Книжки-игрушки
Книжки-игрушки представляют собой
печатные издания, в которые встроена какая-либо
игровая «добавка», призванная сделать книжку
более привлекательной и развлекательной.
Наиболее простым и распространенным вариантом
такой добавки являются круглые глаза персонажей
(кошечек, лягушек, собачек и пр.), внутри которых
крутится подвижный зрачок. При переворачивании
страниц (соответственно, при изменении картинки)
эти глаза меняют своего хозяина, но сами по себе,
естественно, не меняются. Получаются разные
звери, а иногда — и люди с одинаковыми круглыми
глазами, в которых плавает один и тот же зрачок.
Еще один вариант подобной игровой добавки —
встроенное звуковоспроизводящее устройство.
Например, если нажмешь на картинку лягушонка, он
начинает квакать, а утенок — крякать. Иногда в
книжку встраивают какой-либо музыкальный
инструмент, который может быть косвенно связан с
ее содержанием. Так, к изданию сказки братьев
Гримм «Бременские музыканты» в запечатанном
виде прилагается маленькая дудочка. Игровые
добавки имеют самые разные варианты, но все они
призывают ребенка к действию — нажимать,
вращать, крутить — словом, играть. Однако к
настоящей игре все эти действия не имеют
отношения. В то же время, для маленьких детей
такие игровые добавки, безусловно, являются
привлекательными: удержаться от таких
манипуляций просто невозможно. Малышу хочется
попробовать, что «умеет» делать книжка. Понятно,
что интерес к таким пробам, а значит — и к самой
книжке, быстро иссякает. При этом ее литературное
содержание уже не важно. Конечно, картинки
совершенно необходимы для любой детской книжки.
Картинка для ребенка — это не просто
иллюстрация, это своего рода средство проживания
и присвоения текста. Но для этого картинка должна
быть просто картинкой, а не предметом
манипуляций. А если иллюстрация призывает к
действиям и уводит внимание ребенка от текста,
это значит, что книжка уже не является книжкой,
так и не став игрушкой.
Книжки-поделки
Книжки-поделки пытаются соединить
чтение с продуктивной деятельностью ребенка. В
качестве продуктивной деятельности может
выступать рисование, раскрашивание, аппликация,
конструирование на бумаге (так называемое
плоскостное конструирование). Например, по ходу
чтения сказки ребенку предлагается раскрасить
по образцу не закрашенные картинки или
дорисовать отсутствующие детали изображений. Во
многих книжках иллюстрации имеют массу белых
пятен, которые дети должны восполнить, —
наклеить недостающие части картинок, выбрав их в
соответствующих приложениях. Так, в сказке про
Дюймовочку у героини может отсутствовать рука,
кусочек платья и лицо (что само по себе выглядит,
мягко говоря, странно), а в конце книжки (в
приложении) представлены соответствующие детали
наряду со многими другими. Ребенку в процессе
знакомства со сказкой (или после него?)
предлагается выбрать нужные части картинок и
заполнить белые пятна. Таким образом, либо
знакомство с текстом происходит на основе весьма
странных, незаконченных (ущербных) картинок, либо
восприятие сказки подменяется аппликацией. Сама
по себе аппликация (как и раскрашивание или
дорисовывание картинок) — занятие вполне
полезное и увлекательное для дошкольников. Но
почему и зачем его нужно соединять с восприятием
текста? Видимо, по логике авторов, такое
совмещение придает книжке дополнительную
привлекательность и развивающее значение. На
самом деле восприятие художественной литературы
и занятие аппликацией (рисование или
раскрашивание) — совершенно разные и
несовместимые виды деятельности. Попытка их
объединения на одном пространственно-временном
отрезке разрушает и то и другое. Вместо того
чтобы «вжиться» в содержание сказки, представить
и пережить описываемые события, ребенок начинает
«доделывать» книжку: сам материал подталкивает
его к этому.
В то же время, он не может полностью погрузиться в
продуктивную деятельность, поскольку это не
совсем его самостоятельная поделка, а все-таки
книжка. Вообще возможность — а в данном случае
необходимость — вмешательства и «доделывание»
литературного произведения имеет весьма
сомнительное воспитательное значение. Бережное
отношение к ней, ее целостность и сохранность
всегда считались одной из составляющих
воспитания читателя. Здесь же ребенку
предоставляется полная свобода в обращении с
книгой. Он может произвольно и по-своему ее
разукрашивать, разрисовывать, доделывать. Это
нарушает целостность восприятия литературного
текста.
Результатом такого вынужденного
внедрения маленького читателя в материальную
форму произведения скорее всего будет
разрушение уважения к книге.
Книжки-задачники
Еще одним популярным жанром
издательской продукции для детей являются
книжки-задачники. Это прямой путь к превращению
художественной литературы для детей в
дидактические пособия по освоению каких-либо
навыков. «Создатели» книжки вставляют в
традиционные сказки задания, мало связанные с их
содержанием. От ребенка по ходу чтения требуется
эти задания выполнять. Иначе, грозят ему авторы
концепции, он не сможет узнать, что будет дальше.
Например, по ходу знакомства с известной сказкой
«Гуси-лебеди» ребенок должен сосчитать, сколько
гусей летит в небе, сколько яблок растет на
яблоне, сколько деревьев растет на поляне и пр.
А вот другой пример. В книжке про Красную
Шапочку на каждой странице нарисованы часы.
Глядя на них, ребенок должен выяснить, как долго
гуляли по лесу Красная Шапочка и Волк; сколько
было времени, когда Волк начал есть бабушку;
сколько времени потребовалось охотникам для
«вскрытия» Волка и т.п. С точки зрения авторов
этих книжек, подобные задания имеют несомненный
развивающий эффект. Ребенок не просто знакомится
со сказкой, но еще и учится определять время!
Конечно, это полезное умение, но при чем здесь
Красная Шапочка?..
Продолжение следует