Зовут меня…
Игры-загадки, в которых требуется
дать словесное описание животного
Дети старшего возраста составляют
описание от имени животного, которому писали
письмо, не произнося его название. Дети помладше
слушают описание животного, которое им
зачитывает воспитатель. (Для этой цели можно
использовать фрагменты писем от животных.)
Задача детей — отгадать, о каком животном идет
речь, например:
— Я живу в дупле, у меня замечательный
пушистый хвост, поэтому я умею прыгать с ветки на
ветку. Я очень хозяйственная, на зиму запасаю
шишки, орехи, грибы. А зовут меня… (белка).
— Я маленькая, зеленая, симпатичная,
прыгучая. Живу в воде и на суше, отлично плаваю и
ловлю комариков. Весной на берегу реки можно
услышать наш замечательный, дружный хор: вместе с
друзьями я исполняю песни. А зовут меня… (лягушка).
— Я большой и сильный. Меня называют
«хозяином леса».
У меня отличный дом-берлога. В ней я сплю зимой,
когда нечего есть. А летом люблю полакомиться
ягодами, жуками, грибами, а если повезет, то и
медком. Чтобы быть большим и сильным, я должен
много есть! Зовут меня… (медведь).
Вот серый крот
Серия игровых упражнений,
посвященных одному животному
Можно составить целую серию игровых
упражнений, позволяющих закреплять знания детей
о том или ином животном. Сюда будут входить
речевые игры, динамические и игры по типу лото.
Вот пример таких упражнений, связанных
темой «Крот».
1. Описать крота, не называя, чтобы
лиса не узнала, о ком идет речь, например: у этого
животного бархатная черная шкурка, он плохо
видит и т.п.
2. Дети отвечают на вопросы
взрослого, не употребляя слово «крот». Например,
воспитатель интересуется: «Что это за зверь роет
ходы под землей и выбрасывает кучки почвы на
поверхность?» Ребенок должен ответить, например,
так: «Этот зверь живет под землей, он слепой,
толстый». При ответе на второй вопрос он
вспоминает другие особенности животного. Кто
ошибется и произнесет слово «крот», выбывает из
игры.
3. Сделайте карточки с изображением
крота и животных, которыми он питается и которые
охотятся на него. Задание: расположить карточки в
правильной последовательности (кто кого ест).
Самый простой вариант: сухой листик — дождевой
червяк — крот — лисица. Для усложнения игры
можно добавлять «лишних» животных. Кроме того,
ребята могут сами превратиться в этих животных и
построить «живую цепочку», став друг возле друга
в том же порядке.
4. Для другого варианта игры
понадобится набор карточек с изображением крота
и животных: а) которыми он питается, б) которых он
не употребляет в пищу. Ребенок говорит: если бы я
был кротом, я бы съел на обед... (и выбирает
карточку). Другие дошкольники определяют
правильность выбора.
Рекламируем мир природы
Можно также предложить составить
рекламу либо самого животного, либо его
местообитания. В процессе составления рекламы
дети формулируют в краткой, привлекательной и
понятной для других форме полученную ранее
информацию. Например:
— Этот зверь — самый огромный на суше!
Только у него есть такой длинный и замечательный
нос, такие большие уши и такие толстые ноги! Его
любят взрослые и дети, и он отвечает им
взаимностью! (Слон.)
— Этот дом — самая ценная недвижимость
в лесу, а его маленькие черные жильцы — самые
трудолюбивые! Берегите холмики-дома, ведь без них
многим в лесу будет плохо! (Муравейники.)