажан, арбуз, кабачок, абрикос, яблоко.

Содержание

Воспитатель вносит в группу чудесный мешочек. На подносе лежат овощи и фрукты. Дети рассматривают их и рассказывают воспитателю, что это.

Банан — это фрукт. Он растет на пальме. Банан желтый, душистый, вкусный.
Арбуз — это фрукт. Он сверху зеленый, а внутри красный. У него есть семечки. Арбуз сочный, сладкий, вкусный. И т.д.

Воспитатель рассказывает о предметах вместе с детьми и складывает их в мешочек. Затем дети опускают руку в мешочек, нащупывают овощ или фрукт и называют его. Потом достают предмет и смотрят, угадали они или нет.

Воспитатель: Послушайте, как звучат слова: б-б-банан, б-б-баклажан, ар-б-б-буз, каб-б-бачок, аб-б-брикос, яб-б-блоко. В этих словах слышится звук б.

Произнесите слова, чтобы слышался звук б.

(Показывает овощи и фрукты, а дети их называют.)

Оркестр

Цели: уточнить и закрепить правильное произношение звуков т, ть. Научить различать быстрый и медленный темпы речи. Вовлекать детей в речевое и игровое взаимодействие со сверстниками.

Материал: картинка с изображением скрипки.

Содержание

Воспитатель вносит в группу картинку.

Воспитатель: Посмотрите, дети, это скрипка. На высоких нотах скрипка звучит так: ти-ти-ти. Как звучит скрипка? (Дети повторяют.)
А еще скрипка может петь низким голосом: та-та-та. Как она может петь? (Дети повторяют.)
Сейчас вы будете большими и маленькими скрипками. Большие скрипки будут петь та-та-та, а маленькие — ти-ти-ти.
Встаньте парами. Договоритесь, кто из вас большая скрипка, а кто — маленькая.
Поют большие скрипки. (Выразительные движения, дети подражают пению большой скрипки.)
Теперь поют маленькие скрипки. (Выразительные движения, дети подражают пению маленькой скрипки.)
Поменяйтесь скрипками.
Сейчас маленькие скрипки будут петь медленно: ти-ти-ти. (Дети повторяют.)
Большие скрипки поют медленно: та-та-та. (Дети повторяют.)
Маленькие скрипки поют быстро: ти-ти-ти-ти-ти. (Дети повторяют.)
Большие скрипки поют быстро: та-та-та-та-та. (Дети повторяют.)
Садитесь. Будем передавать друг другу скрипку со словами:
Ти-ти-ти, та-та-та — поет скрипка неспроста.

Услышь звук

Цели: научить выделять в речи звуки т, ть и правильно произносить их. Уточнить значение слова «транспорт».

Материал: картинки, на которых нарисованы трамвай, троллейбус, автобус, автомобиль, самолет, вертолет, мячик.

Содержание

Воспитатель: Сегодня мы с вами будем играть в слова. Я буду называть слово, а вы, если услышите звук т, хлопните в ладоши. Произнесите слово, выделяя звук т.

Слова: танк, трамвай, троллейбус, автобус, цветок, молоток, кот, кит, бант.

Сейчас я назову другие слова, а вы, если услышите звук ть, хлопните в ладоши. Произнесите слово, выделяя звук ть.

Слова: тюльпан, тишина, тюлень, тигр, ботинки, аптека, артист, сырость, радость.

Воспитатель расставляет на наборной доске картинки, на которых изображены трамвай, троллейбус, автобус, автомобиль, самолет, вертолет.

Ребята, посмотрите внимательно на эти картинки. Все вместе они называются транспорт. На транспорте ездят люди и перевозят разные грузы. Произнесите слова, выделяя звук т.

Дети по очереди называют виды транспорта, выделяя звук т.

А теперь поиграем в мяч. Я буду бросать мяч и называть слово, выделяя звуки т и ть. Надо перебросить мяч мне и назвать выделенный звук. (Слова со звуками т и ть произносятся вперемешку.)

Найди ошибку

Цели: уточнить и закрепить правильное произношение звуков т и ть. Активизировать глаголы.

Материалы: игрушечные тигр, теленок, кот, автомобиль, самолет, автобус.

Содержание

Воспитатель: Ребята, постарайтесь быть внимательными. Я буду говорить, что делают предметы. Если скажу правильно — соглашайтесь со мной: да-да-да. Неправильно — нет-нет-нет. Исправьте мою ошибку и расскажите, что умеет делать тот или иной предмет.
Теленок поет. Что делает теленок? (Жует, мычит, бодается.)
Кот танцует. Что делает кот? (Мурлычет, умывается, играет.)
Автомобиль летает. Что делает автомобиль? (Едет, перевозит грузы.)
Автобус плывет. Что делает автобус? (Едет, останавливается, тормозит.)
Петушок рычит. Что умеет делать петушок? (Петь, клевать, ходить, кукарекать.)
Тигр звенит. Что умеет делать тигр? (Рычать, подкрадываться, спать, бежать, лежать.)

Дети выбирают правильное слово.

Сейчас я назову слова. Если услышите звук т, хлопните в ладоши. Произнесите слово, выделяя звук т.

Слова: петушок, поет, кот, танцует, автомобиль, едет, автобус, мчится, рычит, мурлычет, лакает.

А сейчас я буду произносить другие слова. Если услышите звук ть, хлопните в ладоши.

Слова: летать, читать, плавать, телефон, теремок, телевизор.

Послушайте слова: пет-тушок, самолет-т, авт-тобус. В этих словах слышится звук т.
А вот еще слова: ти-игр, те-еленок, те-елефон. В них слышится звук ть.

Рейтинг@Mail.ru