Иконопись — одно из величайших
достояний русской культуры. Любоваться иконой
как произведением изобразительного искусства
гораздо сложнее, чем относиться к ней как
предмету культового поклонения. Ведь иконопись
— это особый художественный «язык», со своими
«кодами» и условностями. Их надо знать, чтобы
«читать» икону.
Возникла икона в период широкого
распространения учения об Иисусе Христе.
Христианство, выйдя за пределы иудейской
традиции, быстро стало религией «бедных и рабов».
Но «Благая весть», облеченная в форму писания,
была недоступна для неграмотных слоев населения.
Живописные образы в виде икон изначально служили
для просвещения верующих, для знакомства их с
сюжетами и основными положениями христианского
вероучения.
История иконописи, тем не менее, не была
безоблачной. Сама возможность изображения
непостижимого Бога подвергалась сомнению. И
Церкви пришлось объявить так называемых
«иконоборцев» отступниками и еретиками.
На Русь искусство иконописи пришло из Византии и
достигло здесь невиданного расцвета. Но техника
создания икон сыграла с иконами злую шутку.
Русские иконописцы покрывали готовую икону
олифой. Олифа придавала иконной живописи особую
яркость и к тому же предохраняла изображение от
нежелательных воздействий среды. Однако со
временем олифа темнела. В результате поколения
потомков уже не имели понятия, какими же были
древние иконы в период их создания. Историки
культуры и верующие долгое время были уверены,
что русской иконе свойственна «чернота». Что
икона задумана «черной».
И только реставрационные работы начала ХХ века
сокрушили этот миф. Оказалось, древние
иконописцы писали яркими, сочными красками. И
иконы, выходившие из-под их кисти, «светились».
Благодаря реставраторам и искусствоведам в
летопись русского искусства вошли такие имена,
как Дионисий, Феофан Грек, Андрей Рублев.
Дионисий. Одигитрия
(Путеводительница)
Дева Мария. 1502 г.
|
Дионисий. Распятие. 1499—1500
|
Андрей Рублев. Троица.
Около 1411 г.
|
Феофан Грек и его мастерская.
Архангел Гавриил. Конец XIV в.
|