Представьте себе детский городок, где у
каждого ребенка есть свой домик, не похожий на
другие. В этом домике малыш может помечтать
наедине с самим собой, пообщаться с товарищами на
правах хозяина жилища или в качестве гостя. Такие
чудесные домики — в рост ребенка — могли бы
сделать для своих детишек мамы и папы.
В группе не так много места, чтобы
расставить все домики? Значит, они должны быть
разборными: сегодня строим домики Паши и Маши,
завтра — Тани и Пети. Дети будут ждать «своего»
дня с нетерпением. А чтобы строительство стало
развивающим занятием, нужно продумать доступные
для детей способы сборки «строений» с помощью
пуговиц, липучек, шнуровки, крючков — всех
известных видов «застежек».
Мне не стоило большого труда убедить
родителей и коллег в важности домиков как
элементов развивающей среды для детской игры. И в
нашей группе закипела работа. Дети рисовали
домики своей мечты, исследовали материалы для их
изготовления, придумывали названия своим
творениям.
Педагоги с родителями трудились над
воплощением детских проектов в жизнь в
«натуральную величину». Мы даже открыли клуб
«Волшебная архитектура».
Созданному городку дали название
Крохоград. И он сразу нашел широкое применение в
разных областях нашей жизни. Как жители
картонных домиков, наши ребята изучают правила
этикета, закрепляют математические знания,
пробуют себя в качестве артистов, учатся
исследовать, сопоставлять, измерять. И, конечно,
играют.
Количество домиков в Крохограде и их
назначение варьируется в зависимости от целей и
задач педагогической работы. Каждое «посещение»
городка связано с новизной и неожиданными
переживаниями, а потому пробуждает
познавательный интерес детей и обостряет их
эмоциональную жизнь. Обычная текучка садовской
жизни наполняется подлинной событийностью.
Крохоград учит детей и взрослых учиться
друг у друга, радоваться совместному творчеству
и исполнению сказочных желаний.
Домостроительство — это проект!
В ходе полифункционального
развивающего проекта «Крохоград» Жанна Бикеева
предлагает:
1) читать детям сказки и рассматривать
картинки с изображением сказочных домиков;
2) устраивать экскурсии с рассматриванием
городских строений на улицах города;
3) конструировать домики из строительного
материала;
4) рисовать фантастические домики; придумывать
для них легенды и истории;
5) конструировать настольный городок из
самодельных домиков.
Родители в это время:
1) знакомятся с теорией
индивидуального развивающего пространства;
2) придумывают домики для своих малышей;
3) устраивают коллективное обсуждение
технологических решений для сооружения домиков;
4) готовятся к праздничной выставке и другим
игровым программам, связанным с использованием
самодельных домиков (театральные постановки,
презентации своих построек, досуги с
музыкальными и подвижными играми).