Продолжение. Начало см. в № 4, 5/2009
Важнейшие памятные даты буддизма
Слово «буддизм» в переводе с санскрита
означает «Учение Просветленного». Буддизм
возник в VI веке до нашей эры в Южной Азии на
основе идей Будды Шакьямуни, жившего в Индии.
Буддисты не воспринимают Будду как Бога. Он для
них — Учитель, создатель учения о «четырех
благодатных истинах: существует страдание, его
причина, состояние освобождения и путь к нему».
Народы России, исповедующие буддизм
(калмыки, буряты, тувинцы, большая часть
алтайцев), принадлежат к тибетской ветви
буддизма — «желтошапочной» школе гелук. Но среди
их божеств есть божества, не встречающиеся в
Тибете, — Белый Старец (Цагаан Эбугэн), хозяин
всей земли, покровитель зверей и птиц, и герой
тибетского и монгольского эпоса Гэсер. Буддизм у
народов России включает в себя и элементы
шаманизма.
У буддистов принят лунный календарь,
даты по которому устанавливаются с помощью
астрологических таблиц. В течение года
отмечается пять основных праздников, называемых
Великими хуралами. В праздничные дни буддисты
должны избегать плохих поступков и совершать
добрые дела. Считается, что последствия плохого
поступка увеличиваются в 1000 раз, и во столько же
раз увеличиваются последствия поступка
хорошего.
Первый Великий хурал — Цагалган — праздник
Нового года. Он начинается в первое весеннее
новолуние и длится 16 дней. К празднику
подготавливаются гороскопы. В храмах идут
молебны в честь охранительницы веры Лхами и
чудес Будды, а также о том, чтобы Новый год
оказался счастливым и принес людям здоровье и
благополучие.
В праздник Нового года совершаются
очистительные обряды. У каждого народа они свои.
Вот как проходил очистительный обряд у буддиcтов
Бурятии. С наступлением темноты зажигался
конусообразный костер. В этот костер бросали
тряпки, предварительно обтерев ими тело, или
куски теста. Считалось, что в огне сжигаются все
болезни, напасти и грехи, приставшие к человеку
за год, и человек встречает Новый год с чистой
душой и телом.
Новый год все члены семьи должны отпраздновать
вместе за обильной трапезой. По поверью, обильное
застолье способствует процветанию и здоровью
людей, богатому урожаю и приплоду скота. В
Калмыкии жива традиция обмена праздничной едой,
борцоками (сдобным печеньем), пиалами джомбы
(национальный калмыкский напиток).
Весь праздник у буддистов продолжаются визиты в
гости, посещения и поздравления родственников,
обмен подарками и приветствиями. Среди монголов,
бурят и калмыков было принято приветствовать
друг друга обеими руками с раскрытыми вверх
ладонями. Древний обычай означал, что у
встречавшихся нет в руках холодного оружия. По
обычаям гостеприимства на празднике всегда
присутствовало много русских, проживающих по
соседству.
Цагалган — не только праздник встречи Нового
года, но и праздник молочной пищи. Поэтому месяц
проведения Цагалгана дословно значит «белый
месяц», символизируя собой счастье и
благополучие.
В республиках России, отмечающих Цагалган,
проходят красочные народные гуляния с
множеством традиционных развлечений, спортивных
игр, состязаний острословов.
Второй Великий хурал — Зула. В этот
25-й лунный день месяца Коровы родился и ушел в
нирвану (состояние просветления) великий лама
Цонгкхапа (у разных народов его имя произносится
по-разному), основатель буддийской школы Гелугпа.
Его называют вторым Буддой после Будды
Шакьямуни. По традиции верующие приходят в храм,
чтобы совершить обряд продления лет, сделать
подношения ламе Цонгкхапе и своим предкам. В
память о Великом Учителе верующие приносят в
храм и зажигают лампады (зул).
Третий Великий хурал посвящен
учению буддизма Калачакра («Колесо времени»). Он
отмечается три дня, с 14-го по 16-й день третьего
месяца лунного календаря. По легенде Калачакру
начал распространять в Индии аскет Цилупа,
принесший это учение из легендарной страны
Шамбалы.
Четвертый Великий хурал — Весак — День
Рождения, Просветления и Ухода в нирвану Будды
Шакьямуни. Праздник совпадает с началом весны и
длится неделю. В это время во всех монастырях
проходят молебны. Храмы украшают гирляндами из
цветов и бумажными фонариками (они символизируют
просветление, пришедшее в мир с учением Будды).
После молебна верующие обильно угощают монахов и
преподносят им подарки. Друзьям и родственникам
посылают открытки, на которых изображены
памятные события из жизни Будды.
Пятый Великий хурал посвящен Майтрейе (по-бурятски
он называется Майдари) — Будде Грядущего
мирового периода. Так называется в буддизме
отрезок времени, который наступит после
окончания «правления нашим миром Будды
Шакьямуни». В этот день после праздничного
молебна из храма выносят статую Майтрейи, сажают
его под балдахин на колесницу, в которую впрягают
статую коня или слона. Окруженная верующими
колесница под звуки труб и барабанов медленно
совершает объезд по территории монастыря,
двигаясь по ходу солнца. Отсюда название
праздника — Круговращение Майтрейи. Торжество
завершается праздничным угощением и
подношениями подарков монахам.
Иволгинский дацан, г. Улан-Удэ,
Республика Бурятия
Важнейшие памятные даты иудаизма
Иудаизм — древнейшая монотеистическая
религия, связанная с верой в Единого Бога Яхве,
сложившаяся в I тысячелетии до н.э. как религия
древних евреев. Ее название восходит к имени
четвертого сына Иакова Иуды (Йехуда) и к названию
Иудейского царства — государства древних
евреев.
Последователей иудаизма называют иудеями.
Иудаизм — официальная религия государства
Израиль и одна из четырех мировых религий,
имеющих последователей по всему земному шару. В
России также существуют иудейские общины.
Главными священными книгами иудаизма являются
Тора и Талмуд.
В Торе излагается божественное учение. В Талмуде
содержатся комментарии и трактовка текстов.
Тора состоит из пяти книг пророка Моисея
(«Пятикнижие Моисея»). Согласно традиционной
точке зрения, ее текст был записан Моисеем со
слов Всевышнего. Переведенное на греческий, а
потом на латынь и старославянский языки,
Пятикнижие Моисея входит в состав христианского
Ветхого Завета.
Поэтому представления о возникновении мира, о
существовании Божьего народа, о праотцах и
первых пророках в иудаизме и христианстве общие.
Ислам, как более молодая религия, тоже
заимствовал некоторые мифологические сюжеты из
иудаизма. В частности, прародитель Авраам
почитается во всех трех религиях, поэтому их еще
называют авраамическими религиями.
Сюжеты Торы (и Ветхого Завета) повествуют о
строительстве Первого Храма Единому Богу. Это
деяние осуществил царь Соломон. Первый Храм был
разрушен вавилонянами, захватившими земли
древних евреев. После вавилонского плена в
Палестине был возведен второй Храм, впоследствии
разрушенный римлянами. С разрушением второго
Храма, повествует легенда, для древних евреев
начался период рассеяния. Там, где евреи оседали
во времена поздней античности и в Средние века,
они возводили молельные дома, называющиеся
синагогами.
В отличие от христианских храмов синагоги не
украшаются картинами с изображением
божественных и человеческих образов. В иудаизме
существует запрет не только на изображение Бога,
но даже на написание и произнесение его имени. В
текстах оно воспроизводится с сокращениями, в
молитвах заменяется возвеличивающими словами.
В отличие от христианской религии в иудаизме
отсчет времени ведется от Сотворения мира.
Нынешний год — 5769-й. Иудеи отмечают Сотворение
мира еженедельным праздником Шаббат. (Слово
«суббота» происходит от слова «шаббат». В языке
древних евреев звуки ш и с изображаются
одной буквой.)
Согласно Торе (и Ветхому Завету), Бог, создавший
мир, на седьмой день отдыхал. И людям, созданным
по его образу и подобию, нужно в этот день
освободиться от суетных дел и посвятить себя
молитвам и размышлениям о Боге. Шаббат
начинается в пятницу с наступлением сумерек и
длится до первой звезды, которая появится на небе
следующим вечером. С началом Шаббата хозяйка
дома зажигает свечи, которые должны гореть до
окончания субботы.
С зажигания свечей начинаются и все другие
иудейские праздники, которые отмечаются по
лунно-солнечному календарю. В большинстве своем
их даты подвижны — как дата христианской Пасхи.
Как и в других религиях, иудейские праздники
сопровождаются ритуальной трапезой и
приготовлением особых блюд. Почти все блюда на
праздничном столе имеют символическое значение.
Синагога в Санкт-Петербурге
Ежегодные праздники
Рош а-Шана («голова года», время
прощения и милосердия). Выпадает на первый день
месяца тишрей (сентябрь–октябрь). В этот день
отмечается сотворение мира, начало нового года и
завершение старого. Существует предание, что на
Рош а-Шана Бог отмечает в Книге жизни, какая
судьба ждет человека в следующем году. Евреям
предписано анализировать свои поступки за весь
год и подготовиться к наступающему году. День
проводят в молитвах о будущем, просят здоровья,
благополучия, мира и добрых вестей. В синагогах
на Рош а-Шана звучит шофар — трубный рог. Звук
шофара призывает: «Очнитесь, кто дремлет, кто
тратит отпущенные годы бессмысленно. Обозрите
души свои и добрыми сделайте дела свои». Перед
заходом солнца евреи отправляются на берег реки,
моря, к колодцу или к любому водоему, чтобы
прочитать Ташлих — особую молитву об избавлении
от грехов. На праздничной трапезе подают
традиционные блюда: рыбу — символ плодородия;
голову (баранью или рыбью) — чтобы быть в Новом
году «во главе, а не в хвосте»; морковь кружочками
— по форме и цвету она должна напоминать золотые
монеты — символ богатства; круглую сладкую халу
с изюмом — чтобы год был полным и здоровым. Перед
трапезой произносят пожелание: «Да будет добрым
и сладким этот год!» — и обмакивают в мед яблоко и
кусочек хлеба. Принято дарить подарки и посылать
друзьям и родным поздравительные открытки.
Йом-Кипур (Судный день). По
преданию, 10-й день месяца тишрей — день
искупления грехов и высшего суда. Евреи каются в
грехах, просят у Бога прощения и очищения.
В Судный день всем, кроме больных и детей,
запрещается есть и пить до захода солнца. В
древности с праздником был связан обычай:
изгонять в пустыню из храма козла, к рогам
которого привязывалась табличка с перечнем
грехов, снимая их, таким образом, с народа. Отсюда
пошло выражение «козел отпущения».
Суккот (в переводе с иврита «шалаш»,
«шатер» или «кущи»). Отмечается в 15-й день месяца
тишрей. Во время праздника люди переселялись в
шалаши в память о шалашах, в которых жили их
предки, кочуя по Синайской пустыне. Эта традиция
и сегодня соблюдается в Израиле. В Суккот
благодарят Бога за обильный урожай. В синагогах
благословляют этрогом (плод, похожий на лимон) и
букетом из ветвей пальмы, мирт и вербы. Они
символизируют вездесущность Бога и единство
еврейского народа. Суккот — самый любимый и
радостный народный праздник. Дети мастерят к
празднику макет шалаша, а сам праздник
воспринимают как интересное приключение.
Симхат-Тора («радость Торы»).
Отмечается в последний день праздника Суккот. В
день праздника заканчивается годовой цикл
чтения Торы и начинается чтение свитка сначала. В
синагогах из ковчега вынимают свитки Торы и семь
раз обносят их вокруг здания. Праздник с песнями
и танцами продолжается до глубокой ночи.
Песах (Пасха) — «праздник
освобождения». Отмечается в месяце ниссан
(март–апрель) в память об Исходе евреев из
Египта, где они находились в рабстве. Слово
«песах» в переводе с иврита означает «миновал»,
«перепрыгнул». Фараон не хотел отпускать евреев
из рабства, поэтому Господь наслал на Египет
страшные бедствия, названные «египетскими
казнями». Но казни эти не коснулись народ
Израиля, миновали их.
К пасхальному ужину (седеру) приглашают бедняков
и тех, кто не может отметить праздник в своей
семье. За праздничным столом читают Агаду —
историю Исхода евреев из Египта. На Пасху и в
течение пасхальной недели едят пресный хлеб
предков — мацу, приготовленную быстро и без
дрожжей. Легенда повествует, что евреи покидали
Египет в спешке, и тесто не успело взойти. Хлебцы
из неперебродившего теста выпекали уже в
пустыне, на горячих камнях. Поэтому маца имеет
плоскую форму и пористую структуру.
Начинается трапеза с наполнения бокалов красным
вином. Первый бокал выливается — в память о крови
первенцев, пролитой в самый страшный из дней
египетских казней.
Кроме мацы, на стол подают блюда из горьких трав,
которые должны напоминать горечь египетского
рабства. Во время еды зелень обмакивают в соленую
воду — символ слез, пролитых евреями в рабстве, и
символ моря, которое они пересекли во время
Исхода. Еще одно символическое блюдо называется
«харосет» и состоит из смеси тертых яблок,
фиников, орехов и вина. Харосет своим цветом
должен напоминать о кирпичах, которые
изготовляли евреи в рабстве. Заканчивается
трапеза словами: «В будущем году — в Иерусалиме!»
Спустя тридцать дней праздник отмечается снова
для тех, кто не смог отметить его дома.
Шавуот означает «недели» и
празднуется в месяце сиван (май–июнь). В этот
день на горе Синай Моисей получил Учение о
законах, или Тору. Считается, что в ночь Шавуот
небеса раскрываются, и все молитвы достигают
Бога. Шавуот празднуется в начале сезона жатвы. В
древности из пшеницы первого помола делали два
каравая и несли их в Храм вместе с лучшими
первыми плодами. Существует поговорка: «Тора
сладка и приятна, как молоко и мед». Поэтому в
день Шавуота едят молочные продукты, а также
торты и коврижки с медом. В сельских местностях и
кибуцах Шавуот отмечают как праздник урожая.
Дети идут в детские сады и школы с венками на
головах и с корзинками фруктов. Синагоги и дома
украшают зелеными ветвями и гирляндами из
цветов. Окна принято украшать бумажными
аппликациями. Их вырезают в канун праздника и
взрослые, и дети.
Ханука («освящение»). Отмечается в
24-й день месяца кислев (ноябрь–декабрь). Праздник
посвящен возобновлению богослужения в
Иерусалимском храме, отобранном у иудеев
греко-сирийским царем Антиохом IV Эпифаном. Этот
властитель насильственно насаждал язычество
среди евреев. В храме установили языческие
статуи, а свитки Торы сожгли. Были запрещены
еврейские праздники и обычаи. Только после
длительной борьбы иудеям удалось освободить
Иерусалим и выкинуть языческих идолов из храма.
Оскверненный храм нужно было освятить, но в нем
остался только один маленький кувшинчик с
маслом, которого хватило бы на один день. Для того
чтобы приготовить новое масло, требовалось
восемь дней. Все же решено было зажечь кувшинчик.
И случилось чудо: огонь горел восемь дней. В
память об этом событии зажигают светильник —
ханукию. Каждый вечер в него вставляют по одной
свече, пока их не станет восемь. В эти дни едят
молочные блюда и пищу, приготовленную на масле,
чаще всего латкес — картофельные оладьи. На
Хануку у детей каникулы. Им принято дарить
подарки или деньги. В этот день они играют в
традиционную игру дрейдл — так называется
четырехугольный волчок, на каждой стороне
которого написана буква. Во времена
греко-сирийских завоевателей под видом игры в
волчок вели обучение детей еврейскому алфавиту.
Ту би Шват — Новый год деревьев.
Празднуется в 15-й день месяца шват
(январь–февраль). В древности было принято
отдавать в храм десятую часть урожая. Ту би Шват
установили для того, чтобы отделить урожай
одного года от урожая другого года. Это праздник
посадки плодоносных деревьев, ибо в Торе
говорится: «Когда войдете в свою страну,
насаждайте в ней плодоносные деревья». И в
настоящее время в Израиле в этот день сажают
деревья и устраивают экологические экскурсии. На
праздничном столе должны быть злаки и фрукты,
произрастающие в Израиле. На трапезе принято
петь песни и цитировать библейские тексты,
посвященные деревьям и фруктам.
Пурим. Празднуется в 14-й день месяца
адара (февраль–март). Название праздника
происходит от слова «пур» — «жребий». События,
которые легли в основу праздника, произошли в
библейские времена. Аман, главный советник
персидского царя Артаксеркса, решил погубить
еврейский народ в день, определенный по жребию.
Но Эсфирь — жена Артаксеркса — и ее двоюродный
брат Марходей спасли народ от истребления.
На утренней службе в синагоге читается книга
Эсфирь, а вечером на площадях идут пуримшпили —
театрализованные представления. Праздник
спасения отмечают бурным весельем,
карнавальными шествиями и пирами. Принято
посылать знакомым праздничное угощение. Пекут
маленькие треугольные пирожки. Они называются
«Уши Амана».
9 ава (июль–август) — праздник
памяти о разрушении царем Вавилона
Навуходоносором Первого Храма и других
трагических событиях в жизни еврейского народа.
Евреи погружаются в траур и соблюдают строгий
пост. Запрещено читать Тору, книги Пророков и
Писание, ибо сказано: «Тора радует сердце, а в
этот день нельзя радоваться». Читают только
книгу Иова и суровые речи Иеремии, пропуская
слова утешения. Сидеть в этот день принято только
на земле или низких скамьях, как принято в день
траура.
При составлении календаря
использованы материалы Интернета,
энциклопедические издания, в частности, «Религии
мира» : Ч. 1–2 (М.: Аванта+, 1997), Православный
календарь на 2009 год; Мусульманский календарь на
2009 год.