1.
Как называется эксперимент, в котором вы
участвуете?
Экспериментальное внедрение в работу
дошкольного образовательного учреждения
комплексной программы оздоровления «Здоровый
малыш».
2.
Почему вы решили заняться экспериментальной
работой?
Мы сами, исходя из стоящих перед нами
задач, а также выявленных вследствие многолетней
работы с детьми «острых» проблем, задумали
эксперимент в связи с реализацией приоритетного
национального проекта «Образование». Почему мы
взяли именно данную проблему? Ответ на этот
вопрос в подробностях опишем в пояснительной
записке.
Статья опубликована при поддержке транспортной компании "ИнтерТрансАвто".
"ИнтерТрансАвто" предлагает Вам логистические и транспортные услуги в Екатеринбурге.
Паллетная доставка грузов, авиаперевозки, морские, железнодорожные, международные,
негабаритные и автомобильные грузоперевозки, а также трансфер, корпоративные
поездки, экскурсионные туры, проведение деловых встреч, доставка сотрудников и
другие услуги. Узнать подробнее о компании и услугах, стоимость
транспортных перевозок и контакты Вы сможете на сайте, который
располагается по адресу: http://www.intertransavto.ru/.
Пояснительная записка
(в сокращении)
По данным, опубликованным в
Государственном докладе о состоянии здоровья
населения РФ, 60% детей в возрасте от 3 до 7 лет
имеют функциональные отклонения в состоянии
здоровья и только 10% детей приходят в школу
абсолютно здоровыми. Поэтому проблему здоровья
следует рассматривать в широком социальном
аспекте.
Вся жизнедеятельность ребенка в
дошкольном учреждении должна быть направлена на
сохранение и укрепление здоровья, особенно — во
время адаптационного периода.
Основными критериями здоровья
растущего организма ребенка служат:
уровень физического развития и его
гармоничность;
уровень развития функциональных
систем;
способность организма к сопротивлению
неблагоприятным воздействиям окружающей среды,
в том числе к заболеваниям;
хорошая адаптация к меняющимся внешним
условиям.
За последние годы увеличилось число
детей, поступающих в ДОУ с различными
заболеваниями и проблемами психического
развития. Поэтому коллектив детского сада
считает приоритетным направлением своей работы
оздоровление воспитанников.
В центре работы по полноценному
физическому развитию и укреплению здоровья
детей должны находиться, во-первых, семья,
включая всех ее членов, во-вторых, детский сад,
где ребенок проводит большую часть своего
времени, т.е. социальные структуры, которые в
основном определяют уровень здоровья детей.
На состояние здоровья наших детей,
живущих на Крайнем Севере или в районах,
приравненных к территориям Крайнего Севера,
оказывают существенное влияние как
неблагоприятные социальные факторы, так и
экологические, демографические, климатические
условия, а именно:
наследственность;
суровые климатические условия нашего
региона;
неблагоприятная развивающаяся
промышленность;
электронно-лучевое и
«металлозвуковое» облучение детей (компьютерные
игры, длительное пребывание перед телевизором,
просмотр видеофильмов, постоянно звучащая
рок-музыка);
образ жизни (который оказывает
наибольшее влияние на состояние здоровья).
В результате осмысления актуальности
затронутой проблемы и анализа работы
дошкольного учреждения в русле
здоровьесберегающих технологий возникла
необходимость разработки программы
оздоровления детей дошкольного возраста с
учетом региональных и климатогеографических
условий.
Программа «Здоровый малыш» направлена
на сохранение и укрепление здоровья детей;
формирование у воспитанников, родителей,
педагогов ответственности в деле сохранения
собственного здоровья.
Задачи программы:
комплексная и ранняя диагностика
состояния здоровья и показатели
психофизического развития детей, изучение их
динамики;
создание необходимых условий для
психологической и социальной адаптации, а также
для полноценного физического развития детей с
отклонениями в состоянии здоровья;
разработка содержания коллективных и
индивидуальных форм оздоровительной работы
(развитие общей сенсомоторной и
речедвигательной моторики,
пространственно-координационных и ритмических
способностей, формирование умений произвольно
управлять телом, регулировать речь, эмоции);
грамотное построение двигательного
режима ребенка во время пребывания в дошкольном
учреждении;
координация и взаимодействие
медицинских, лечебно-логопедических,
психопедагогических и социальных служб.
3.
Как давно вы работаете в режиме эксперимента?
Внедрение экспериментальной работы по
программе включает период с 2006-го учебного года
по 2011 г.
4.
Участие в эксперименте оправдывает не все наши
надежды. Существуют многочисленные факторы,
препятствующие положительному решению целей и
задач программы «Здоровый малыш». В частности,
существенным препятствием является поведение
будущих матерей во время беременности (болезни,
курение, употребление алкогольных напитков),
ослабляющих впоследствии здоровье
новорожденного. Снижают эффективность программы
неблагоприятные климатические условия, в
которых находится наш поселок, экологический фон
жизни людей (обилие «вредных» заводов на
территории поселка).
5. В
результате эксперимента мы поняли: прежде чем
начинать работу по внедрению инновационной
деятельности, необходимо просчитать возможные
риски, учесть все нюансы, препятствующие
получению положительного результата в работе.
6. Мы
не заручились поддержкой научного руководителя,
и это стало самой главной нашей ошибкой в ходе
эксперимента. Но мы живем в таких условиях,
когда привлечение ученых серьезного уровня к
работе практиков затруднено: все научные,
исследовательские и образовательные
организации находятся от нас очень далеко. Но
«направляющая рука» рецензента в ходе
реализации инновационного проекта нам бы очень
пригодилась.
7.
Что считать самым главным нашим достижением?
В области экспериментальной работы с
детьми мы «новички». Но все наши педагоги и
подавляющее число родителей понимают важность
запланированной идеи. Наша программа «Здоровый
малыш» в 2007 году была удостоена гранта
губернатора ХМАО А.Филипенко в номинации
«Сохранение здоровья детей» (конкурс «Лучшее
дошкольное образовательное учреждение») и
гранта главы Кондинского района в номинации
«Образовательное учреждение, активно внедряющее
здоровьесберегающие технологии» (районный
конкурс «Национальный проект “Образование”»).
8.
Теперь мы думаем, что эксперименты необходимы
для развития педагогической практики и системы
дошкольного образования.
9. Мы
считаем, что эксперименты должны
организовываться по инициативе снизу в
результате возникновения текущих
педагогических проблем. Кому, как не практикам,
знать все проблемы, связанные с детьми в целом и с
каждым ребенком в отдельности? Правда, для
экспериментальной работы необходим
соответствующий багаж знаний, необходимая
материально-техническая база и команда активных
и творчески работающих педагогов. Тогда можно
спланировать и организовать экспериментальную
работу на достойном уровне.