Выпускной праздник вызывает
сильные чувства — и у педагогов, и у родителей, и
у самих детей. Мы провожаем детей в «новую жизнь»
и напутствуем их мудрыми, как нам кажется,
словами: учитесь хорошо! На одни пятерки. Для
верности мы еще несколько раз переспросим:
— Как вы будете учиться, детки?
— Хорошо! — отвечают они радостно. — На четыре и
пять!
— А двойке в своих тетрадках разрешите
хозяйничать? (Это цитата из выпускного сценария.)
— Нет! — уверены дети.
— Вот молодцы! — хвалит ведущий. — Так держать!
И дети вслед за ведущим чистыми, звонкими
голосами «клянутся»:
Лишь хорошие отметки
Обещаем получать!
Обещаем мы учиться
На четыре и на пять!
Все присутствующие в момент клятвы
свято верят: сказанные слова в будущем послужат
детям спасительным амулетом. Хотя знают же,
знают, что это не так.
И навязанные детям невыполнимые обещания —
самая настоящая словесная диверсия против их
психического здоровья. Совсем не все будет им
удаваться — по крайней мере легко и просто. И в
один прекрасный день двойка проберется-таки к
ним в тетрадки.
И совсем не по злому умыслу ребенка. Так зачем же
заранее обрекать его на то, чтобы он чувствовал
себя клятвопреступником?
Не стоит так поступать. Не
стоит понапрасну тешить родительское самолюбие.
В течение периода дошкольного детства вашей
задачей было научить родителя принимать своего
ребенка, сделать так, чтобы малыш воспринимал
семью как психологический тыл. Теперь, в качестве
школьника, он будет нуждаться в таком тыле не
меньше, а больше, чем в период дошкольного
детства.
Поэтому найдите возможность поговорить с
родителями о формальных и неформальных его
достижениях в ближайшем будущем. Устройте
обсуждение темы с опережением: «Школьная жизнь
сегодня немыслима без отметок. Как нужно к ним
относиться?»
Зададим себе вопрос: что
такое «отметка»?
Пушкин, например, хоть и был лицеистом, двоек не
получал (хотя, говорят, было за что): их тогда еще
не придумали.
Школьные отметки появились во времена
царствования Николая Первого. Русский царь
Николай Первый образцовым государством почитал
Пруссию и от Бисмарка был без ума. Он и ввел в
российских гимназиях в начале ХIХ века
пятибалльную отметочную систему вместе с
обязательной для всех гимназистов формой —
исключительно для укрепления дисциплины. Как в
Пруссии. А то расплодили всяких либералов да
бунтарей! И вся демократическая общественность
России этим обстоятельством была крайне
возмущена, потому что усмотрела в николаевских
реформах серьезную угрозу живому духу обучения.
Несмотря на то что отметочная система считалась
крайне несовершенной и в двадцатые годы с
крушением старой российской гимназической
системы от нее отказались, советская школа
тридцатых годов к ней вернулась — именно в силу
ее подчеркнуто дисциплинарного характера. Ну и
простоты. Зачем усложнять жизнь чиновникам?
И вот, за полтора столетия (с небольшим перерывом)
мы к отметкам привыкли, сделали их символом
школьной жизни.
Статья опубликована при поддержке интернет-магазина в Москве "Ру-диван.РУ". Диваны с фотопринтом, детские
диваны, для кухни, диван еврокнижка, кресла, кресло-кровать,
французские раскладушки, пуф, диваны для офиса, угловые диваны и
многое другое. Гарантия качества, доступные цены, удобный сервис.
Посмотреть полный каталог товаров, цены, контакты и сделать заказ Вы
сможете на сайте, который располагается по адресу: http://www.ru-
divan.ru/.
Сколько ни призывали педагоги перестроечной
эпохи к отказу от двоек и пятерок, к разработке
более гибкой и гуманной шкалы оценивания успехов
детей, все безуспешно: натолкнулись на стену
непонимания — как со стороны чиновников, так и со
стороны родителей. Это было обидно, но объяснимо:
родители боялись потерять привычные ориентиры
отслеживания учебы ребенка. А «1–2–3–4–5» — как
сигналы светофора: два — беремся за кнут (иногда
— в переносном, а случается — и в прямом смысле),
пять — покупаем «пряник» в виде новеньких
монстров или наклеек. Ребенка за лесом отметок и
не видно.
Но отметка — всего лишь
формальный и чрезвычайно негибкий показатель.
Тройка тройке рознь. И пятерки разные бывают. Как
учителю иной раз хочется поставить за работу не
просто 3, а 3,9 или 4,5! Но такими тонкими оттенками
арсенал пятибалльной системы не располагает.
Поэтому
разговоры об успехах в учебе не должны
ограничиваться формальными результатами.
Ведь важны и качество знаний, и затраченные на
выполнение задания усилия, и интерес к тому или
иному предмету.
При жестких установках родителей исключительно
на хорошие отметки вместо спокойного отношения к
поставленным учебным задачам, вместо желания
добросовестно выполнять задания и узнавать
что-то новое ребенок оказывается в состоянии
нездоровой конкуренции, все время сравнивает
свои успехи с успехами окружающих. И если
все-таки становится отличником, то относится к
тому типу учеников, которые готовы душу продать
за отметку, унижаться, умолять учителя о
повышении балла, лишь бы не выйти за рамки того
пагубного образа, который внушен бабушкой или
чрезмерно честолюбивой мамой. Таких в школе не
любят, считают выскочками и подлизами. А ведь
социальный статус ребенка, его отношения с
одноклассниками не менее важны для его
нормальной жизни, чем хорошие оценки!
Кстати, для того чтобы быть отличником в
начальных классах, кроме природной
сообразительности, надо обладать еще рядом
специфических качеств. Школа — это не только
«храм знаний», но и, кроме всего прочего,
дисциплинарный институт. Здесь в первую очередь
надо сидеть и слушать. Слушаться. Старательной
девочке с красивым почерком, которая смотрит
учительнице в рот, понимает, что от нее ждут, и
готова с удовольствием выполнять все требования,
гораздо легче стать отличницей в первом классе,
чем заводному мальчишке, который ненавидит
писать. Его голова забита роботами,
конструкторами и футболом. По сравнению с ними
правила русской орфографии кажутся досадным
отвлечением от истинной жизни. Это вовсе не
значит, что он обречен. Возможно, в старших
классах, где на первый план выходит не
старательность, а интеллектуальные возможности
детей, ситуация изменится. Случается, что средний
по формальным показателям ученик вдруг
проявляет исключительный интерес к
определенному предмету, демонстрирует глубокое
понимание сложнейшей проблематики, по окончании
школы поступает в МГУ и становится ученым.
Многие учителя это прекрасно знают. Конечно, в
классе бывают блестящие ученики, которые рождены
быть отличниками. Но случается, и довольно часто,
что отличник — вовсе не самый умный ребенок в
классе.
А может возникнуть ситуация, что главные
способности ребенка лежат в сфере, не
контролируемой общеобразовательной школой: это
может быть музыка, пластика, театр, футбол, ручной
труд. Тогда будущее малыша определится именно
здесь, сюда должны быть направлены основные силы
в обучении. И тогда уж ему точно нет
необходимости быть отличником. Неплохо, но не
обязательно.
Подводя итоги, скажем:
отношение к отметкам должно быть рабочим. Да, для
родителей они являются опознавательными знаками
учебных успехов, но не приговором в последней
инстанции относительно дальнейшей судьбы
конкретного мальчика или конкретной девочки.
Приговор своим детям выносят сами родители.
Своим детям и своим отношениям с ними.
Потому что иногда для сохранения этих отношений
не устраивающую родителя оценку лучше
проигнорировать. Иногда плохая отметка должна
вызывать сочувствие, а иногда ей можно… даже
обрадоваться!
Конечно, и здесь не стоит перегибать палку. Иной
родитель, наткнувшись на несколько двоек подряд
в тетрадке по математике, торопится сделать
вывод: «Мой ребенок гуманитарий, потому что
математика ему не дается». Вряд ли это правильно
выстроенная причинно-следственная связь. Пушкин
стал Пушкиным не потому, что ему не давалась
математика, а потому что он писал стихи. Поэтому
помогите маленькому школьнику реализоваться в
том, что у него хорошо получается. И никогда не
наказывайте его запретом посещать любимый
кружок, если он получил двойку или тройку.
Лучший способ попытаться перекрыть неприятные
ощущения от не удовлетворяющих вас отметок — это
сделать предметом своей заботы развитие ребенка,
его интересы, его внутренние коллизии, его
чтение. Помогать в учебе тоже нужно, но не
агрессивно.
Мудрый человек и замечательный поэт
Валентин Берестов написал:
А дети читают,
А дети мечтают,
И даже их папы и мамы не знают,
Кем станут, кем вырастут дети!
По-моему, это хорошая заповедь для
родителей детей, начинающих школьную жизнь.
Фото Александра Степанова