Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №8/2009
В конце 2008 года газета «Дошкольное образование» предложила читателям рассказать об экспериментальной деятельности своего детского сада, своей группы или об экспериментах некоторых педагогов. Сегодня мы публикуем рассказ в ответах на вопросы об экспериментальной работе детского сада «Солнышко», пгт Мортка, ХМАО — Югра. Заведующая сада — Галина Буряк. Анкету заполняла педагог-психолог Эльвира Берчатова.
Уважаемые читатели!
Вы можете высказать свое мнение по поводу позиции, заявленной педагогическим коллективом детского сада «Солнышко» пгт Мортка.
Ждем ваших писем.

Вы ведете эксперимент

1. Как называется эксперимент, в котором вы участвуете?

Экспериментальное внедрение в работу дошкольного образовательного учреждения комплексной программы оздоровления «Здоровый малыш».

2. Почему вы решили заняться экспериментальной работой?

Мы сами, исходя из стоящих перед нами задач, а также выявленных вследствие многолетней работы с детьми «острых» проблем, задумали эксперимент в связи с реализацией приоритетного национального проекта «Образование». Почему мы взяли именно данную проблему? Ответ на этот вопрос в подробностях опишем в пояснительной записке.

Статья опубликована при поддержке транспортной компании "ИнтерТрансАвто". "ИнтерТрансАвто" предлагает Вам логистические и транспортные услуги в Екатеринбурге. Паллетная доставка грузов, авиаперевозки, морские, железнодорожные, международные, негабаритные и автомобильные грузоперевозки, а также трансфер, корпоративные поездки, экскурсионные туры, проведение деловых встреч, доставка сотрудников и другие услуги. Узнать подробнее о компании и услугах, стоимость транспортных перевозок и контакты Вы сможете на сайте, который располагается по адресу: http://www.intertransavto.ru/.

Пояснительная записка

(в сокращении)

По данным, опубликованным в Государственном докладе о состоянии здоровья населения РФ, 60% детей в возрасте от 3 до 7 лет имеют функциональные отклонения в состоянии здоровья и только 10% детей приходят в школу абсолютно здоровыми. Поэтому проблему здоровья следует рассматривать в широком социальном аспекте.

Вся жизнедеятельность ребенка в дошкольном учреждении должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья, особенно — во время адаптационного периода.

Основными критериями здоровья растущего организма ребенка служат:

  • уровень физического развития и его гармоничность;

  • уровень развития функциональных систем;

  • способность организма к сопротивлению неблагоприятным воздействиям окружающей среды, в том числе к заболеваниям;

  • хорошая адаптация к меняющимся внешним условиям.

За последние годы увеличилось число детей, поступающих в ДОУ с различными заболеваниями и проблемами психического развития. Поэтому коллектив детского сада считает приоритетным направлением своей работы оздоровление воспитанников.

В центре работы по полноценному физическому развитию и укреплению здоровья детей должны находиться, во-первых, семья, включая всех ее членов, во-вторых, детский сад, где ребенок проводит большую часть своего времени, т.е. социальные структуры, которые в основном определяют уровень здоровья детей.

На состояние здоровья наших детей, живущих на Крайнем Севере или в районах, приравненных к территориям Крайнего Севера, оказывают существенное влияние как неблагоприятные социальные факторы, так и экологические, демографические, климатические условия, а именно:

  • наследственность;

  • суровые климатические условия нашего региона;

  • неблагоприятная развивающаяся промышленность;

  • электронно-лучевое и «металлозвуковое» облучение детей (компьютерные игры, длительное пребывание перед телевизором, просмотр видеофильмов, постоянно звучащая рок-музыка);

  • образ жизни (который оказывает наибольшее влияние на состояние здоровья).

В результате осмысления актуальности затронутой проблемы и анализа работы дошкольного учреждения в русле здоровьесберегающих технологий возникла необходимость разработки программы оздоровления детей дошкольного возраста с учетом региональных и климатогеографических условий.

Программа «Здоровый малыш» направлена на сохранение и укрепление здоровья детей; формирование у воспитанников, родителей, педагогов ответственности в деле сохранения собственного здоровья.

Задачи программы:

  • комплексная и ранняя диагностика состояния здоровья и показатели психофизического развития детей, изучение их динамики;

  • создание необходимых условий для психологической и социальной адаптации, а также для полноценного физического развития детей с отклонениями в состоянии здоровья;

  • разработка содержания коллективных и индивидуальных форм оздоровительной работы (развитие общей сенсомоторной и речедвигательной моторики, пространственно-координационных и ритмических способностей, формирование умений произвольно управлять телом, регулировать речь, эмоции);

  • грамотное построение двигательного режима ребенка во время пребывания в дошкольном учреждении;

  • координация и взаимодействие медицинских, лечебно-логопедических, психопедагогических и социальных служб.

3. Как давно вы работаете в режиме эксперимента?

Внедрение экспериментальной работы по программе включает период с 2006-го учебного года по 2011 г.

4. Участие в эксперименте оправдывает не все наши надежды. Существуют многочисленные факторы, препятствующие положительному решению целей и задач программы «Здоровый малыш». В частности, существенным препятствием является поведение будущих матерей во время беременности (болезни, курение, употребление алкогольных напитков), ослабляющих впоследствии здоровье новорожденного. Снижают эффективность программы неблагоприятные климатические условия, в которых находится наш поселок, экологический фон жизни людей (обилие «вредных» заводов на территории поселка).

5. В результате эксперимента мы поняли: прежде чем начинать работу по внедрению инновационной деятельности, необходимо просчитать возможные риски, учесть все нюансы, препятствующие получению положительного результата в работе.

6. Мы не заручились поддержкой научного руководителя, и это стало самой главной нашей ошибкой в ходе эксперимента. Но мы живем в таких условиях, когда привлечение ученых серьезного уровня к работе практиков затруднено: все научные, исследовательские и образовательные организации находятся от нас очень далеко. Но «направляющая рука» рецензента в ходе реализации инновационного проекта нам бы очень пригодилась.

7. Что считать самым главным нашим достижением?

В области экспериментальной работы с детьми мы «новички». Но все наши педагоги и подавляющее число родителей понимают важность запланированной идеи. Наша программа «Здоровый малыш» в 2007 году была удостоена гранта губернатора ХМАО А.Филипенко в номинации «Сохранение здоровья детей» (конкурс «Лучшее дошкольное образовательное учреждение») и гранта главы Кондинского района в номинации «Образовательное учреждение, активно внедряющее здоровьесберегающие технологии» (районный конкурс «Национальный проект “Образование”»).

8. Теперь мы думаем, что эксперименты необходимы для развития педагогической практики и системы дошкольного образования.

9. Мы считаем, что эксперименты должны организовываться по инициативе снизу в результате возникновения текущих педагогических проблем. Кому, как не практикам, знать все проблемы, связанные с детьми в целом и с каждым ребенком в отдельности? Правда, для экспериментальной работы необходим соответствующий багаж знаний, необходимая материально-техническая база и команда активных и творчески работающих педагогов. Тогда можно спланировать и организовать экспериментальную работу на достойном уровне.

Рейтинг@Mail.ru