Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №10/2009
Изготовление развивающих игр и пособий своими руками для педагогов дошкольного образования стало хорошей традицией. И не только в силу хронической бедности. Порой в своих «изобретениях» они учитывают потребности своих воспитанников лучше, чем оторванные от садовской реальности «настоящие производители». И, как правило, их игрушки оказываются полифункциональными.
Игровые тренажеры педагогов детского сада «Золотой ключик» с. Верх-Тула Новосибирского района — яркий тому пример. Неслучайно они были награждены золотой медалью Международной образовательной выставки «Учсиб-2009» в Новосибирске.
Мы познакомим читателей с некоторыми идеями сибиряков.

Еду-еду к бабе, к деду на лошадке в красной шапке

Сюжетный развивающий тренажер «Лошадки» представляет собой планшет, на котором закреплены 6 полосок (основа забора) с маленькими безопасными гвоздиками (кнопками на длинных ножках) и 4 щетки разного цвета (туловища будущих лошадок).
Дети получают коробочки с деталями, с помощью которых будут достраиваться образы будущей картинки.
Среди них: деревянные палочки (можно использовать палочки для японской кухни, разрезав их на части нужной длины); прищепки четырех цветов, изображающие головы лошадок; обычные бельевые прищепки таких же цветов, как головы лошадей (по 4–5 прищепок каждого цвета); длинные шнурки двух разных цветов. Концы каждого шнурка связаны между собой — так ребенку будет удобнее оплетать с его помощью забор. Можно использовать цветные бельевые резинки.

ХОД ИГРОВОГО МИНИ-ЗАНЯТИЯ

В работе с тренажером принимают участие два ребенка и взрослый (педагог или психолог).

Часть первая. Конструируем лошадок

Педагог предлагает им создать образы лошадей с помощью цветных прищепок.
Дети решают, какого цвета лошадок они будут собирать. (Можно устроить жеребьевку.) Для удобства каждый ребенок работает с близко расположенными лошадками: один — с желтой и синей, другой — с красной и зеленой. Можно вместе с детьми уточнить угол картины, в котором им предстоит действовать (правый верхний, левый нижний).
К примеру, чтобы собрать желтую лошадку, нужно пристегнуть желтую голову к кольцу желтого цвета. Желтые бельевые прищепки будут изображать ноги и хвост лошади.
Таким же образом собирают всех остальных лошадок.

После этого педагог предлагает детям погладить лошадок и просит рассказать, какими получились лошадки: какого цвета? Какие они на ощупь? (Голова и ноги у лошадок гладкие, разноцветные. Бока шершавые, колючие, щетинистые, белые.)

Затем дети вспоминают и читают потешку:

Еду, еду
К бабе, к деду
На лошадке
В красной шапке.
По кочкам, по кочкам,
В ямку — бух!

Потешку можно прочитать несколько раз в разном темпе и с разным настроением. В некоторых случаях можно поиграть с детьми, сажая их на колени.

Часть вторая. Строим забор

Педагог предлагает детям с помощью деревянных палочек достроить забор и сосчитать, сколько палочек в результате на это ушло. Палочки можно считать слева направо (прямой счет) и справа налево (обратный счет). Кроме того, можно, по заданию педагога, отыскивать вторую по счету палочку, пятую, десятую, упражняясь в порядковом счете.

Чтобы забор крепче держался и был красивее, его нужно переплести шнурком. Шнурок можно цеплять к забору разными способами, так что получаются различные узоры. После окончания работы каждому ребенку предлагается назвать геометрические фигуры, получившиеся в результате.
Нужно обратить внимание ребенка, что одна и та же фигура может иметь несколько названий: квадрат — это в то же время и прямоугольник, и ромб.

Часть третья. Решаем задачки

Педагог предлагает детям рассказать, что же изображено на получившейся картинке. Дети в нескольких предложениях описывают, как лошади пасутся на лугу.
Педагог уточняет, сколько всего лошадей пасется? Как называются детеныши лошадей?
Дальше детям предлагается решить задачи.

Примеры задач

1. На лугу пасутся лошади. Две из них привязаны к забору, а две гуляют свободно. Сколько всего лошадей пасется на лугу?
2. На лугу пасутся четыре лошадки. Две привязаны к забору. Остальные не привязаны. Сколько лошадок пасутся свободно?
3. На лугу гуляют четыре лошадки. Две смотрят вверх, остальные щиплют травку. Сколько лошадок щиплет травку?
4. На лугу пасутся четыре лошадки. У каждой есть жеребенок. Сколько жеребят у всех лошадок вместе?
5. Сколько хвостов у всех лошадок, если лошадок четыре?
6. На лугу пасутся четыре лошадки. У трех лошадок один хозяин, у четвертой лошадки — другой. Сколько хозяев у всех лошадок?

Задачи, как мы видим, непростые. Но со временем дети научатся с ними справляться. Позже можно предложить им самостоятельно придумывать задачи и задавать друг другу.

Часть четвертая. Сочиняем рассказ

В последней части занятия можно предложить детям придумать рассказик или сказку про лошадок. Одним из персонажей сказки может быть сам ребенок.
Завязка, которую может предложить педагог:

«Однажды Петя пришел на луг и видит: там пасутся лошадки. Да непростые — волшебные.
Как Петя догадался, что лошадки волшебные? (Принимаются любые версии.)
Лошадки сказали Пете: «Ты хороший мальчик, поэтому мы исполним любое твое желание. Проси у нас, что хочешь.
Первую лошадку Петя попросил сделать так, чтобы…
Вторую лошадку Петя попросил…
Третью лошадку…
А четвертая лошадка сказала: «Не проси у меня ничего. Лучше садись на меня верхом. Мы поедем с тобой… (Куда отправился Петя верхом на лошадке?)»

Варианты работы с тренажером можно бесконечно варьировать.
Можно использовать планшет и на занятиях с подгруппой детей. Тогда на долю каждого ребенка выпадет меньше конкретных действий с предметами, но в обсуждении, в составлении задач и придумывании историй могут принимать участие все.

Автор методической идеи —

Рейтинг@Mail.ru