Событие достаточно
знаменательное как с точки зрения инициаторов и
организаторов (партия «Единая Россия», профсоюзы
работников образования и науки, общественная
организация «Союз женщин России»), так и с точки
зрения участников форума.
Содержательной дискуссии о путях развития
дошкольного образования, охватывающей самые
разные сферы функционирования системы, не было
давно. «Круглые столы» и семинары посвящались,
как правило, какой-нибудь одной проблеме (быть
или не быть предшколе, нужны ли детские сады в
форме АУ, как обеспечить малышам здоровый образ
жизни, не имея на это денег из федерального
бюджета, и т.д.). Для организаторов форума
предпочтительным стал системный подход.
Проблемы детского сада, педагогов и дошколят
можно решить только в комплексе. Нужны
фундаментальные решения по развитию дошкольного
образования. Они повлекут за собой решение пусть
очень важных, но локальных проблем.
Поэтому такое внимание участники форума
проявили к работе секции по законодательной
деятельности в сфере модернизации системы. Здесь
тон задавал профсоюз, выступивший с целым
пакетом мер по нормативному регулированию
финансово-экономических механизмов развития.
Интересными и содержательными были выступления
представителей регионов, рассказавших о
реальном опыте решения реальных проблем.
Не меньший интерес вызвала работа секций, на
которых обсуждались перспективы развития
дошкольного образования в рамках национального
проекта «Образование» и возможность или
невозможность введения стандартов образования.
С рекомендациями, выработанными в ходе работы
Всероссийского форума, а также с некоторыми
интересными практическими и осуществимыми
предложениями регионов мы непременно познакомим
своих читателей в следующих номерах.
Но вряд ли нам в
ближайшие два-три года следует ждать
существенных положительных изменений в сфере.
Во время форума содержательные выступления
представителей министерства и науки время от
времени прерывались спонтанными репликами с
мест: «Зарплата педагога высшей категории,
работающего в детском саду, достигает в нашем
дотационном регионе 4,5 тысячи рублей. Как не
стыдно!»; «Если и дальше финансировать детские
сады по остаточному принципу, полагаясь на силы
муниципалитетов, высокие задачи скоро некому
будет реализовывать!»
Представители профсоюзов еще в 2007 году
предложили целый комплекс мер по улучшению
состояния положения педагогов-дошкольников: тут
и увеличение отпуска, и сокращение рабочей
недели, и приравнивание по основным показателям
труда воспитателя детского сада к труду
воспитателя школьной группы продленного дня.
Участники форума предлагали включить дошкольное
образование в национальный проект
«Образование», обеспечить выделение средств на
систему из федерального бюджета.
Но если раньше, в период «стабильности» и высоких
цен на нефть, благоденствие не коснулось
дошкольного образования, то в период кризиса,
когда бюджетные расходы урезаются по всем
возможным направлениям, вряд ли можно на это
рассчитывать. Это не значит, что профсоюзу и
законодателям не следует тратить силы на
выработку обоснованных предложений. Однако
сегодня такие предложения носят скорее
стратегический характер, чем обрисовывают
ближайшую перспективу.
Достаточно острый
характер приобрела и дискуссия вокруг
необходимости введения стандартов в дошкольном
образовании. Многие чиновники дошкольного дела
поддерживают идеи «Института стратегических
исследований в образовании» РАО о разработке и
введении стандартов в этой сфере. И позиция
разработчиков (стандарты-таки разрабатываются!)
кажутся вполне аргументированными.
Тем не менее министерство придерживается иной
установки: стандарты дошкольному образованию не
нужны (и поэтому их никто не будет вводить).
И здесь с начальником Департамента образования и
науки Игорем Реморенко трудно спорить: стандарты
предполагают наличие измерительного механизма
«соответствует — не соответствует», жестко
регулируемых правил перехода ребенка с одной
образовательной ступени на другую. Показатели
«психологической и физической готовности к
школе», предлагаемые разработчиками стандартов
в качестве критерия выполнения стандартов,
оказываются с этой точки зрения весьма
уязвимыми.
Возраст, когда дети достигают «дошкольной
зрелости» и демонстрируют готовность к обучению
в школе, конечно, определен. Но границы его
все-таки условны (6–8 лет) и очень зависят от
индивидуальных особенностей развития ребенка.
Дошкольный возраст характеризуется
неравномерностью развития: сегодня малыш еще
«классический дошкольник», а прошло два-три
месяца (летних) — и его не узнать. Но скачок может
и не совпасть с периодами контрольной проверки
на усвоение стандартов. А они — и это
симптоматично! — вводятся по аналогии с
контрольными проверками школьного учебного
года, а не дошкольного.
К тому же у дошкольника на протяжении всего
периода посещения детского сада еще не
сформирована произвольность — основное условие
систематического обучения. Это означает, что
педагог детского сада может быть необычайно
талантлив, но в своих устремлениях
«проскальзывать» мимо желаний и внимания
ребенка. Такое сплошь и рядом мы наблюдаем даже в
школе. А здесь речь идет о дошколятах, которые — в
силу неразвитой произвольности — не могут сами
отвечать за результаты своего образовательного
процесса. Так о чем говорить?
Даже рамочная программа, которую министерство
предлагает вместо стандартов, вызывает сомнение.
Если следовать теории Л.Выготского, педагог
дошкольного образования должен подстраиваться
под «программу» самого дошкольника,
отталкиваться в планировании занятий от ребенка,
его интересов и устремлений, а не от устремлений
проверяющих инстанций.
Но этому слишком трудно учить самих педагогов. И
понятие «рамка» в таком контексте приобретает
несколько иной смысл, чем мы привыкли.
Для введения
стандартов существует и другое
труднопреодолимое препятствие: до сих пор
сохраняется огромная очередность в детские сады.
По данным профсоюзов, количество детей, не
посещающих дошкольные учреждения вопреки
желанию родителей, на сегодняшний день превышает
миллион. Это целый город с миллионным населением.
Таких крупных городов в России не так много.
А если приплюсовать сюда малышей, которых по
разным причинам не отдают в детский сад, цифра
еще больше увеличится. То есть дошкольное
образование не является в нашей стране всеобщим.
И было бы неправильно, даже жестоко (учитывая
психофизические особенности дошколят)
настаивать на том, чтобы дошкольные учреждения
«охватили» всех малышей, начиная с трех лет.
А идея предшколы как обязательной ступени,
предполагающая обязательное обучение с пяти лет,
уже не раз подвергалась обоснованной критике и
педагогами, и психологами.
Статья опубликована при поддержке компании "MSK Centrum". Московский центр дверей предлагает Вам двери комнатные, межкомнатные, металлические двери, межкомнатные перегородки, напольные покрытия и фурнитуру от лучших производителей. Гарантия качества и надёжной жизни. Посмотреть полный каталог продукции, узнать цены, контакты и сделать заказ Вы сможете на сайте, который располагается по адресу: http://mskcentrum.ru/.
Говорят, что
всеобщее дошкольное образование не
подразумевает обязательного посещения детского
сада. И мы, заводя об этом речь, должны иметь в
виду самые разные образовательные формы:
мини-садики, семейные группы, открытые
детско-родительские игровые площадки. Даже
гувернерское воспитание, к которому подавляющее
большинство представителей дошкольной сферы по
разным причинам испытывает классовую ненависть.
Но эти формы в настоящее время находятся в
зачаточном состоянии, и никто особо не заботится,
чтобы они множились и развивались. Разве что в
порядке эксперимента или коллекционирования
экзотических педагогических идей со стороны
какого-нибудь продвинутого чиновника, явно
выпадающего из зоны ближайшего развития
подавляющего чиновничьего большинства.
А представим себе фантастическую картину, что
все эти формы вдруг развились и образовали
«действительное», а не придуманное видовое
многообразие. Тут даже рамочную программу было
бы сложно выполнять — не то что существовать по
законам стандартизированного образования.
И это действительно содержательная и
организационная дилемма: многообразие форм и
широкий охват детей дошкольным образованием —
или стандарты. Одно противоречит другому.
Итак, уповать на
введение стандартов и на внезапное и быстрое
изменение финансово-экономического положения
как детского сада, так и воспитателя
бессмысленно — как бы ни были активны участники
форума.
Что же остается?
О дошкольном образовании сегодня нужно хотя бы
говорить, хотя бы озвучивать его проблемы для
общественного сознания — иначе невозможно будет
сдвинуть этот воз с места.
Именно в этом заключается основное значение
прошедшего форума.
И именно с этой целью — говорить, говорить,
говорить — организаторы форума включили в
повестку работу маленькой, но шумной секции «СМИ
— дошкольному образованию». Секция объединила
внутри себя людей, которые, в силу условий
конкуренции, редко сходятся вместе по доброй
воле: это представители специализированных
газет и журналов. Тем не менее участники секции в
ряду самых разных предложений выдвинули одно, ни
у кого не вызвавшее возражений: нужно на
федеральном уровне добиваться введения в
календарь Дня дошкольного работника.
Это заставит «большую» прессу обратить внимание
на детские сады не только по причине массовых
отравлений детей или очередного процесса против
взяточницы-заведующей, торгующей местами в
детский сад. Центральным газетам и, главное,
телевидению нужен благородный информационный
повод. День дошкольного работника мог бы таким
поводом стать. Тогда, возможно, СМИ начнут
рассказывать своим читателям и зрителям об
истории становления детского сада в России, о его
особенностях, о содержании работы
педагогов-дошкольников.
И воспитателей в этот день будут поздравлять с
экранов телевизоров и по радио, а родители начнут
понимать: хотя бы в этот день нужно сказать
«спасибо» тем, кому они оставляют детей, чтобы
иметь возможность отправиться на свои
престижные и хорошо оплачиваемые работы.
«Дошкольные» СМИ борются за этот праздник уже
пять лет. И вот — первая ласточка: прошлой весной
Минобрнауки РФ разослало в регионы
рекомендательные письма, предлагающие на уровне
субъектов Федерации праздновать 27 сентября —
день открытия первого российского детского сада.
Можно ли считать это нашей общей — пусть
маленькой — победой? Победой на информационном
поле? Думаю, да.
И если форум включит в свои рекомендации
предложения секции, эта победа чуть прибавит в
весе.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И
НАУКИ
Российской Федерации
(Минобрнауки России)
Департамент государственной
политики и нормативно-правового регулирования в
сфере образования
_____
ул. Тверская, д. 11, Москва,
ГСП-3, 125993
Телефон: 629-18-79
Факс: 629-79-12
E-mail: d03@mon.gov.ru
31 марта 2008 г. № 03-584
О праздновании Дня работников
дошкольного образования
Уважаемые коллеги!
С 27 сентября 2003 года по инициативе ряда
общероссийских педагогических изданий в России
было положено начало ежегодному празднованию
Дня работников дошкольного образования.
Дата праздника связана с тем, что примерно в эти
дни осенью 1863 года в Санкт-Петербурге был
учрежден первый в России детский сад.
Идея праздника была горячо поддержана многими
педагогическими коллективами, в ее поддержку
выступили авторитетные ученые — авторы
большинства программ воспитания, образования и
развития детей дошкольного возраста. Всех
воодушевила надежда на то, что общество обратит
внимание на детские сады, поздравит
воспитателей, других педагогов, всех работников
системы дошкольного образования с их
профессиональным праздником.
С каждым годом новый праздник становится все
более распространенным и общепризнанным,
отмечается педагогической общественностью и
родителями в большинстве регионов Российской
Федерации с участием органов управления
образованием.
По замыслу этот праздник не предполагал
какого-либо единого сценария; в каждом субъекте
Российской Федерации и муниципалитетах традиции
Дня работников дошкольного образования
складываются по-своему, в меру интересов,
талантов, возможностей его участников и
организаторов.
Министерство образования и науки Российской
Федерации поддерживает новую традицию и
рекомендует региональным и местным органам
управления образованием принять в ее развитии и
укреплении посильное участие.
Директор Департамента
И.М. РЕМОРЕНКО |