Окончание. Начало в № 9/2009
Красавицы и монстры
По мере взросления ребенка «старше»
становится и кукла. Со временем она становится не
только предметом заботы и ухода, но и задает
образ взрослого человека — девушки или юноши. На
этом этапе для детей особенно привлекательными
становятся образы Барби и ее друга и спутника
Кена.
В последнее время велись бурные
дискуссии по поводу вреда или пользы кукол типа
Барби. Основной вред этой куклы виделся в
пропорциях ее тела — выраженных женских формах,
утрированной худобе и слишком длинных ногах.
Сейчас эти куклы уже прочно вошли в жизнь наших
детей, и каждая девочка мечтает иметь хотя бы
одну, а лучше — несколько подобных кукол. Поэтому
совсем исключить их из обихода вряд ли возможно.
Но куклы Барби больше всего подходят для детей
школьного возраста, и игра с этой куклой не
должна превращаться в коллекционирование.
Проблема в том, что куклы Барби на глазах
обрастают имуществом: к ним прилагаются не
только обувь и одежда, но и расчески, помады,
велосипеды, нижнее белье, собачки, младенцы и пр.
Уже не нужно ничего изобретать и придумывать: все
имеется в готовом виде. Пожалуй, вершиной
игрушечной конкретности на сегодняшний день
является «беременная» Барби, которая «наглядно
моделирует» процессы беременности и родов:
открыв дверцу в кукольном животе, девочка может
легко достать из него младенца, а потом вернуть
назад.
В последнее время ставшую уже
традиционной Барби все более вытесняет кукла Братц,
которая представляет собой девушку-подростка с
утрированными чертами лица и ярким макияжем. У
нее огромные накрашенные глаза,
вызывающе-чувственные губы и совершенно
непропорциональное тело. Братц, как и Барби,
обеспечена всем необходимым дамским
«имуществом»: к ней прилагаются ультрамодные
предметы одежды, разнообразные сумочки, сапоги
(которые одеваются и снимаются вместе с частью
ноги), мобильные телефоны, косметички, расчески и
пр. Все это провоцирует желание девочек
постоянно расширять его и накапливать не только
самих кукол, но и кукольный гардероб, тем более
что разнообразие и того и другого достаточно
велико.
Проблемы, связанные с этими куклами, не
только в том, что они вызывающе выглядят, но и в
том, что они подменяют настоящую наполненную
фантазией детскую игру достаточно примитивным и
чисто внешним позерством. Ведь игра — это не
развлечение, а трудоемкий процесс, и наибольшее
удовлетворение дети получают от напряженной
работы фантазии. Если в игре присутствуют четко
фиксированные образы, происходит торможение
фантазии самого ребенка. Кукла навязывает
свой конкретный образ и способ действий,
«диктует» ребенку, что с ней нужно делать, и
поэтому не позволяет ему следовать собственному
игровому замыслу. Игра заменяется
манипулированием с предметом: заданный образ
так силен, что ребенок попадает под его влияние.
То
же касается и всевозможных человекообразных
существ (человек-паук, разнообразные
трансформеры, черепашки-ниндзя и т.п.). Игра с монстрами
— это, как правило, погоня, битва, пожирание.
«Хорошая» кукла должна оставлять ребенку
простор для собственной фантазии, для
возникновения собственных замыслов — то есть
быть открытой для игры.
Облегчая ребенку игровую задачу, мы тем самым
вынуждаем его сводить игру к однообразным и
стереотипным движениям, ограничиваем
возможности к самостоятельным осмысленным
действиям, а значит — тормозим его развитие.
Между тем современные куклы все более
автоматизируются и приобретают самостоятельное
существование.
Куклы-роботы, или интерактивные
куклы, оснащенные специальными программами,
могут жить «своей жизнью», независимой от
деятельности ребенка, а иногда и руководить его
действиями. Например, кукольный младенец при
нажимании определенного рычага на спине
начинает через каждые 40–50 секунд произносить
команды: «Мамочка, спой мне песенку!»; «Мне
скучно, давай поиграем!»; «Мамочка, покорми
меня!». Взрослые приходят от этих «командных»
писков в восторг, дети тоже радуются и гордятся
своим «имуществом», но к игре эта гордость не
имеет никакого отношения.
Некоторые роботы очень малы: микродансеры,
микробэби (миниатюрные куклы-младенцы),
микрозвери. Такие существа реагируют на качание,
подбрасывание, хлопки, поглаживание и прочие
воздействия. Бывают роботы и покрупнее. Например,
медведь, который обнимает любого желающего. Или
робот-солист: если нажать на кнопку, он начинает
со страшной скоростью кружиться по столу,
подносить к голове-кастрюле микрофон и распевать
в него китайские песни сомнительного качества. К
тому же у него светятся электрическим светом
глаза и подергиваются в такт музыке верхние
конечности. Во всех этих случаях ни о какой игре
не может быть и речи. Ребенок, нажимая кнопки, из
субъекта деятельности превращается в игровую
приставку, чьими движениями руководит программа.
По образу и подобию
Еще одно не менее серьезное влияние
куклы связано уже не с игрой, а с воздействием
образа куклы на личность ребенка. Давно
замечено, что дети, играя с куклой,
подсознательно принимают на себя ее образ и
уподобляются ему. Через игру с куклой,
отображающей человеческий образ, формируются
манера двигаться и модель поведения ребенка в
обыденной жизни. Куклы воздействуют на
маленького ребенка очень глубоко, даже на уровне
телесности. Это явление в науке изучено
недостаточно, но отдельные наблюдения весьма
показательны. Вот один очень яркий пример.
Мальчику шести лет на протяжении
долгого времени регулярно покупали все новых и
новых монстров — маленьких, ненавязчивых, как
считала мама. После продолжительной игры с ними
внешний облик ребенка и его поведение
существенно изменились: он стал все больше
сутулиться, смотрел на окружающих исподлобья,
говорил резким, надрывным голосом.
В манере общаться все больше прорывались нотки
диктата. Как ни странно, воздействие игрушек
оказалось сильнее других формирующих факторов
(музыки и хореографии).
Все эти особенности удалось преодолеть после
того, как из детской комнаты убрали всех
монстров.
Такое проецирование и телесное
подражание объясняется тем, что ребенок именно в
первые семь лет жизни отличается необыкновенной
пластичностью. Все, что окружает малыша, в
буквальном смысле строит его облик и душу. Дети
впитывают те качества куклы, которые наиболее
выражены внешне. Агрессивность, манерность,
сексуальность, самодовольство, склонность к
потребительству, заложенные в игрушках, со
временем могут стать качествами самого малыша.
Такое впитывание происходит незаметно как для
взрослых, так и для самого ребенка. И это опасно —
особенно для маленьких детей. К концу младшего
школьного возраста (после 7–9 лет), когда у
ребенка уже более или менее сложился устойчивый
образ человека и сформировались связанные с ним
представления о красивом и некрасивом, хорошем и
плохом, дети способны понять и оценить
карикатурность и утрированность куклы, не
перенося ее черты на себя. А малыши пока не могут
отстраниться от того, во что они играют. Они
естественно вовлекаются в игру и сливаются с ней,
а значит, принимают и переносят на себя характер
своих игрушек. То, что годится для школьников и
подростков, совершенно не подходит для
дошкольников.
Поэтому очень важно учить родителей
выбирать для ребенка «правильную», «хорошую»
куклу.
Этот текст вы можете вывесить в
родительском уголке или раздать родителям на
руки.
Выбираем куклу
Памятка для родителей
Разработана психологами Центра игры и
игрушки МГППУ
Куклу, подходящую для игр ребенка
дошкольного возраста, можно «опо-знать» по
следующим признакам.
У нее:
детская внешность, лицо не слишком ярко
и подробно прорисовано;
телесные признаки пола отсутствуют;
волосы прочно держатся на голове, и их
можно расчесывать;
материал, из которого сделана кукла,
мягкий и приятный на ощупь (желательно, чтобы он
был натурального происхождения);
куклу можно переодевать и переобувать,
не «расчленяя» ее тело;
у куклы должна быть одежда, подходящая
ей по возрасту и сезону, а также домашнее
кукольное хозяйство, не осложненное
техническими излишествами.
|