Комплект состоит из 12 карточек
№ 1 — икра лягушки;
№ 2–4 — стадии развития головастика;
№ 5а и б — взрослая лягушка;
№ 6–7 — озеро, в котором живет лягушка;
№ 7а — илистое дно озера, куда лягушка
зарывается на зиму;
№ 7б — почва на берегу озера;
№ 8 — прибрежные заросли растений, где она
охотится;
№ 9 — комар;
№ 10 — паук (пища лягушки);
№ 11 — аист, поедающий лягушек;
№ 12 — стрекоза.
Варианты дидактических игр
Первое занятие
Цель: показать детям развитие
лягушки от икринки до взрослой особи.
Воспитатель просит детей вспомнить, где
им приходилось видеть лягушек, какого они были
цвета. Потом объясняет, что маленькие лягушки в
детстве, лягушата, совсем не похожи на взрослых.
Их трудно узнать, можно даже подумать, что это
какие-то другие животные.
«Представим, что за окном весна, —
говорит воспитатель, — ярко светит солнышко,
вода в реках и озерах становится теплее. И в это
время в озере можно увидеть слипшиеся шарики
(показывает карточку № 1). Они липкие, прозрачные,
с черной точкой. Это икринки лягушки (можно
сравнить: цыпленок развивается из яйца, а
лягушонок — вот из такой икринки).
Через некоторое время из прозрачного
шарика вырастает маленький головастик, который
тоже пока мало похож на лягушку».
Воспитатель предлагает детям подумать,
почему его так назвали (большая голова и
маленькое тело). Показывает карточку № 2, обращая
внимание детей на то, что сначала у головастика
есть только тело, голова и хвост. Проходит время,
головастик растет, у него появляются задние ноги
(карточка № 3). Чтобы расти, ему нужно много есть.
Сравним карточку № 3 с карточкой № 2 — в чем их
отличие? У второго головастика есть не только
задние, но и передние ноги. Воспитатель
спрашивает у детей, похож ли теперь головастик на
лягушку, чем он от нее отличается?
Через некоторое время у головастика
исчезает хвост и он превращается в большую
красивую лягушку (карточка № 5а).
Весной в пруду или реке можно найти икру
лягушки и рассмотреть ее вместе с детьми,
поместив в банку с водой.
Второе занятие
Цель: связь лягушки с окружающей
средой.
Воспитатель предлагает детям вспомнить,
где живут лягушки. Расставляет на стенде
карточки № 6 и 7а и на них помещает вырезанную
по контуру лягушку. Обращает внимание детей на
то, что на карточке нарисована не только вода, но
и пузырьки воздуха (лягушка, как и мы, дышит
воздухом), и растения, среди которых она может
спрятаться.
Чтобы объяснить, почему в воде есть
пузырьки воздуха, можно сделать следующее. Пусть
дети глубоко вздохнут. Чем мы дышим? Воздухом. Он
вокруг нас, но мы его не видим, так как он
прозрачный. А в воде воздух можно «увидеть».
Поставим банку с водой и подышим в воду через
трубочку. Появится много пузырьков воздуха. В
реке, озере, любом водоеме тоже есть воздух. Им
дышат водные животные, в том числе и лягушка.
Воспитатель спрашивает детей: кто видел
лягушку на берегу реки? Что она там делает? На
берегу лягушка обычно охотится. Она любит есть
комаров (карточка № 9). А еще она ест паучков
(карточка № 10), может поймать маленькую рыбку,
жучка, муравья, стрекозу (карточка № 12).
Лягушка часто сидит в зарослях растений
на берегу (карточки № 7б, 8), где ее трудно
заметить. Воспитатель помещает лягушку на эти
карточки.
Обобщение и закрепление материала
Еще раз вспомним, где живет наша лягушка.
В воде она плавает или отдыхает, на берегу —
охотится. Многие лягушки отправляются на охоту
вечером или ночью, когда не очень жарко и их
кожица не высыхает. Что есть в воде, нужное для
того, чтобы в ней жила лягушка? Воздух, растения.
На дне озера (реки) лежит ил (пусть дети вспомнят,
как у них вязнут ноги в «грязи», если они ходят по
мелководью). В такую «грязь» (ил) на дне водоема и
зарывается лягушка, когда ложится на зиму в
спячку (почти как медведь). Для еды лягушке нужны
комары, стрекозы, пауки, мухи, жучки. Эти
насекомые живут там же, где и лягушка. А лягушками
питаются аисты, цапли, барсуки, выдры, филины, ужи.
В конце занятия воспитатель обращает
внимание детей на то, насколько тесно связаны эти
животные между собой, с растениями, со своим
домом: они могут жить только все вместе.
Третье занятие
Цель: объяснить детям, как меняется
жизнь лягушки в зависимости от времени года.
Ранней весной, когда появляется
солнышко, вода от его лучей становится теплее.
Воспитатель ставит на стенд карточку № 11 из
набора карточек «Одуванчик» с изображением
солнца и карточку № 6 — озеро. Лягушки
просыпаются и откладывают свои икринки (карточка
№ 1). Они похожи на кучку слипшихся прозрачных
шариков. Как мы уже говорили (на первом занятии),
из икринок появляются головастики (пусть дети
вспомнят, как лягушка развивается из икринки во
взрослое животное).
Летом головастики растут, превращаются
в лягушек, которые плавают в воде (на карточку № 6
воспитатель помещает рисунок лягушки), охотятся
на берегу (воспитатель перемещает изображение
лягушки на карточку № 8). В холодное время года,
зимой, лягушка спит на дне водоема. Она
зарывается в ил, потому что там теплее (помещает
карточку № 5а на карточку № 7а), а когда
вновь наступит весна и пригреет солнышко,
лягушка вылезет из своего убежища, начнет опять
плавать, охотиться и громко квакать — петь свои
лягушачьи песни.
Четвертое занятие
Цель: обратить внимание детей на
внешний вид лягушки, объяснить, как ее тело
приспособлено к образу жизни и условиям
окружающей среды.
Вначале воспитатель рассказывает детям
об окраске лягушки. Какого цвета лягушек они
видели? Сразу ли человек может заметить лягушку в
воде? А на берегу, в зарослях зеленых растений? И в
воде, и на берегу лягушку увидеть трудно
(вырезанную по контуру лягушку воспитатель
поочередно помещает на карточки № 6 и 8). Пусть
дети сами подумают, почему лягушка незаметна. В
воде лягушка тоже часто скрывается среди водных
растений. Она маскируется, прячется. Для чего?
Во-первых, чтобы ее не поймали и не съели цапли,
аисты и другие любители лягушек. Во-вторых, чтобы
ее не заметили и те, кого сама ловит. Именно
поэтому многие (но не все) лягушки бывают
зеленого цвета, а иногда и пятнистые. Воспитатель
просит детей вспомнить, знают ли они других
«пятнистых» животных.
Чтобы наглядно показать детям, что
лягушка с яркой окраской хорошо заметна и в воде,
и на берегу, лягушку № 5б воспитатель
перемещает на карточки № 6 и 8. В некоторых
странах есть яркие лягушки, с броской окраской,
они словно пугают тех, кто хочет ими
полакомиться. Нередко яркие лягушки бывают
ядовиты, они не так беззащитны перед своими
врагами, как наши зеленые лягушки.
Воспитатель объясняет детям, что
лягушки совершенно безопасны для человека и с
ними надо обращаться бережно. Если к ним
присмотреться внимательнее, то они могут
показаться даже красивыми, а их лягушачьи песни
звучат не хуже птичьих.
Очень важно привнести в занятия
эмоциональный элемент, добиться понимания детей
того, что лягушки, как и любые другие животные,
нужны в природе, даже если они чем-то нам не
нравятся.
Лягушка неприметна не только благодаря
окраске. Особенно трудно ее обнаружить, когда она
лежит в воде или сидит на суше совершенно
неподвижно. Наверное, у многих ребят лягушка
выпрыгивала прямо из-под ног, и они замечали ее,
только если она начинала двигаться. Пусть дети
вспомнят, как они сами сидят неподвижно, когда
хотят, чтобы их не заметили. Точно так же
поступают и многие животные.
По внешнему виду лягушки можно
определить, где она живет. Воспитатель обращает
внимание детей на лапу лягушки. Что в ней
особенного? Пусть дети посмотрят на свои руки:
есть ли у нас такие перепонки, как у лягушки? Нет.
Поэтому когда мы плывем на лодке, то гребем
веслами, а когда плывем сами в реке, море или
озере, то надеваем ласты (желательно показать
детям ласты для сравнения с ногами лягушки). Все
знают, что в ластах человек движется быстрее. А
вот лягушке ласты не нужны. Они у нее и так есть:
это перепонки. Перепонки помогают лягушке
быстрее плавать, ей удобно двигаться в воде.
Воспитатель напоминает, у каких зверей и птиц
есть похожие перепонки. Это утка, гусь, бобр — все
они плавают в воде.
Лягушка — прекрасный охотник за
летающими насекомыми. В этом ей помогают язык и
умение хорошо прыгать. Когда она видит комара, то
моментально выбрасывает далеко вперед свой язык
и ловит им комара. А язык у лягушки необычный. Он
может становиться очень длинным. У нас, людей,
язык прикреплен ко рту задним концом (пусть дети
пошевелят своими языками и даже высунут их — мы
выставляем передний кончик языка, поскольку
сзади язык крепко держится во рту, и поэтому мы не
можем так ловко ловить языком комаров, как
лягушка). У лягушки язык прикреплен передним
кончиком, поэтому она умеет лучше нас показывать
свой язык. К тому же он у нее липкий, словно
намазан клеем, и комарики, жучки приклеиваются к
нему, как марка к конверту. А уж если приклеились,
то обратно не выберутся: у лягушки есть
маленькие, но крепкие зубки-бугорки.
Всем детям, когда они болеют, ставят
градусник. Если у них ничего не болит и они
здоровы, то температура у них нормальная — 36,6oC.
Такая температура у человека всегда: и когда на
улице мороз, и когда жара. А вот у лягушек (змей,
ящериц) температура тела может меняться. Если
взять в руки лягушку, сидевшую в тени, она будет
прохладной. А на солнце лягушки нагреваются. Даже
у здоровой лягушки, у которой нет ни насморка, ни
кашля, на солнце будет «повышенная» температура,
а в холодную погоду «пониженная».
Лягушка не может долго жить без воды, так
как у нее высыхает кожа. Поэтому она бывает то в
воде, то на суше. Дышит лягушка и носом, и через
кожу.
Сравним глаза лягушки и рыбы. Рыба живет
только в воде, а лягушка может жить и на суше.
Поэтому глаза у них отличаются (на глаза рыбок
можно посмотреть в аквариуме). Когда рыба
плавает, ей в глаза не попадают соринки, так как в
воде их нет. Значит, у рыбы веки отсутствуют, они
ей не нужны. Рыба не умеет моргать и не может нам
подмигнуть. А вот у лягушки веки есть, ведь на
суше ей иногда приходится беречь свои глаза, и
она их закрывает. Воспитатель предлагает детям
поморгать: у нас тоже есть веки, которые защищают
наши глаза.
Лягушка не только смотрит по сторонам и
слушает, что происходит вокруг, у нее еще и
отличный «нюх», она прекрасно различает запахи.
Может показаться, что лягушке все равно,
где жить, но это не так. У каждой лягушки есть свой
дом, который она хорошо знает. И если вдруг она
очутится вдали от него, то обязательно найдет
дорогу и вернется к себе. Даже если она попадет в
хорошее место, оно для нее будет чужим. Поэтому не
нужно уносить лягушек с берега реки, пусть они
живут в своих домах.
Во время занятий воспитатель может
вспомнить вместе с детьми сказки, в которых
рассказывается о лягушках («Царевна-лягушка»,
«Дюймовочка», «Приключения Буратино» и др., стихи
Ю.Мориц). Желательно прочитать отрывки из этих
произведений (описание внешнего вида лягушки, ее
домика).
Воспитатель дает детям задание: нарисовать
домик для лягушки, чтобы она могла в нем жить —
дышать, охотиться, плавать, прятаться.