Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №1/2009
Наши читатели знают, как важна для развития детей окружающая их предметная среда. В детских садах проводятся семинары и методобъединения по обсуждению среды и ее воспитательного значения, устраиваются смотры-конкурсы, поощряющие педагогов к созданию новых пособий и игрушек, к новой организации пространства в группе. Но как оценить, является ли среда действительно развивающей? Какими критериями воспользоваться?
На эти вопросы ответит предлагаемая «Методика экспертизы предметно-развивающей среды». Методика разработана по заказу правительства Ханты-Мансийского округа — Югра в рамках проекта Всемирного банка «Подготовка рекомендаций по модернизации региональной системы дошкольного образования». Ее создатели — научный коллектив психологов Центра игры и игрушки Московского городского психолого-педагогического университета.

Методика экспертизы предметно-развивающей среды дошкольного образовательного учреждения

Введение

Цель данной методики — задать критерии оценки материалов и оборудования, которые могут обеспечить развитие ребенка и образовательный процесс в детском образовательном учреждении (ДОУ). Основные требования к среде остаются стабильными для детского учреждения, работающего по любой программе, поскольку ориентиры для ее построения опираются не на конкретную программу, а на основные факторы развития дошкольника. Вместе с тем эти материалы могут быть дополнены любыми пособиями, необходимыми для реализации конкретной программы.

Основу образовательного процесса в дошкольном возрасте составляют специфические виды детской деятельности, способствующие на данном этапе полноценному развитию ребенка. К развивающим видам деятельности дошкольника относятся игровая, продуктивная и познавательно-исследовательская. Также в качестве условия полноценного физического развития детей необходимо обеспечить им двигательную активность.

Предметная среда ДОУ должна включать необходимые и достаточные предметы и оборудование, обеспечивающие каждый из этих видов деятельности. Материалы должны соответствовать возрастной специфике каждого вида деятельности и подбираться с учетом возраста детей в конкретной группе ДОУ.

Исходным основанием данной экспертизы является принцип деятельности и ее соответствие возрасту детей. Именно это основание положено в основу типологии материалов, составляющих развивающую среду ДОУ, и является критерием оценки развивающей предметной среды конкретного учреждения. Материальная среда детского сада должна создавать условия для полноценной реализации всех видов деятельности, способствующих развитию детей на данном возрастном этапе.

Предметно-развивающая среда в группе детского сада поселка Кедровый Красноярского края

Предметно-развивающая среда в группе детского сада поселка Кедровый Красноярского края

Часть первая. Типология развивающих материалов ДОУ

Тот или иной вид деятельности включает несколько специфических типов, характерных для определенных возрастов. Поскольку каждый тип деятельности предполагает специальное материальное оснащение, остановимся на их краткой характеристике с указанием возрастного диапазона и типа предметов и игрушек, которые обеспечивают ту или иную детскую деятельность.

1. Игровая деятельность

Игровая деятельность является главной движущей силой развития ребенка в дошкольном возрасте (от 3 до 7 лет), поэтому создание материальных условий для ее полноценной реализации — необходимое требование к предметной среде ДОУ. Прослеживая логику развития игры в дошкольном возрасте, можно выделить три формы игровой деятельности, каждая из которых предполагает специфические игрушки и игровые материалы.

1.1. Режиссерская игра

Режиссерская игра — это создание воображаемого пространства и разворачивание сюжета с помощью игрушек. Для режиссерской игры необходимы игрушки-персонажи (образные игрушки) и соответствующая им предметная среда (предметы оперирования и маркёры «кукольного пространства»).

1.2. Ролевая игра

Ролевая игра — создание и проигрывание сюжетов от имени принятых детьми ролей. Для ролевой игры нужны атрибуты роли (соответствующие аксессуары и костюмы), предметы оперирования и маркёры игрового пространства, соразмерные детям дошкольного возраста.

1.3. Игры с правилами

Они делятся на подвижные (со специальным оборудованием — мячами, кеглями и пр.) и настольные (лото, домино, игры-бродилки и пр.).

2. Продуктивная деятельность

Продуктивная деятельность — это детская активность, направленная на получение определенного результата. В дошкольном возрасте эта деятельность способствует формированию образного мышления, творческих способностей, целеустремленности и настойчивости и пр. Выделяют следующие типы детской продуктивной деятельности.

2.1. Конструирование

Конструирование — создание построек из различного рода конструкторов и строительного материала.

2.2. Изобразительная деятельность

Изобразительная деятельность — создание рисунка, живописной работы, аппликации, изделий из пластилина, глины, теста и других пластических материалов.

2.3. Составление картинок

Составление картинок построение целостных предметных или сюжетных изображений из отдельных частей. Для данного типа деятельности существуют специальные игровые материалы (вкладыши, разрезные картинки, кубики, пазлы).

2.4. Ремесло

Ремесло — создание поделок (ковриков, корзинок, игрушек и пр.) из специального, подручного или природного материала.

3. Познавательно-исследовательская деятельность

Познавательно-исследовательская деятельность имеет огромное значение для развития восприятия, мышления, речи ребенка и для приобщения его к культуре. На протяжении дошкольного детства она существенно преобразуется, проходя путь от детского экспериментирования к оперированию знаковыми системами. В рамках данного вида можно выделить следующие типы познавательной деятельности и соответственно материалы, их обеспечивающие.

3.1. Детское экспериментирование

Детское экспериментирование — практическое, действенное обследование реальных объектов и их свойств (игры с динамическими или составными игрушками, занятия с песком и водой, вкладышами, магнитами и пр.).
С возрастом сложность объектов для экспериментирования повышается.

3.2. Восприятие детской художественной литературы (сказок, стихов, рассказов и художественных изображений)

Это важнейший тип детской деятельности, способствующий не только художественному, но и познавательному и общекультурному развитию дошкольника. Соответственно, обеспеченность необходимой по качеству и количеству детской художественной литературой является важным показателем материальной среды ДОУ.

При наличии в группе видеотеки оценивается качество демонстрируемых детям мультфильмов.

3.3. Познавательные действия с наглядно-образным материалом

Сюда относятся игры и упражнения с наборами тематических картинок для классификации (с изображениями видов транспорта, растений, животных, видов спорта и пр.), серии картинок для установления последовательности событий, наборы парных картинок для сравнения и пр.

3.4. Учебная деятельность

Учебная деятельность предполагает освоение нормативно-знакового материала (буквы, цифры, схемы, модели) и действия с ними. Предпосылки для освоения данного типа деятельности возникают в старшем дошкольном возрасте (после 5 лет). Ее осуществление предполагает специфические материалы: всевозможные азбуки, магнитные доски, кассы букв и цифр, измерительные приборы и пр.

4. Двигательное развитие дошкольников

Для двигательного развития дошкольников также нужно соответствующее материальное обеспечение, стимулирующее и развивающее различные движения (лазанье, прыжки, бег
и пр.). Это необходимое спортивное оборудование для физического развития детей (горки, скамейки, мячи, гимнастические маты).

Таким образом, основу методики составляет оценка необходимых и достаточных материалов для выделенных типов детской активности.

Продолжение следует

Рейтинг@Mail.ru