Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №9/2009
Поэзия обладает огромными возможностями по отношению к ребенку. Стихи формируют детскую речь, развивают слух и вкус, открывают дорогу в культуру.
Читать детям стихотворные произведения так же важно, как поить их молоком.
Мы решили познакомить педагогов с поэтами-современниками, которые уже сегодня по праву считаются классиками.
Их книги должны быть в библиотечке каждого детского сада. Их имена должны быть известны родителям.
Организуйте в своей группе или в холле детского сада «Уголок поэзии». Вместе с работниками библиотек вы можете устраивать мини-выставки стихотворных сборников для детей.
А анкеты «Дошкольного образования» создадут у детей и родителей ощущение личного знакомства с поэтом.

Знакомьтесь: живые классики!

Это поэт Григорий Кружков.
Он живет в Москве и пишет стихи для взрослых и детей.
Вот что он рассказал о себе большим и маленьким читателям «Дошкольного образования».

Я родился в поселке Перловка около Москвы. Сейчас это сразу за Московской кольцевой автодорогой, и застройка там городская, много высоких домов и так далее. А когда-то это была почти деревня — даже улица, на которой я жил, называлась 2-я Крестьянская. На этой улице все сажали картошку и овощи, огород с грядками обычно переходил в сад, в котором росли вишни и яблоки, а также крыжовник, смородина и все, что хозяин посадил. А в конце улицы протекала река Яуза, и была она значительно шире, чем сейчас, и несравненно чище — там в воскресенье купались не только дети, но и взрослые.

Первое стихотворение я сочинил в четвертом классе, когда болел и лежал в постели. Тогда от скуки я сочинил очень интересную математическую задачу, которую до сих пор помню (не решил, а именно придумал). И еще я сочинил стихотворение о зиме — так себе стихотвореньице. Примерно тогда я понял, что писать в рифму несложно. Но писал редко, потому что было много других увлечений — в том числе физика и математика. Всерьез заниматься стихами стал уже потом, когда окончил школу.

А все потому, что в детстве, когда мне было годика два-три, мама носила меня, захворавшего, на руках и читала наизусть стихи Лермонтова: «Погиб поэт, невольник чести…». Так что я возрос, можно сказать, «с свинцом в груди и жаждой мести». С этим потрясающим звуком стихов в ушах.

Моей самой любимой книжкой в детстве была большая и растрепанная книга «Пионерский театр». Это сборник всяких пьес, из которых мне особенно нравились «Снежная королева» (пьеса Шварца), а еще инсценировка повести Гайдара «Чук и Гек» и «Город мастеров» Тамары Габбе.

А самыми любимыми игрушками у меня были самодельные деревянные пистолеты и ружья (я любил прятаться и играть в войну). А еще я любил бегать и всевозможные спортивные игры — от футбола до настольного тенниса. Лет с одиннадцати полюбил шахматы и собирать марки.

Дома я ходил не помню в чем, не обращал внимания на то, как был одет. Глядя на детские фотографии, вижу, что тогда носили широкие шаровары — вроде казацких штанов: это считалось спортивной одеждой. На современный взгляд, смешно. Вот это самое я и носил — на улицу и дома. Был еще школьный костюм, который в августе покупали в магазине «Детский мир», и там были за ними ужасные очереди, просто давиловка.

Ел все, что дают. Вот только с детства ненавидел манную кашу с комочками. А если без комочков, то ничего. Дело в том, что надо сыпать манку понемножку в кастрюлю и получше размешивать, тогда комков не будет.

В детстве я любил и лето, и зиму одинаково. Потому что зимой тоже можно играть в превосходные игры, например, кататься с горки на лыжах и санках, а это очень весело. Меньше любил весну, потому что весной у нас в Перловке была непролазная грязь, а испачкаться я боялся — мама заругает, ей же всё стирать.

А теперь я больше люблю лето. Солнце люблю, длинные дни и каникулы — я ведь преподаватель в университете, и летом у меня каникулы, как у школьников и студентов.

Когда я был маленьким, у меня не было своего домашнего животного. Хотя у нас во дворе жил дворовый пес, но он был серьезный и мне не очень запомнился.

Теперь у меня живет черная кошечка по имени Джульетта. Чаще я называю ее Жулька или Жулик. Она еще очень молодая и любопытная. Забирается на стол и усаживается прямо перед мной, загораживая компьютер. А еще она любит спать в уголке за экраном монитора, когда я пишу. И все время старается отвлечь меня от глупых дел, чтобы мы с ней поиграли в казаки-разбойники. Она очень хорошо разбирается в стихах и часто старается выковырять когтем неточную рифму — из книги или рукописи.

Еще у меня много друзей-поэтов. Это Марина Бородицкая, Михаил Яснов, Дина Крупская, Сергей Махотин и другие. Я ими горжусь. И стихами их замечательными горжусь, и вообще всем, что в них есть и что к стихам прилагается.

А вот вам и стихотворение:

Военная инструкция для мальчишек

Когда воевать
Вам придется
Друг с дружкой —
Кидаться снежками,
Сражаться подушкой, —
На случай
Припомните мудрую речь:
Лупите
Не в полную силу:
Противника надо
Предельно беречь —
Чтоб, значит,
Надолго хватило.

Рисунок Марии Овчинниковой

Рисунок Марии Овчинниковой

Рейтинг@Mail.ru