Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №6/2009

Календарь памятных дат мировых религий. Год 2009

Продолжение. Начало см. в № 4, 5/2009

Важнейшие памятные даты буддизма

Слово «буддизм» в переводе с санскрита означает «Учение Просветленного». Буддизм возник в VI веке до нашей эры в Южной Азии на основе идей Будды Шакьямуни, жившего в Индии. Буддисты не воспринимают Будду как Бога. Он для них — Учитель, создатель учения о «четырех благодатных истинах: существует страдание, его причина, состояние освобождения и путь к нему».

Народы России, исповедующие буддизм (калмыки, буряты, тувинцы, большая часть алтайцев), принадлежат к тибетской ветви буддизма — «желтошапочной» школе гелук. Но среди их божеств есть божества, не встречающиеся в Тибете, — Белый Старец (Цагаан Эбугэн), хозяин всей земли, покровитель зверей и птиц, и герой тибетского и монгольского эпоса Гэсер. Буддизм у народов России включает в себя и элементы шаманизма.

У буддистов принят лунный календарь, даты по которому устанавливаются с помощью астрологических таблиц. В течение года отмечается пять основных праздников, называемых Великими хуралами. В праздничные дни буддисты должны избегать плохих поступков и совершать добрые дела. Считается, что последствия плохого поступка увеличиваются в 1000 раз, и во столько же раз увеличиваются последствия поступка хорошего.

Первый Великий хурал — Цагалган — праздник Нового года. Он начинается в первое весеннее новолуние и длится 16 дней. К празднику подготавливаются гороскопы. В храмах идут молебны в честь охранительницы веры Лхами и чудес Будды, а также о том, чтобы Новый год оказался счастливым и принес людям здоровье и благополучие.
В праздник Нового года совершаются очистительные обряды. У каждого народа они свои. Вот как проходил очистительный обряд у буддиcтов Бурятии. С наступлением темноты зажигался конусообразный костер. В этот костер бросали тряпки, предварительно обтерев ими тело, или куски теста. Считалось, что в огне сжигаются все болезни, напасти и грехи, приставшие к человеку за год, и человек встречает Новый год с чистой душой и телом.
Новый год все члены семьи должны отпраздновать вместе за обильной трапезой. По поверью, обильное застолье способствует процветанию и здоровью людей, богатому урожаю и приплоду скота. В Калмыкии жива традиция обмена праздничной едой, борцоками (сдобным печеньем), пиалами джомбы (национальный калмыкский напиток).
Весь праздник у буддистов продолжаются визиты в гости, посещения и поздравления родственников, обмен подарками и приветствиями. Среди монголов, бурят и калмыков было принято приветствовать друг друга обеими руками с раскрытыми вверх ладонями. Древний обычай означал, что у встречавшихся нет в руках холодного оружия. По обычаям гостеприимства на празднике всегда присутствовало много русских, проживающих по соседству.
Цагалган — не только праздник встречи Нового года, но и праздник молочной пищи. Поэтому месяц проведения Цагалгана дословно значит «белый месяц», символизируя собой счастье и благополучие.
В республиках России, отмечающих Цагалган, проходят красочные народные гуляния с множеством традиционных развлечений, спортивных игр, состязаний острословов.

Второй Великий хурал — Зула. В этот 25-й лунный день месяца Коровы родился и ушел в нирвану (состояние просветления) великий лама Цонгкхапа (у разных народов его имя произносится по-разному), основатель буддийской школы Гелугпа. Его называют вторым Буддой после Будды Шакьямуни. По традиции верующие приходят в храм, чтобы совершить обряд продления лет, сделать подношения ламе Цонгкхапе и своим предкам. В память о Великом Учителе верующие приносят в храм и зажигают лампады (зул).

Третий Великий хурал посвящен учению буддизма Калачакра («Колесо времени»). Он отмечается три дня, с 14-го по 16-й день третьего месяца лунного календаря. По легенде Калачакру начал распространять в Индии аскет Цилупа, принесший это учение из легендарной страны Шамбалы.

Четвертый Великий хурал — Весак — День Рождения, Просветления и Ухода в нирвану Будды Шакьямуни. Праздник совпадает с началом весны и длится неделю. В это время во всех монастырях проходят молебны. Храмы украшают гирляндами из цветов и бумажными фонариками (они символизируют просветление, пришедшее в мир с учением Будды). После молебна верующие обильно угощают монахов и преподносят им подарки. Друзьям и родственникам посылают открытки, на которых изображены памятные события из жизни Будды.

Пятый Великий хурал посвящен Майтрейе (по-бурятски он называется Майдари) — Будде Грядущего мирового периода. Так называется в буддизме отрезок времени, который наступит после окончания «правления нашим миром Будды Шакьямуни». В этот день после праздничного молебна из храма выносят статую Майтрейи, сажают его под балдахин на колесницу, в которую впрягают статую коня или слона. Окруженная верующими колесница под звуки труб и барабанов медленно совершает объезд по территории монастыря, двигаясь по ходу солнца. Отсюда название праздника — Круговращение Майтрейи. Торжество завершается праздничным угощением и подношениями подарков монахам.

Иволгинский дацан, г. Улан-Удэ, Республика Бурятия

Иволгинский дацан, г. Улан-Удэ, Республика Бурятия

Важнейшие памятные даты иудаизма

Иудаизм — древнейшая монотеистическая религия, связанная с верой в Единого Бога Яхве, сложившаяся в I тысячелетии до н.э. как религия древних евреев. Ее название восходит к имени четвертого сына Иакова Иуды (Йехуда) и к названию Иудейского царства — государства древних евреев.
Последователей иудаизма называют иудеями. Иудаизм — официальная религия государства Израиль и одна из четырех мировых религий, имеющих последователей по всему земному шару. В России также существуют иудейские общины.
Главными священными книгами иудаизма являются Тора и Талмуд.
В Торе излагается божественное учение. В Талмуде содержатся комментарии и трактовка текстов.
Тора состоит из пяти книг пророка Моисея («Пятикнижие Моисея»). Согласно традиционной точке зрения, ее текст был записан Моисеем со слов Всевышнего. Переведенное на греческий, а потом на латынь и старославянский языки, Пятикнижие Моисея входит в состав христианского Ветхого Завета.
Поэтому представления о возникновении мира, о существовании Божьего народа, о праотцах и первых пророках в иудаизме и христианстве общие. Ислам, как более молодая религия, тоже заимствовал некоторые мифологические сюжеты из иудаизма. В частности, прародитель Авраам почитается во всех трех религиях, поэтому их еще называют авраамическими религиями.
Сюжеты Торы (и Ветхого Завета) повествуют о строительстве Первого Храма Единому Богу. Это деяние осуществил царь Соломон. Первый Храм был разрушен вавилонянами, захватившими земли древних евреев. После вавилонского плена в Палестине был возведен второй Храм, впоследствии разрушенный римлянами. С разрушением второго Храма, повествует легенда, для древних евреев начался период рассеяния. Там, где евреи оседали во времена поздней античности и в Средние века, они возводили молельные дома, называющиеся синагогами.
В отличие от христианских храмов синагоги не украшаются картинами с изображением божественных и человеческих образов. В иудаизме существует запрет не только на изображение Бога, но даже на написание и произнесение его имени. В текстах оно воспроизводится с сокращениями, в молитвах заменяется возвеличивающими словами.
В отличие от христианской религии в иудаизме отсчет времени ведется от Сотворения мира. Нынешний год — 5769-й. Иудеи отмечают Сотворение мира еженедельным праздником Шаббат. (Слово «суббота» происходит от слова «шаббат». В языке древних евреев звуки ш и с изображаются одной буквой.)
Согласно Торе (и Ветхому Завету), Бог, создавший мир, на седьмой день отдыхал. И людям, созданным по его образу и подобию, нужно в этот день освободиться от суетных дел и посвятить себя молитвам и размышлениям о Боге. Шаббат начинается в пятницу с наступлением сумерек и длится до первой звезды, которая появится на небе следующим вечером. С началом Шаббата хозяйка дома зажигает свечи, которые должны гореть до окончания субботы.
С зажигания свечей начинаются и все другие иудейские праздники, которые отмечаются по лунно-солнечному календарю. В большинстве своем их даты подвижны — как дата христианской Пасхи.
Как и в других религиях, иудейские праздники сопровождаются ритуальной трапезой и приготовлением особых блюд. Почти все блюда на праздничном столе имеют символическое значение.

Синагога в Санкт-Петербурге

Синагога в Санкт-Петербурге

Ежегодные праздники

Рош а-Шана («голова года», время прощения и милосердия). Выпадает на первый день месяца тишрей (сентябрь–октябрь). В этот день отмечается сотворение мира, начало нового года и завершение старого. Существует предание, что на Рош а-Шана Бог отмечает в Книге жизни, какая судьба ждет человека в следующем году. Евреям предписано анализировать свои поступки за весь год и подготовиться к наступающему году. День проводят в молитвах о будущем, просят здоровья, благополучия, мира и добрых вестей. В синагогах на Рош а-Шана звучит шофар — трубный рог. Звук шофара призывает: «Очнитесь, кто дремлет, кто тратит отпущенные годы бессмысленно. Обозрите души свои и добрыми сделайте дела свои». Перед заходом солнца евреи отправляются на берег реки, моря, к колодцу или к любому водоему, чтобы прочитать Ташлих — особую молитву об избавлении от грехов. На праздничной трапезе подают традиционные блюда: рыбу — символ плодородия; голову (баранью или рыбью) — чтобы быть в Новом году «во главе, а не в хвосте»; морковь кружочками — по форме и цвету она должна напоминать золотые монеты — символ богатства; круглую сладкую халу с изюмом — чтобы год был полным и здоровым. Перед трапезой произносят пожелание: «Да будет добрым и сладким этот год!» — и обмакивают в мед яблоко и кусочек хлеба. Принято дарить подарки и посылать друзьям и родным поздравительные открытки.

Йом-Кипур (Судный день). По преданию, 10-й день месяца тишрей — день искупления грехов и высшего суда. Евреи каются в грехах, просят у Бога прощения и очищения.
В Судный день всем, кроме больных и детей, запрещается есть и пить до захода солнца. В древности с праздником был связан обычай: изгонять в пустыню из храма козла, к рогам которого привязывалась табличка с перечнем грехов, снимая их, таким образом, с народа. Отсюда пошло выражение «козел отпущения».

Суккот (в переводе с иврита «шалаш», «шатер» или «кущи»). Отмечается в 15-й день месяца тишрей. Во время праздника люди переселялись в шалаши в память о шалашах, в которых жили их предки, кочуя по Синайской пустыне. Эта традиция и сегодня соблюдается в Израиле. В Суккот благодарят Бога за обильный урожай. В синагогах благословляют этрогом (плод, похожий на лимон) и букетом из ветвей пальмы, мирт и вербы. Они символизируют вездесущность Бога и единство еврейского народа. Суккот — самый любимый и радостный народный праздник. Дети мастерят к празднику макет шалаша, а сам праздник воспринимают как интересное приключение.

Симхат-Тора («радость Торы»). Отмечается в последний день праздника Суккот. В день праздника заканчивается годовой цикл чтения Торы и начинается чтение свитка сначала. В синагогах из ковчега вынимают свитки Торы и семь раз обносят их вокруг здания. Праздник с песнями и танцами продолжается до глубокой ночи.

Песах (Пасха) — «праздник освобождения». Отмечается в месяце ниссан (март–апрель) в память об Исходе евреев из Египта, где они находились в рабстве. Слово «песах» в переводе с иврита означает «миновал», «перепрыгнул». Фараон не хотел отпускать евреев из рабства, поэтому Господь наслал на Египет страшные бедствия, названные «египетскими казнями». Но казни эти не коснулись народ Израиля, миновали их.
К пасхальному ужину (седеру) приглашают бедняков и тех, кто не может отметить праздник в своей семье. За праздничным столом читают Агаду — историю Исхода евреев из Египта. На Пасху и в течение пасхальной недели едят пресный хлеб предков — мацу, приготовленную быстро и без дрожжей. Легенда повествует, что евреи покидали Египет в спешке, и тесто не успело взойти. Хлебцы из неперебродившего теста выпекали уже в пустыне, на горячих камнях. Поэтому маца имеет плоскую форму и пористую структуру.
Начинается трапеза с наполнения бокалов красным вином. Первый бокал выливается — в память о крови первенцев, пролитой в самый страшный из дней египетских казней.
Кроме мацы, на стол подают блюда из горьких трав, которые должны напоминать горечь египетского рабства. Во время еды зелень обмакивают в соленую воду — символ слез, пролитых евреями в рабстве, и символ моря, которое они пересекли во время Исхода. Еще одно символическое блюдо называется «харосет» и состоит из смеси тертых яблок, фиников, орехов и вина. Харосет своим цветом должен напоминать о кирпичах, которые изготовляли евреи в рабстве. Заканчивается трапеза словами: «В будущем году — в Иерусалиме!»
Спустя тридцать дней праздник отмечается снова для тех, кто не смог отметить его дома.

Шавуот означает «недели» и празднуется в месяце сиван (май–июнь). В этот день на горе Синай Моисей получил Учение о законах, или Тору. Считается, что в ночь Шавуот небеса раскрываются, и все молитвы достигают Бога. Шавуот празднуется в начале сезона жатвы. В древности из пшеницы первого помола делали два каравая и несли их в Храм вместе с лучшими первыми плодами. Существует поговорка: «Тора сладка и приятна, как молоко и мед». Поэтому в день Шавуота едят молочные продукты, а также торты и коврижки с медом. В сельских местностях и кибуцах Шавуот отмечают как праздник урожая. Дети идут в детские сады и школы с венками на головах и с корзинками фруктов. Синагоги и дома украшают зелеными ветвями и гирляндами из цветов. Окна принято украшать бумажными аппликациями. Их вырезают в канун праздника и взрослые, и дети.

Ханука («освящение»). Отмечается в 24-й день месяца кислев (ноябрь–декабрь). Праздник посвящен возобновлению богослужения в Иерусалимском храме, отобранном у иудеев греко-сирийским царем Антиохом IV Эпифаном. Этот властитель насильственно насаждал язычество среди евреев. В храме установили языческие статуи, а свитки Торы сожгли. Были запрещены еврейские праздники и обычаи. Только после длительной борьбы иудеям удалось освободить Иерусалим и выкинуть языческих идолов из храма. Оскверненный храм нужно было освятить, но в нем остался только один маленький кувшинчик с маслом, которого хватило бы на один день. Для того чтобы приготовить новое масло, требовалось восемь дней. Все же решено было зажечь кувшинчик. И случилось чудо: огонь горел восемь дней. В память об этом событии зажигают светильник — ханукию. Каждый вечер в него вставляют по одной свече, пока их не станет восемь. В эти дни едят молочные блюда и пищу, приготовленную на масле, чаще всего латкес — картофельные оладьи. На Хануку у детей каникулы. Им принято дарить подарки или деньги. В этот день они играют в традиционную игру дрейдл — так называется четырехугольный волчок, на каждой стороне которого написана буква. Во времена греко-сирийских завоевателей под видом игры в волчок вели обучение детей еврейскому алфавиту.

Ту би Шват — Новый год деревьев. Празднуется в 15-й день месяца шват (январь–февраль). В древности было принято отдавать в храм десятую часть урожая. Ту би Шват установили для того, чтобы отделить урожай одного года от урожая другого года. Это праздник посадки плодоносных деревьев, ибо в Торе говорится: «Когда войдете в свою страну, насаждайте в ней плодоносные деревья». И в настоящее время в Израиле в этот день сажают деревья и устраивают экологические экскурсии. На праздничном столе должны быть злаки и фрукты, произрастающие в Израиле. На трапезе принято петь песни и цитировать библейские тексты, посвященные деревьям и фруктам.

Пурим. Празднуется в 14-й день месяца адара (февраль–март). Название праздника происходит от слова «пур» — «жребий». События, которые легли в основу праздника, произошли в библейские времена. Аман, главный советник персидского царя Артаксеркса, решил погубить еврейский народ в день, определенный по жребию. Но Эсфирь — жена Артаксеркса — и ее двоюродный брат Марходей спасли народ от истребления.
На утренней службе в синагоге читается книга Эсфирь, а вечером на площадях идут пуримшпили — театрализованные представления. Праздник спасения отмечают бурным весельем, карнавальными шествиями и пирами. Принято посылать знакомым праздничное угощение. Пекут маленькие треугольные пирожки. Они называются «Уши Амана».

9 ава (июль–август) — праздник памяти о разрушении царем Вавилона Навуходоносором Первого Храма и других трагических событиях в жизни еврейского народа. Евреи погружаются в траур и соблюдают строгий пост. Запрещено читать Тору, книги Пророков и Писание, ибо сказано: «Тора радует сердце, а в этот день нельзя радоваться». Читают только книгу Иова и суровые речи Иеремии, пропуская слова утешения. Сидеть в этот день принято только на земле или низких скамьях, как принято в день траура.

При составлении календаря использованы материалы Интернета, энциклопедические издания, в частности, «Религии мира» : Ч. 1–2 (М.: Аванта+, 1997), Православный календарь на 2009 год; Мусульманский календарь на 2009 год.

Рейтинг@Mail.ru